Построение тренировочного процесса пловцов 11-12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности

скачать (454 kb.)

  1   2   3
Построение тренировочного процесса пловцов 11-12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Глава 1. Обзор литературы

.1 Особенности подготовки пловцов

.2 Физическая подготовка пловцов

.3 Силовые способности

.4 Влияние индивидуальных показателей физической подготовленности на результат в плавании

.4.1 Начальная тренировка

.4.2 Морфологическое развитие

.5 Влияние антропометрических данных пловцов на эффективность тренировочного процесса

.5.1 Развитие анаэробных возможностей юных пловцов (развитие специальной выносливости и скоростных способностей)

.5.2 Влияние темпов полового созревания на развитие физических качеств

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Методы исследования

.2 Организация исследования

2.3 Экспериментальная методика

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Список литературы

тренировка пловец физическая подготовка

ВВЕДЕНИЕ


Плавание является популярным и успешно развивающимся видом спорта. Это обусловлено исключительно высоким оздоровительным и общеразвивающим воздействием занятий плаванием на организм человека, обширной программой соревнований по плаванию на олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупнейших соревнованиях.

Всевозрастающий уровень спортивных достижений, конкуренция в борьбе за мировое первенство требуют постоянного повышения качества и эффективности тренировочного процесса. Рост достижений в плавании в большой мере определяется постоянным совершенствованием систем подготовки квалифицированных спортсменов. Под совершенствованием систем подразумевается различный подход к дозированию нагрузок на организм спортсмена.

Не секрет, что от спортивной специализации спортсмена зависит и его подготовка. Так, спринтерам не нужно выполнять большие объемы работы аэробной направленности, чего не скажешь о спортсменах, специализирующихся на длинных дистанциях. Что касается средневиков, то их плавательная подготовка представляет собой некий симбиоз систем подготовок спринтеров и стайеров, который, в конечном итоге, выстраивается в отдельную систему.

На первых этапах спортивного отбора пропорции тела не играют решающей роли в построении тренировочного процесса, в связи с тем, что развитие каждого подростка строго индивидуально, и, как уже говорилось, юный пловец должен пройти стадию базовой подготовки независимо от длины и пропорций его тела. Но на завершающей стадии отбора антропометрические и физиологические данные пловца оказывают большое влияние как на методику тренировки в целом, так и на дозирование физических нагрузок в частности. Однако, большинство тренеров, на занятиях с учебно-тренировочными группами 1-го года обучения (УТГ 1) не уделяют должного внимания индивидуальным особенностям занимающихся, что часто становится одной из основных причин раннего ухода детей из секции. Таким образом изучение методик построения тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей является актуальной темой.

Цель работы - совершенствование тренировочного процесса пловцов 11-12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности тренировочного процесса пловцов 11-12 лет.

. Рассмотреть влияния индивидуальных показателей физической подготовленности на результат в плавании.

. Разработать методику тренировки пловцов 11 - 12 лет с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности и проверить ее эффективность.

Объект исследования - тренировочный процесс пловцов 11-12 лет.

Предмет исследования - методика построение тренировочного процесса пловцов 11-12 с с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности.

Гипотеза: мы предположили, что разработанная методика построения тренировочного процесса с учетом индивидуальных показателей физической подготовленности, повысит эффективность тренировочного процесса пловцов 11-12 лет в учебно-тренировочной группе первого года обучения.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
ГЛАВА 1. Обзор литературы
.1 Особенности подготовки пловцов
Основные средства тренировки. В плавании основными средствами являются разнообразные физические упражнения. По степени приближенности к основным соревновательным действиям их обычно подразделяют на 3 группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Каждая группа упражнений отличается преимущественной направленностью воздействия и применяется для решения различных задач на каждом этапе тренировки.

Общеподготовительные упражнения. Направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие организма спортсмена. Для гармоничного развития всех мышечных групп пловца включаются элементы, заимствованные из других видов спорта: кроссовый бег, ходьба на лыжах, гребля, спортивные и подвижные игры, гимнастические общеразвивающие упражнения. Для начинающих пловцов данные упражнения являются основными и для подготовки в зале, однако с ростом спортивного мастерства подготовка приобретает все более целенаправленный характер.

Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при плавании. К этой группе относятся упражнения, способствующие повышению силы и выносливости при работе на специальных гребковых тренажерах, плавание при помощи движений ногами или руками, с дополнительными отягощениями и тормозными устройствами. Эти упражнения являются основными для квалифицированных спортсменов.

Соревновательные упражнения. Включают в себя проплывание определенных дистанций основным способом в полной координации.

Основные методы тренировки. Для развития физических качеств могут применяться различные по характеру и длительности двигательные задания. При развитии выносливости в них вовлекается большая часть мышечного аппарата; при совершенствовании силы они могут иметь локальный характер. Нагрузка, применяемая для развития выносливости в зоне стайерских дистанций, может длиться 1,5-2 ч, в зоне спринтерских дистанций - 20-30 с.

Для выполнения тренировочного упражнения занимающимся необходимо учитывать четыре параметра: 1) длину отрезка; 2) количество повторений; 3) интервалы отдыха; 4) интенсивность или скорость плавания. Изменяя параметры упражнений, можно варьировать направленность воздействия нагрузки.

Эффективность развития выносливости зависит от реакций организма пловца на нагрузку. Так, например, в основе понятия интервальной тренировки лежит увеличение показателей сердечнососудистой системы в начале интервала отдыха после достаточно интенсивной работы. Если время отдыха подобрать таким образом, чтобы показатели деятельности сердечно-сосудистой системы существенно не снижались, а работоспособность частично восстанавливалась, то можно добиться максимального воздействия на сердечно-сосудистую систему. Для этого длина отрезков должна составлять 75-150 м, интервалы отдыха - 30-60 с, частота пульса - 180 уд/мин после проплывания и 120-130 уд/мин перед проплыванием отрезка. Изменение этих параметров приведет к тому, что воздействие на сердечно-сосудистую систему будет снижено и основная направленность тренировки будет иной.
.2 Физическая подготовка пловцов
Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств - выносливости, силы, гибкости и скоростных способностей.

Выносливость. Выносливостью называется способность длительно выполнять определенную физическую работу без снижения ее эффективности (скорости, темпа, шага) или ухудшения техники. Понятие «выносливость» неразрывно связано с утомлением, которое весьма специфично и находится в тесной зависимости от вида деятельности.

Высокий уровень выносливости спортсмена в одном виде физических упражнений может сочетаться с относительно слабой способностью противостоять утомлению в другом виде. Специфичность выносливости проявляется по отношению не только к виду спортивной деятельности (бег, плавание), но и к длине дистанции.

В спортивном плавании видов специальной выносливости практически столько же, сколько и соревновательных дистанций. Следует отметить, что стайерская выносливость менее специфична, чем спринтерская; этот вид выносливости называют общей. В связи с введением в программу соревнований по плаванию на открытой воде дистанций 5 и 25 км выделяется выносливость на сверхдлинные дистанции.

Уровень развития выносливости зависит от энергетического, морфологического и психологического факторов. Энергетический фактор обусловлен особенностями энергообеспечения работоспособности пловца на дистанциях различной длины. Морфологический фактор определяется строением мышц, жизненной емкостью легких, объемом сердца, капилляризацией мышечных волокон. Психологический фактор связан с устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, мобилизацией, умением преодолевать неприятные ощущения.

У детей 10 лет наблюдаются высокие темпы повышения выносливости. Это происходит за счет повышения капилляризации мышц, снижения сосудистого сопротивления, координации деятельности вегетативных систем. Такое развитие выносливости обеспечивается за счет планомерного увеличения объема нагрузок в плавании, а также использования средств ОФП. В этом возрасте отмечается «положительный перенос» тренированности в разных видах физических упражнений (беге, гребле, лыжных гонках и т.п.) на плавание. Поскольку техника плавания еще несовершенна, рекомендуется выполнять большой объем плавания по элементам как эффективное средство развития функциональных возможностей.

В целом для рассматриваемого этапа характерно прогрессирующее увеличение общего объема плавательной подготовки от года к году, а также широкое использование средств ОФП.

В возрасте 9-10 лет у девочек и 10- 11 лет у мальчиков спринтерская выносливость изменяется крайне мало; тем не менее рекомендуется эпизодическое выполнение упражнений в данной зоне нагрузок. Показатели спринтерской выносливости начинают постепенно увеличиваться: у девочек-с 11 -12 лет, у мальчиков - с 12-14 лет. Такое повышение достигается за счет использования сравнительно небольшого количества упражнений в зоне дистанций 50-200 м и до 50 м, увеличения от года к году количества соревновательных стартов.
.3 Силовые способности
От 9 до 11 лет у девочек и от 10 до 11 лет у мальчиков максимальная сила увеличивается незначительно. В то же время общая силовая выносливость существенно увеличивается за счет экономичности энергозатрат и совершенствования внутри- и межмышечной координации. Основное внимание уделяется обучению технике выполнения силовых упражнений. Рекомендуются разнообразные упражнения с малыми и средними отягощениями; темп движений аналогичен спортивному плаванию (40-60 движений в минуту). Основными средствами развития силовых способностей являются круговая тренировка, чередующая упражнения с отягощениями и общеразвивающие, а также лыжи и гребля.

Специальную силу в воде развивают в процессе технической подготовки - за счет обучения сознательному контролю за темпом и шагом и плавания с небольшим дополнительным сопротивлением.

Круглогодичная тренировка в целом носит подготовительный, базовый характер. Объем плавания за сезон на первом году составляет примерно 300-400 км, на последнем году - 1000-1200 км. 60-70% общего объема плавания составляют упражнения для развития стайерской выносливости, 25-30% - для развития выносливости в зоне дистанций 200-400 м и 2-3% - для развития скоростной выносливости.

В динамике нагрузок отсутствует ярко выраженная волнообразность, то есть резкая смена периодов большой нагрузки и восстановления. На 1-ми 2-м годах обучения не применяются большие нагрузки на фоне недовосстановления после ряда предшествующих тренировок; на 3-м и 4-м - применяются лишь эпизодически. Полное восстановление организма пловца к очередному занятию - важное методическое правило.

Учебный год, состоящий из 41-48 недель, разбивается на 2-3 макроцикла, завершающихся основными соревнованиями. Каждый из этих макроциклов состоит из 4-6 мезоциклов. Последние включают по 2-4 недельных микроцикла. К основным типам мезоциклов относят:

втягивающий;

базовый;

соревновательный.

Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепенное подведение пловцов к выполнению последующей тренировочной работы. Она применяется в начале сезона, после вынужденных (либо запланированных) перерывов в тренировках. Продолжительность этого мезоцикла не превышает 3-х недель. В нем осуществляются развитие преимущественно общих, не специфических для плавания, компонентов физических качеств, оздоровление и закаливание организма. Большой объем нагрузки выполняется на суше. На занятиях в воде широко используются игры и упражнения для совершенствования техники плавания.

В базовом мезоцикле проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма и совершенствованию физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Он является основной разновидностью мезоциклов годичной подготовки. Основной объем работы, направленной на развитие стайерской выносливости, выполняется кролем на груди. При плавании с помощью движений руками или ногами, а также брассом или на спине количество отрезков в серии уменьшается. Плавание дельфином рекомендуется чередовать с кролем на груди (например, 8x50 м: 50 м дельфином + 50 м кролем). При проплывании дистанций 200-400 м комплексным плаванием смена способа может происходить через каждые 25 м; с 10-11 лет при проплывании 400-800 м - через каждые 50 м.

Непрерывный метод применяют в его равномерном и переменных вариантах. Несмотря на то что непрерывный метод более надежно развивает выносливость, на начальных этапах тренировки предпочтительнее интервальный метод, поскольку он предоставляет тренеру хорошие возможности для контроля и немедленной коррекции техники плавания.

Упражнения для развития скоростных качеств сравнительно меньше различаются для рассмотренных возрастных групп; как правило, это проплывание 4-8 отрезков по 10-25 м.

Соревновательный мезоцикл обычно продолжается 2-3 недели. Общий объем нагрузки в нем постепенно снижается (в большей степени это характерно при подготовке к соревнованиям на короткие дистанции). В этом мезоцикле происходит совершенствование технических возможностей спортсмена, устранение отдельных недостатков в подготовке. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования, отработке выполнения стартов и поворотов. Тренировка продолжается в более «мягком» режиме; предельные нагрузки не используются. Увеличивается доля спринтерских упражнений.

Периодически целесообразно определять уровень физической работоспособности. Для начала можно ориентироваться на оценочные таблицы, разработанные К. Купером. В дальнейшем целесообразно сопоставлять уровень работоспособности с аналогичным показателем для соответствующего периода прошлого года. Увеличение показателя говорит о возможности увеличения нагрузок; при снижении или стабилизации уровня физической подготовленности к увеличению нагрузки следует подходить более осторожно. Требуется проплыть как можно большую дистанцию любым стилем. Лучше всего проводить тест в бассейне, так как там легко определить длину преодоленной дистанции. В случае усталости можно сделать короткий перерыв для отдыха, который входит в суммарное время теста. Тест можно проводить лишь при хорошем самочувствии, а для людей пожилого возраста - только после консультации с врачом.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации