Готовность к риску как профессионально важная личностная предпосылка предпринимательской деятельности

скачать (290.3 kb.)

  1   2   3   4   5
Готовность к риску как профессионально важная личностная предпосылка предпринимательской деятельности

(Дипломная работа)
Содержание
Введение.

Глава 1. Специфика предпринимательской деятельности.

.1 Виды предпринимательской деятельности.

.2 Структура предпринимательской деятельности.

.3 Субъект предпринимательской деятельности.

.4 Характеристики субъекта предпринимательской деятельности.

Глава 2. Готовность к риску как субъективный фактор успешности предпринимательской деятельности.

.1 Понятие «риск» в психологии и его разновидности.

.2 Личностный профиль субъекта предпринимательской деятельности.

.3 Готовность к риску как психологическая составляющая успешности предпринимателя.

Глава 3. Экспериментальная часть.

.1 Методическое обоснование.

.2 Описание экспериментального исследования.

.3 Результаты исследования.

Выводы.

Заключение.

Литература.

Приложения 1.

предпринимательская деятельность риск психологический

Введение
В период преобразований социально-экономической жизни общества возникают группы профессий, предъявляющие и новые требования к человеку как к субъекту деятельности и общения. Это рождает новые заявки на развитие определенных направлений психологического знания.

В настоящее время россияне еще проходят этап повального соблазна предпринимательской деятельностью. Она приобрела популярность, и очень часто называется старшеклассниками в числе наиболее привлекательных.

Предпринимательская деятельность играет весьма специфическую и важную роль в экономике и общественно жизни страны. Несмотря на то, что крупные предприятия занимают главенствующую позицию на рынке, предпринимательство имеет большое значение для стабильного существования государства в условиях рыночной экономики. По сравнению с крупными предприятиями предприниматели успешно действуют в тех отраслях экономики, где необходимы высокая мобильность и адаптация к условиям продаж и услуг, которыми не обладают крупные предприятия. При этом предпринимательство заняло не только определенное место в рыночной экономике, но и является хорошим условием для обеспечения занятости населения, способствует стабильности общества и развития конкуренции.

Действующее законодательство позволяет гражданам беспрепятственно заниматься предпринимательством. [9]

Но, несмотря на возрастающую престижность и доходность предпринимательской деятельности, эмпирические исследования показывают, что большинство опрошенных сознательно от нее отказываются, причем многие ушли из этой сферы, предварительно попробовав ею заниматься. Беспокоит то обстоятельство, что под влиянием модных веяний, в предпринимательской деятельности оказывается много случайных людей, у которых нет личностных предпосылок к занятию предпринимательской деятельности.

Статистика по Красноярскому краю показывает, что за последние два года число желающих заниматься предпринимательской деятельностью различных отраслей экономики заметно снизилось. Так, если в 2001 году зарегистрировано 13984 малых предприятий, то в 2002 году их только 9188. [16]

Предпринимательство является динамичным слоем общества, из которого формируется средний класс, образующий социально-экономическую основу государства, но в настоящее время ни в одной стране мира не существует профессии «предприниматель», в то время как предпринимательство как занятие существует. Профориентация и профотбор сегодня в большей мере ориентированы на человека, действующего в области экономики, или «человека экономического» - менеджера. И для исследования выделяется новая (по отношению к традиционным «управленцам») профессиональная группа предпринимателей.

Предпринимательство - это особый вид деятельности, требующий определенных способностей и умений, не только дающий материальное благосостояние, но и накладывающий на человека серьезные обязанности. Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Смысл предпринимательства заключается прежде всего в свободе творческой производительной деятельности, при которой человек способен раскрыть свои способности и реализовать свой потенциал. Обогащение для настоящего предпринимателя не самоцель, оно выступает лишь как свидетельство, как доказательство его преуспевания. [28]

Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить. Б.Карлоф пишет, что «люди, начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными… связь между деловыми качествами и его образованием практически отсутствует. Выпускники школ бизнеса не отличаются более мощными способностями к предпринимательству, чем прошедшие подготовку по другим дисциплинам».

Итак, в условиях отечественного рынка для потенциальных и реальных выборок людей, желающих или уже пробующих свои силы в предпринимательской деятельности, говорить о строгой специализации почти не приходится. Одни приходят в эту деятельность целенаправленно, другие «по неволе», т.е. потеряв свою укорененность в прежних общественных структурах. В результате одни достаточно быстро и успешно развиваются, другие, достигнув определенного уровня, останавливаются, третьи - самого начала «держатся на плаву» и не продвигаются ни «вверх» ни «вниз», а четвертые свою деятельность попросту закрывают.

Традиционно обыватель связывает успех в бизнесе с удачей, поддержкой покровителей, теневыми капиталами… Обыденное сознание, а вслед за ним и профессионалы насторожено относятся к чужому успеху, видя за ним парадокс судьбы, стечение обстоятельств, помощь со стороны. Но попробуем разобраться в этом, отказавшись от массовых стереотипов, предприняв реальные шаги по исследованию личностных особенностей предпринимателя.

Отношение к предпринимательству как к экономическому творчеству ставит задачу анализа личностных свойств людей как субъектов предпринимательской деятельности. Личностные характеристики составляют важную категорию факторов, влияющих на процессы реализации предпринимательской деятельности.

И одним из важнейших личностных характеристик, которая, на наш взгляд, является предпосылкой успешности в предпринимательской деятельности, наряду с другими, выступает готовность к риску.

Цель исследования - определить, является ли готовность к риску непременным качеством успешного предпринимателя, а также выявить взаимосвязь готовности к риску и черт личности, наличие которых является предпосылкой успешности предпринимательской деятельности.

Гипотезы:

1. если предприниматель обладает таким личностным качеством как готовность к риску, то он будет успешен в своей деятельности.

2. между чертами личности предпринимателя и готовностью к риску существует зависимость.

Задачи исследования:

1. Провести обзор понятий, в рамках которых осуществляется исследование:

· Описать психологическую специфику предпринимательской деятельности и область ее исследования в современной научной литературе.

· Определить понятие успешности предпринимательской деятельности.

· Раскрыть понятие «риск», описать его разновидности встречаемые в литературе, и задать рамки этого понятия для данной работы.

2. Описать зависимость успешности предпринимателя и его готовностью к риску.

3. Описать зависимость готовности к риску предпринимателя и его личностных черт.

. Подобрать инструментальные средства (методы и методики), методически обосновать свой выбор.

5. Провести экспериментальную часть работы.

6. Проанализировать и интерпретировать полученный эмпирический материал.

7. Оформить выводы и возможные дальнейшие этапы исследования.

В работе используются следующие методы и методики:

· методика многофакторного исследования личности (16 PF), предложенная Р. Кэттеллом;

· Опросник ЛФР (личностные факторы принятия решений, содержит две шкалы: рациональности и готовности к риску), автор Корнилова Т.В.

· Опросник импульсивности Г. Айзенка (направлен на выявление склонности к риску и импульсивности).

· Диагностическое интервью, вопросы которого представлены в Приложении 1.

Результаты исследования могут быть использованы при проведении семинаров и консультировании предпринимателей, а также, желающих заняться предпринимательской деятельностью. А именно: определение личностного потенциала (личностных качеств, необходимых для занятия этой деятельностью), определение критериев и оценки успешности, перспектив дальнейшего развития предпринимателя.
Глава 1. Специфика предпринимательской деятельности
.1 Виды предпринимательской деятельности
Как следует из Гражданского кодекса РФ (ст.2, ч.3), «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

В сфере предпринимательской деятельности выделяется две группы предпринимателей: первая группа - так называемые, «инноваторы» - стремятся к созданию и реализации новых технологий, видов товаров и услуг; другая группа - «имитаторы» - предпочитают распространять, переносить в новые области или сферы уже созданные ранее технологии. И те и другие вносят существенный вклад в развитие экономики, при этом первые являются предпринимателями по сути, а вторые только формально на бумаге, т.к. документально и те и другие являются частными предпринимателями (Ч.П.).[24,36]

На наш взгляд, это существенное отличие в характере деятельности предполагает и существенное отличие в личностном профиле предпринимателя. В свою очередь, нам наиболее интересна первая группа предпринимателей - «инноваторы».
1.2 Структура предпринимательской деятельности
В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиций традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.

« Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется». [19]

Психологи выделяют такие основные деятельности: труд, игра, учение или познание, общение. Человек же проявляет свою активность в многообразных формах деятельности, различной по содержанию, в зависимости от ведущей потребности, трансформированной в этой активности.[1]

Предпринимательская деятельность - это особый вид трудовой деятельности. Как и любая другая деятельность, - это способ существования людей, это форма активности.

Психологические теории деятельности основываются на представлении о человеке, как об активном начале, о субъекте, психология которого развивается во взаимодействии внутренней и внешней среды. Индивидуальное, особенное в деятельности человека в сознании субъекта проявляется через преломление, ассимиляцию внешнего, всеобщего в сознании субъекта (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн Л.С., Суходольский Г.В. и др. )

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она включает в себя цели - будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность; потребности, мотивы, побуждающие к деятельности; предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.

Единицей деятельности является действие. Оно осуществляется такими средствами и способами, которые, отвечая условиям деятельности, способствуют реализации выбранной цели. Данное понимание структуры деятельности впервые четко сформулировано в работах Л. Н. Леонтьева и до сих пор поддерживается в отечественной психологи.

Деятельность проявляется на макро уровне - это разновидности деятельностей; а также на уровне действий, на уровне операций, на уровне психофизических функций человека.

Человеческая деятельность сложна по своему строению, многообразна по своему строению, многообразна по свойствам и отношениям, функциям и результатам, условиям и формам существования и познания. Методологически не просто эмпирически исследовать внутренние компоненты деятельности. Здесь возможны опоры на самоотчеты и самоанализ человека - деятеля: познающий субъект познает себя как объект - это очень сложно.

Цель предпринимательской деятельности направлена на создание организационной единицы (нового вида товара, услуги или производства), изучению потребительского спроса для внедрения новшества, как следствие - получение денежной выгоды или прибыли.

Мотивы предпринимательской деятельности. Особое место зарубежные психологи уделяют мотиву достижения. По мнению Д. Макклеланда, мотив достижения успеха каждым отдельным человеком во многом определяет прогресс экономики всего общества. Мотив же избегания неудачи появляется значительно реже. Очень важная черта предпринимателя - вера в свой успех, а также ответственность за принятие решений и их реализацию. Мотив, соединенный с верой, придает предпринимательству страстность, увлеченность, создает впечатление легкости предпринимательского труда.

И. Шумпетер выделяет три предпринимательских мотива. Первый - потребность в господстве, власти, влиянии. Она материализуется в накоплении предпринимателями имущества. Второй - жажда победы, стремление к успеху в борьбе соперником и с самим собой. Третий мотив - радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Отечественные исследователи А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу).

Итак, мотивы предпринимателей: своя империя, династия, простор, власть, желание борьбы, стремление к успеху ради успеха, величина прибыли безразличнибыли безразличн тип другого субъекта. Это способ реализации себя в жизни. Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Ни в одной из вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления, вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование. Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В. С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.

Анализ литературы показал, что исследования проводятся, как в России, так и за рубежом. И если зарубежные психологи выделяют потребность в господстве, власти, влияния, мотив достижения и стремление к успеху, то отечественные психологи отмечают актуальную именно для российских предпринимателей мотивацию и называют ее вынужденной мотивацией для обеспечения себя и своей семьи. По данным социологического опроса газеты «Коммерсант», 25% опрошенных предпринимателей объяснили приход в эту деятельность как вынужденный обстоятельствами; 60% - как результат личной активности, использование шанса в новой ситуации в обществе, снимающий диктат обязательности, командности в выборе сферы труда, интересом к творческой деятельности; любовью к свободе; 4% ответили, что свой выбор осознают как стремление к богатству и владению благами как единственно возможный путь реализации себя в этом мире.

В связи с этим, следует отметить, что получение прибыли для российского предпринимателя является необходимым условием, а также символом успеха.

Результаты предпринимательской деятельности: товары, услуги, рынки, источники сырья, которые возникают вследствие новых комбинаций и использование информации и деловых отношений.

Предметное содержание предпринимательской деятельности - трансформация этих эффектов, или - создание новых организационных структур и пространственных возможностей для протекания инновационных процессов. В отличие от руководителей - предприниматели создают новые отношения. Предприниматель - агент рынка и производства (Й. Шумпетер). Это главный предмет деятельности предпринимателя.

Способы предпринимательской деятельности хорошо определяет Петр Щедровицкий. Он говорит, что предпринимательская деятельность определяется тогда, когда, когда осознается тот факт, что производство не создает новые ресурсы. « Предприниматель в процессе мыследеятельности - это способ - создает новые функции продукта и пустоту в рынке (через изучение потребности, запроса на этот продукт). Для этих процедур нужны знания и проекты в голове. Эффект - презентация будущего. Функции нового продукта и пустоты рынка - параллельные процессы. Моменты изменения мыследеятельности - это источник ресурсопорождения. Мышление - основной ресурс и способ предпринимателя. Способ теории - производить изменения в голове, способ мышления - контролировать мышление. Только предприниматель способен замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди, несмотря на рискованность большинства мероприятий.»[23].

Условия (среда) предпринимательской деятельности - средой деятельности, по мнению известного американского исследователя Ф. Найта, является неопределенность. Эту точку зрения поддерживают многие отечественные исследователи. Т.к. никакие, даже самые лучшие прогнозы не в силах предсказать экономическую ситуацию: может претерпеть изменения конъюнктура рынка, может появиться принципиально новая технология, позволяющая существенно повысить качество и расширить функциональные возможности производимых изделий, может измениться спрос на предлагаемую предпринимателем услугу или товар, могут появиться серьезные конкуренты. [36]. Необходимость окунаться в эту неопределенность возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и вероятностный характер событий неизвестен. [5,22]

Итак, предприниматель - носитель активности в системе предпринимательства, субъект предпринимательской деятельности.

А субъект деятельности характеризуется с позиций умений, способностей, личностных качеств, необходимых для достижения успеха в деятельности.

Теоретически для изучения человеческой деятельности создана концепция «субъекта деятельности». Она позволяет через внешнее своеобразие активности субъекта рассматривать внутренние характеристики деятельности.
1.3 Субъект предпринимательской деятельности
Доктор психологических наук М. К. Тутушкина отмечает, что в предпринимательской деятельности представлены все элементы концептуальной модели субъекта.

Субъект деятельности (или внутренняя деятельность) характеризуется с позиций умений, способностей, средств, операций, типа мышления, стратегии и тактики поведения, таланта, творчества и этапов развития этих названных конструктов. Следовательно, человек является предпринимателем, если у него готовность к занятию такой деятельностью, при которой само получение прибыли и ее величина будут неопределенными.

При этом человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей задачи. В процессе предпринимательской деятельности, по словам И. Шумпетера, «при производстве совершенно нового блага, которое вначале надо навязать потребителям хотя бы даром», должна проявиться готовность к получению минимальной прибыли и даже убыткам.

В таких ситуациях проявляется отличительная особенность предпринимателя от капиталиста, которая состоит, по утверждению И. Шумпетера, в том, что этот человек отождествляет себя с делом, а не с капиталом.

Человек - объект и субъект, который, получив знание о себе, себя изменяет. Предприниматели отличаются по типу знаний и проектов. Субъект видит будущее и переносит будущее через свои проекты. Есть такое определение: предпринимательство - интеллектуальная деятельность энергичного инициативного человека, который, владея какими-либо ресурсами, использует их для бизнеса (дела), которым управляет.

«Предприниматель - экономический субъект, деятельность которого, собственно и придает рыночной экономике динамичность, это человек, пытающийся на свой страх и риск (разумеется, стремясь к собственной выгоде) удовлетворить новые и скрытые общественные потребности, причем платежеспособные»[35].

Итак, предпринимательство - особый вид экономической деятельности, субъекта же такой деятельности следует считать предпринимателем.

Предприниматель - собственник, организатор нового дела (инноватор), который не создает новые ресурсы, а создает новые функции продукта, услуги или производства и заполняет эту пустоту (нишу) в рынке.
1.4 Характеристики субъекта предпринимательской деятельности
Субъект предпринимательской деятельности характеризуется ролью, мотивацией, ценностями, личностными характеристиками.

Не следует забывать, что помимо предпринимателя, в экономике присутствуют другие экономические субъекты: владельцы капиталов, управленцы (руководители, директора, финансисты), менеджеры.

Управленец, предприниматель, владелец капитала, и т.д. не одно и тоже. Существуют как ролевые и функциональные, так и отличия по способностям, тактике и стратегии поведения этих субъектов в экономике.

Отличия:

  1. Ролевые

Теория ролей говорит о том, что в каждой организации сотрудник исполняет свою роль. Одно из самых известных исследований в данной области было проведено под руководством Мередита Белбина, в результате которого, ученый и его коллеги выделили несколько типов ролей и соотнесли их с личностными качествами сотрудников.

Ч.Хенди считает, что любая команда нуждается, прежде всего, в капитане (который призван четко формулировать цели группы, и побудить ее членов активно содействовать их достижению, координирует работу в целом), также, в погонщике или толкаче (осуществляет контроль, побуждает членов группы укладываться в определенные сроки) и генератора идей. [2]

Разные авторы предлагают свой перечень ролей, присутствующих в организации, также, чем больше организация, тем больше ролей в ней представлено, но на первом этапе становления бизнеса, все эти роли соединяет в себе один человек - предприниматель. По мере расширения и становления его бизнеса начинается разделение как ролевых, так и функциональных обязанностей (например, исполнитель - это менеджер, а организатором и координатором могут быть директора или управляющие).

2. Функциональные.


Функции управленца (менеджера - управленца младшего звена)

Функции предпринимателя

Основная функция - стабилизация той организационной структуры, в управлении которой он задействован.

Основная функция - организация разработки, производства и реализации на рынке новых продуктов, внедрение новых технологий или услуг.

Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело.

Прямая включенность в работу (дело).

Отвечает за вложение средств и эффективность финансовой деятельности.

Создает условия для получения прибыли в течение длительного промежутка времени.

В отношении к риску боязлив, минимизирует риск, рационален.

Разумно идет на риск.

Ограничен набором норм и традиций

Определяет стратегию и тактику поведения фирмы.

В принятии решений обычно соглашается с теми, кто выше.

Своими решениями реализует свою мечту.

Стремится избегать ошибок и вообще неожиданностей.

Не боится ошибок, исправляет их, преодолевает трудности.

Ведет работу по удержанию в конкурентной среде

Изучает спрос, условия продвижения товаров и услуг на рынок, включая послепродажное обслуживание.

Как правило, не является собственником.

Является частным собственником.


Итак, сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов. Т.о. предпринимательство предшествует менеджменту (иными словами, сначала организуется дело, затем его менеджмент). При этом, оставаться предпринимателем можно, лишь постоянно занимаясь предпринимательством. Это означает, что если после организации дела, предприниматель возглавил его, то, по сути, он стал управляющим или менеджером. [2, 4, 22, 36]

В связи с этим, управленцу и менеджеру требуются иные личностные качества, нежели предпринимателю. Индивидуально - психологические особенности предпринимателя раскрываются через исследование своеобразия предпринимателей как социальной группы общества и черт личности человека, осуществляющего предпринимательскую деятельность. [23] Черты личности предпринимателя мы рассмотрим несколько позже, а сейчас отметим мотивы предпринимателей. Специалисты выделяют такие мотивы субъекта предпринимательской деятельности:

максимальный контроль за своим будущим

желание объединить работу и личную жизнь

реализовать способности

стремление распространить свой стиль и образ жизни на сферу деловой активности

желание получать вознаграждение за труд и обеспечить рост благосостояния в ближайшем о будущем времени.

Поступок человека обычно выстраивается в русле ведущего мотива, а критерием выбора являются ценности. По данным того же источника, предприниматели исповедовали такие приоритетные ценности. На первом месте по важности они обозначили будущее своих детей, на втором - здоровье свое и своих близких, на третьем - стабильность, на четвертом - возможность самореализации и личный успех, на пятом - для них одинаково значимо уважение других и счастливая семейная жизнь, нравственность и достаток, на самом последнем, шестом месте они располагали значимость власти и подчинения других. [23]

Итак, мы определили специфику предпринимательской деятельности, и следующим этапом нашей работы является определение личностных характеристик субъекта предпринимательской деятельности.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации