Психологические особенности личности женщины-преступницы

скачать (109.5 kb.)

  1   2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологические особенности личности женщины-преступницы

. Вклад ученых Республики Беларусь в развитие и становление юридической психологии

. Задание

Список использованных источников
1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ - ПРЕСТУПНИЦЫ
Уровень и интенсивность преступности женщин (абсолютное число зарегистрированных преступлений и коэффициенты) значительно ниже, чем у мужчин. [10, с. 13]

Это происходит отчасти в результате не прямой, а косвенной причастности женщин ко многим преступлениям. Это и подстрекательство, о котором не говорят мужчины-преступники, и участие в сбыте, использовании добытого преступным путем, и провокация конфликтов в мужской среде из-за ревности и т.п.

Для женщин характерна иная структура преступности, в частности, преобладание корыстных преступлений, а среди последних - совершаемых путем присвоения, растраты либо злоупотребления служебным положением; мошенничество, обман потребителей.

Типично женским насильственным преступлением является убийство новорожденного. Другие убийства, как правило, совершаются на семейно-бытовой почве, из-за ревности, стремления удержать сексуального партнера. Жертвами чаще всего становятся мужья, сожители, ближайшие родственники и даже дети.

По мере утраты типично женских социальных позиций и ролей, приближения к образу жизни мужчин в результате крайней деморализации (алкоголизм, наркомания) или старения женщины чаще совершают аналогичные с мужчинами насильственные и иные деяния, соучаствуют даже в изнасилованиях. [4, с. 246]

Как правило, среди выявленных женщин-преступниц бывает больше, чем среди выявленных преступников-мужчин, лиц старшего возраста. Соответственно преступная деятельность чаще всего бывает связана либо с выполнением профессиональных обязанностей, либо с семейными неурядицами. [10, с. 13]

Материальные трудности в семье переживаются женщиной более остро в силу того, что она вынуждена более, чем мужчина, заботиться о детях, их питании и формировании, а также о стариках. В силу этого процессы обнищания значительной части населения более остро переживаются женщинами.

В преступности женщин проявляются мотивы, связанные с их фактическим неравенством с мужчинами даже в юридически заданном аспекте. Это и преступное реагирование на факты посягательства на трудовые права женщины, сексуальные притязания к ней со стороны работодателя и т.п. [4, с. 247]

Психологическое исследование осужденных женщин показало, что в большинстве они не имеют качеств, которые существенно могли бы осложнить профилактическую работу с ними, процесс их исправления. Однако процесс реабилитации у освобожденных из мест лишения свободы женщин может быть более трудным, чем у мужчин, так как у них более резко обрываются социально полезные связи. [7, с. 550]

В целом основной массе преступниц по сравнению с преступниками меньше присущи асоциальные установки, у них отсутствуют устойчивые преступные убеждения, социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но серьезных дефектов нет. Преступницы-рецидивистки, наоборот, давно утратили социально полезные контакты и представляют собой дезадаптированные личности. Своеобразие психологического облика данной опасной категории преступниц в немалой степени связано с наличием у них психических аномалий и расстройств, в том числе из-за возрастных изменений. [11, с. 274]

Известно, что вообще для женщин очень важны оценки других людей и то, какое впечатление они производят. Преступницы не составляют исключения. Их потребность в самоутверждении, являясь одним из самых мощных стимулов человеческих поступков, становится навязчивой, существенно влияя на их образ жизни. Это не просто стремление нравиться мужчинам или выглядеть лучше других женщин. Это потребность в подтверждении своего существования, места в жизни. [7, с. 550]

Демонстративность - определяющая преступные проявления, в том числе агрессивного характера, выполняет у них защитные (в психологическом плане) функции и служит целям самоутверждения. Потребность в самоутверждении, являясь одним из самых мощных стимулов человеческих поступков, становится у преступниц навязчивой, застревающей, существенно вляияя на весь образ жизни. Это не просто стремление, а потребность в подтверждении, как бы фиксации своего существования, бытия, места в жизни в целом. [11, с. 274]

Для преступниц вообще довольно характерны стойкость аффективных психотравмирующих переживаний и высокая импульсивность. Это приводит к неадекватному восприятию и оценке возникающих жизненных ситуаций, плохому прогнозированию последствий своих поступков, дезорганизованности и необдуманности поведения. В связи с совершением противоправных действий женщины чаще испытывают чувство вины, беспокойство за свое будущее, причем это беспокойство усиливается в период отбывания наказания в местах лишения свободы. [7, с. 550]

Следует отметить также то обстоятельство, что на преступное поведение женщин существенное влияние оказывает более высокий, чем среди мужчин уровень неврозов и психопатий. Так, многие женщины, привлеченные к ответственности за умышленные убийства, имели аномалии психопатического типа, не исключающие вменяемость. [11, с. 274]
2. ВКЛАД УЧЕНЫХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и ученые, специализировавшиеся в других областях знаний. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию. [1, с.21]

В России психология как наука стала зарождаться в XVIII веке. Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. [6, с.98]

В конце XIX века в связи с развитием экспериментальной психологии судебная психология постепенно оформляется в самостоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями - «законами сознательной жизни человека» (Дриль Д.А. на что должна быть направлена карательная деятельность? Психологический очерк. СПб, 1881). В другой работе («Психологические типы в их соотношении с преступностью… Частная психология преступности». 1890) Д.А. Дриль, анализируя общие механизмы преступного поведения, приходит к выводу, что один из этих механизмов - ослабление у преступников способности «властно руководствоваться предвидением будущего». Глубокой психологической эрудицией отличались судебные речи В.Д Спасовича и Ф.Н. Плевако.

В 80-х годах прошлого века начинается деятельность выдающегося русского юриста А.Ф Кони, который постоянно уделял большое внимание связи уголовного права с психологией. Позднее А.Ф.Кони читал курс лекций «О преступных типах», написал ряд содержательных работ по судебной психологии. [5, с. 13]

Первое направление - разработка исследований в области криминальной психологии, которая на начальном этапе своего развития испытала влияние ломброзианства. [6, с.100]

В 80-х годах XIX века начинается научная деятельность выдающихся русских психиатров и психологов В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова и В.П. Сербского.

В.М. Бехтерев разработал конкретные судебно-психологические проблемы, а С.С. Корсаков и В.П. Сербский выдвинули ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией. [5, с. 13]

В 1907 г. по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила разработка курса «Судебная психология». А в 1909 г. в рамках психоневрологического института был создан криминологический институт. Итоги его работы были обобщены в труде В.М. Бехтерева «Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности», где рассматривались проблемы психологической диагностики обвиняемых и свидетелей. В это же время к вопросам криминальной психологии обращаются профессиональные психологи - Н.Я. Грот, А.В. Завадский, А.Ф. Лазурский и криминалист С.В. Познышев. В книгах «Основные начала науки уголовного права» (1912) и в «Очерках тюрьмоведения (1915) дана глубокая психологическая характеристика преступников.

В 1918 г. по предложению В.М. Бехтерева и ряда других ученых в Петрограде был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности. В институте имелся ряд лабораторий, которые в сферу своих исследований включали и вопросы, важные для развития судебной психологии.

Второе направление развития судебной психологии в России - исследование психологии свидетельских показаний. Это работы И.Н. Холчева «Мечтательная ложь» (1903), Г. Португалова «О свидетельских показаниях» (1903), Е.М. Кулишера «Психология свидельских показаний и судебное следствие» (1904), А.И. Елистратова и А,В. Завадского «К вопросу о достоверности свидетельских показаний» (1904), Я.А. Канторовича «Психология свидетельских показаний» (1925), М.М. Гродзинского «Единообразие ошибок в свидетельских показаниях (1927) и др. [6, с.100]

В первые годы после революции началось широкое изучение психологии различных групп преступников, психологических предпосылок преступности, психологии отдельных участников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей.

Судебная (криминальная) психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знания. Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии работала секция криминальной психологии (под руководством криминалиста С.В. Познышева). Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований. Вслед за этим во многих городах - Москве, Ленинграде, Киеве, Киеве, Минске и др. - организуются криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, в составе которых были секции криминалистической психологии, которые исследовали психологию преступника и преступления. В работе этих кабинетов участвовали ведущие психологи. Их исследования становились достоянием практических работников правоохранения. [5, с. 15]

В Минске был создан кабинет по изучению преступности и личности преступника, в котором было несколько секций, в частности, секция криминальной психологии и психиатрии.

Важным событием, повлиявшим на развитие судебной психологии, явился прошедший в 1930 г. I всесоюзный съезд по изучению психологии, на котором была создана специальная секция по судебной психологии. На ней были обсуждены доклады А.С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе». Участники съезда пришли к общему выводу о необходимости дальнейшего развития трех основных напрвлений судебной психологии: криминальной - изучающей психологию преступления и личности преступника, пенитенциарной - исследующей поведение лиц, отбывающих уголовное наказание, а также лиц, осуществляющих исправительную деятельность, и процессуальной - занимающейся изучением деятельности участников уголовного судопроизводства на разных его стадиях.

Итак, интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства привел к появлению в судебной практике психологических экспертиз, проведение которых явилось третьим направлением развития судебной психологии.

Но круг исследуемых тем не ограничивался изложенным. Изучение проблем повышения производительности труда привело к активизации исследований по психологии труда («психотехнике»). Начались психологические исследования различных профессий с целью установления психологической пригодности, профориентации при выборе профессии. Подобные работы стали проводить и по изучению психологических особенностей деятельности следователя, разработке профессиограммы следователя. Появившееся, таким образом, новое направление в судебной психологии (четвертое - психология следственной деятельности) получает мощное развитие в 1960 - 1970-е годы.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В.В. Романов (внедрение юридической психологии в сферу военной юстиции) и М.И. Еникеев (в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах). [6, с.102]

Многие направления юридической психологии пока еще не разработаны. К их числу относятся психология гражданского судопроизводства, психология частного и предпринимательского права и др.

В стране пока еще нет специализированного научного учреждения по проблемам юридической психологии, по производству судебно-психологической экспертизы, отсутствует система подготовки специалистов по юридической психологии.

В настоящее время в связи с социальным обновлением общества возникает острая необходимость исследования механизмов формирования демократического правосознания, стереотипов поведения в условиях правового государства.

Юридическая психология приобретает существенное значение и в системе подготовки и повышения квалификации юридических кадров. Одной из актуальных задач формирования юридической психологии является ее разработка в качестве учебной дисциплины, формирующей гуманистическое правосознание будущих юристов. [5, с. 17]
3. ЗАДАНИЕ
Осужденные - это люди с множеством разнообразных свойств и качеств, с различными чертами характера, разной степенью педагогической запущенности. У каждого из них своя жизнь, свое отношение к деятельности, определенный круг интересов, окружение родных, близких, друзей - свой мир, которым правонарушитель дорожил или не дорожил, а иногда просто не замечал его, не задумываясь над смыслом своего существования.

Арест и осуждение влекут за собой серьезные изменения в жизни человека. Он лишается свободы - высшего жизненного блага разумного существования, не имеет возможности общаться с родными, близкими, друзьями. Он вынужден сообразовывать свое поведение, поступки с чужой волей (законом и его исполнениями).

Вопросы:

. Какие изменения в психическом облике осужденных происходят под влиянием режимных условий отбывания уголовного наказания?

. Какие категории осужденных можно выделить по их отношению к режимным условиям отбывания уголовного наказания?

. Каковы особенности воспитательной работы с ними?
Выполнение задания

женщина преступница психология юридическая

Какие изменения в психическом облике осужденных происходят под влиянием режимных условий отбывания уголовного наказания?

Среди осужденных, находящихся в местах лишения свободы выделяется несколько категорий так называемой "группы риска".

Нередко к ним можно отнести лиц, недавно прибывших в исправительные учреждения, находящихся еще в стадии адаптации к условиям жизни в учреждении. Психика осужденного в начальном периоде отбывания наказания во многом определяется воздействием сложных фрустраторов, влияние которых он пережил: арест, предъявление обвинения, судебный процесс, вынесение приговора, содержание в следственном изоляторе, прибытие в исправительное учреждение. Наслаиваясь и аккумулируясь, эти раздражители вызывают сильнейшее напряжение психики, обостряют чувства. Не случайно в этот период многие осужденные насторожены, недоверчивы, раздражительны, многие из них убеждены в несправедливости определенной им меры наказания, в ответ начинают "мстить", нарушая установленный порядок отбывания наказания. Продолжительность периода адаптации определяется авторами исследований по-разному: от двух-трех месяцев пребывания в исправительном учреждении до одного года. В этот период осужденных можно считать трудновоспитуемыми, в особенности тех из них, кто отрицательно относится к соблюдению режима, к требованиям сотрудников исправительного учреждения, обладает задатками лидера и организаторскими способностями.

Довольно часто бывает затруднена воспитательная работа с осужденными женщинами в женском исправительном учреждении. Это происходит из-за наличия личностных особенностей, присущих женщинам: их чрезмерную вспыльчивость, агрессивность, аффективность поведения, настойчивое стремление к самоутверждению. Распад социально-полезных связей у женщин происходит более интенсивно, чем у мужчин. Хотя назначенное наказание и воспринимается как возмездие за совершенное преступление, но при этом женщина часто не может понять, кому "выгодно" ее унизительное, по ее мнению, положение в колонии, распад семьи, разлука с ребенком.

Как следствие наличия этих черт, женщины являются более дезадаптированными в условиях жизни в исправительном учреждении, чем мужчины. Поэтому не случайно эта категория осужденных является одной из наиболее "трудных" для управленческой деятельности и проведения воспитательной работы.

При управлении коллективом осужденных, с психологической точки зрения, важно учитывать и особенности личности, обусловленные возрастными различиями. Среди осужденных с отрицательным поведением часто встречаются лица молодежного возраста.

Для трех четвертей осужденных Молодежного возраста характерны такие устойчивые отрицательные качества личности, как равнодушие, дерзость и грубость, безжалостность и жестокость, озлобленность, легкомысленное стремление "жить красиво". Об устойчивости нравственных пороков этой категории осужденных свидетельствует и то, что значительная часть из них первое преступление совершили в возрасте до 18 лет.

Нельзя исключать и такую категорию осужденных, как личности в возрасте 35-50 лет, неоднократно судимые, при этом утратившие социально-полезные связи. Эти люди, которым, по их собственному выражению, "больше терять нечего", обладающие сильными чертами характера, зачастую не только не проявляют в своем поведении признаки отрицательной направленности, но и становятся лидерами негативно настроенных групп осужденных. По отношению к администрации исправительного учреждения они скрытны, озлобленны, недоверчивы. [2, с. 43]

  1   2



Рефераты Практические задания
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации