Турнир "Кузбасс – наш край родной" как форма организации туристско-краеведческой деятельности школьников

скачать (9057.3 kb.)

  1   2   3
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра воспитания и дополнительного образования

Турнир «Кузбасс - наш край родной» как форма организации туристско-краеведческой деятельности школьников

(методическая разработка)


Кемерово 2010

ВВЕДЕНИЕ
У современных детей много проблем, очень много соблазнов, когда вокруг творится беспредел и правовой и социальный - велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой - жизнь такая». Задача педагогов - в этих условиях вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, свой край. И помогает в этом краеведение.

Краеведение пробуждает интерес и воспитывает уважение к истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. Краеведение - это школа познания, школа воспитания культурой.

Традиции краеведческой деятельности Кузбасса насчитывают более шестидесяти лет. За это время накоплен огромный опыт изучения родного края, разработаны различные формы и методики краеведческой работы.

Каждый педагог усваивает, перерабатывает накопленный другими опыт, адаптирует его к условиям своего учебного учреждения, собственным приоритетам и особенностям конкретной группы детей. Возникают новые идеи, собственные наработки, которыми можно поделиться с коллегами.

Занимаясь краеведческой работой с детьми на базе туристско-краеведческого объединения в течение 12 лет, я пришла к выводу о необходимости обобщения опыта этой работы.

Поскольку краеведческий турнир проводится как городское мероприятие в течение 8 лет, многие педагоги города пользуются материалами турнира для организации внеклассных мероприятий, классных часов, школьных краеведческих турниров, поэтому появилась необходимость обобщить накопившийся материал, что и стало причиной написания настоящей методической разработки.

Поэтому тема настоящей методической разработки «Турнир «Кузбасс - наш край родной» как форма организации туристско-краеведческой деятельности школьников».

Цель: обобщение опыта организации краеведческого турнира, как формы туристско-краеведческой деятельности школьников.

Задачи:

показать приемы организации и проведения конкурсов краеведческого турнира;

определить результаты применения краеведческого турнира как формы организации туристско-краеведческой деятельности юргинских школьников.

Настоящая методическая разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, реализующих программы туристско-краеведческой направленности, учителей географии, классных руководителей, воспитателей детских домов, заинтересованных в туристско-краеведческой деятельности воспитанников.

В краеведческом турнире могут принимать участие школьники 5-9 классов общеобразовательных школ, воспитанники туристско-краеведческих объединений, патриотических клубов, детских общественных организаций. Участие в турнире предполагает предварительную подготовку детей по темам: государственная символика Российской Федерации, Кемеровской области, города Юрги; история, география, культура, история освоения Кемеровской области, история и география города Юрги, известные земляки.

Разработка представляет собой описание четырех вариантов проведения краеведческой игры по итогам изучения истории родного города, географии области (г. Юрга, Кемеровская область). В разработке представлены различные формы конкурсных заданий: работа по карте, тестовый опрос, определение образцов горных пород, экспресс - опрос, интеллектуальное казино, практические задания по этнографии, описание фотографий, определение животных по описанию и т.д. В работе содержится список использованной литературы, положение о краеведческом турнире.

В приложении даны положение, сценарий краеведческого турнира, конкурсные тестовые задания по некоторым темам, дидактический материал, фотоматериалы.

На современном этапе в Кемеровской области появляется новая литература, издаются новые учебные пособия, что расширяет возможности педагогов для знакомства воспитанников с основами краеведческих знаний. Для формирования заданий турнира и подготовки участников была использована различная краеведческая литература и источники (атласы, карты) по истории и географии Кузбасса, истории Юрги.

Особую роль в подготовке материалов турнира сыграли следующие издания: Галкин, Н.В. История Юрги [1], История Кузбасса (отв. Ред. Н.П. Шуранов)[2]; Кацюба, Д.В. История Кузбасса [3],Соловьев, Л.И. География Кемеровской области [4], Соловьев, Л.И. Краеведческие игры [5]. Кроме этого использовалась физико-краеведческая карта Кемеровской области под ред. Алтунина (2003 г.) и карта Юрги и Юргинского района (2004г.).

Несмотря на то, что задания касаются конкретного региона, педагогам других территорий будут интересны формы проведения различных конкурсов и варианты оформления конкурсных заданий. По аналогии возможно составление заданий для проверки усвоения учебного материала по школьному курсу истории и географии, проведение интеллектуальных игр и конкурсов в рамках предметных школьных олимпиад.

ТУРНИР «КУЗБАСС - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
Краеведческий турнир «Кузбасс - наш край родной» впервые был проведен в 2003 году и посвящен 60-летию Кемеровской области. С тех пор он стал ежегодным. Турнир организуется и проводится методистами и педагогами МОУ ДОД «Станция юных туристов» в помещении учреждения для команд школ и УДО в составе 4-6 человек. В настоящее время для отбора команд для участия в городском краеведческом турнире во многих школах города предварительно проводится школьный этап турнира. В юбилейные годы турнир посвящается знаменательным датам, и в состав конкурсов включаются задания соответствующей тематики. Например, в 2004 году в рамках турнира была организована краеведческая эстафета, посвященная 55-летию г. Юрги, которая, кроме заданий турнира включала конкурсы сочинений, стихотворений, рисунков, посвященных родному городу, экскурсионных маршрутов по городу, фотографий Юрги.

Цель турнира: вовлечение юргинских школьников в туристско-краеведческую деятельность и популяризация краеведческой информации среди обучающихся школ и учреждений дополнительного образования.

Задачи:

активизировать интерес и деятельность школьников по изучению родного края;

обобщить и расширить знания обучающихся по истории и географии Кемеровской области, города Юрги;

выявить обучающихся, ориентированных на занятия краеведением;

привлечь школьников к популяризации краеведческих знаний среди жителей Юрги.

Методы и приемы реализации.

В ходе подготовки и проведения турнира нами использовались следующие методы:

словесный (консультации по темам и разделам турнира, лекции по отдельным темам, устные и письменные ответы на вопросы турнира, );

практический (работа с картографическим материалом, с коллекцией образцов горных пород и минералов, предметами быта и орудиями труда);

иллюстративный (демонстрация фотографий, слайдов, презентаций).

При проведении тестовых опросов использовались такие приемы как экспресс-опрос, работа с сигнальными карточками, карточками и «кармашками». Для проведения конкурса по государственной символике «Герб Кемеровской области» участникам турнира предлагалось собрать герб из составных элементов (кирка, корона, ветви и т.д.), выбрав правильные из трех вариантов (Приложение 6) . На «Конкурсе путешественников» ребята должны были узнать памятник, улицу и объект (школу, бассейн, библиотеку, дом культуры), нанесенные на плане Юрги или по списку остановок определить номер автобусного маршрута. При работе с картой и фотографиями улиц и зданий Юрги ребятам предлагалось, посмотрев фото формата А 4 прикрпить к плану города, размещенному на стене, такое же фото размером 5х7 см в том месте, где располагается это здание на плане.

По мере совершенствования технических средств оснащения турнира создаются задания с использованием видеопроектора. Например, на конкурсе «Флора и фауна Кузбасса» детям предлагалось определить название животных и растений Кемеровской области, просмотрев презентации.

Для подготовки конкурсов нередко используется материал, собранный обучающимися туристско-краеведческих объединений во время поездок и экспедиций, краеведческих заданий в туристских походах (задания по этнографии с использованием старинных предметов быта, орудий труда, вопросов о традициях, элементов фольклора народов Сибири).

Оборудование:

плакаты с государственной символикой России и Кемеровской области;

физико-краеведческая карта Кемеровской области;

стенды с фотоматериалами о природе Кузбасса, туристско-краеведческих походах и экспедициях по родному краю,

карточки с номерами школ на столиках для каждой команды;

музыкальное оформление турнира: диск (аудиокассета) с записью гимна России, гимна Кемеровской области, инструментальная музыка;

цветовые сигналы для ответов на тестовые вопросы (или ватман с кармашками, в зависимости от варианта турнира);

карточки для письменных ответов;

указка и набор карточек с заданиями для работы по карте;

фотографии видов города, коллективные, портретные, видовые фотографии прошлых лет;

старинные предметы быта, орудия труда и т.д.

Подготовка турнира начинается с рассылки Положения (Приложение 1), составления сценария (Приложение 2) и сценарного плана (Приложение 3) и конкретизации заданий по темам (Приложения 4-8). Затем для педагогов-руководителей команд и школьников проводятся консультации по использованию литературы и условиям участия в турнире.

Конкурсы проходят следующим образом: 5-6 команд детей объединяются в одну группу, таких групп образуется 4 - по числу кабинетов. С каждой группой команд работает по одному координатору, имеющему маршрутный лист с номерами кабинетов. В каждом кабинете командам предлагается от трех до пяти конкурсов, объединенных общей темой или близкими по содержанию темами. Конкурсы во всех кабинетах проходят в течение одинакового времени. Затем группы команд переходят, согласно маршрутному листу, в следующие кабинеты. Таким образом, команды поочередно участвуют во всех конкурсах. В среднем турнир длится полтора часа. Итоги турнира подводятся в ходе выполнения задания командами - пока выполняется следующее задание, жюри подводят итоги предыдущего (в жюри - 2-3 человека). Затем все команды - участницы приглашаются в актовый зал для закрытия мероприятия.

В связи с тем, что принимать участие в турнире дети могут несколько раз, ежегодно, начиная с 5 класса до 9, возникла необходимость варьировать формы проведения и содержание конкурсов, поэтому в методической разработке приводится 4 варианта заданий.

Вариант I

конкурс - Разминка

У каждой команды на столике - комплект цветовых сигналов - красный, желтый, зеленый.

Ведущий задает вопросы и дает на них 3 варианта ответа, каждому из вариантов соответствует один из вышеназванных цветовых сигналов. Команды-участники поднимают по одному цветовому сигналу, соответствующему, по их мнению, правильному варианту ответа. Жюри фиксирует количество правильных ответов каждой команды в этом конкурсе. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

конкурс - Экспресс-опрос

Каждой команде по очереди ведущий задает 5 вопросов, на которые игрокам необходимо ответить в течение 30 секунд.

Жюри фиксирует количество правильных ответов, данных командами в указанный срок. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

конкурс - Вопросы по разделам

Для выбора жребия (номера раздела по истории или географии Кемеровской области) к столику жюри приглашаются по одному представителю от каждой команды. На столике жюри - лототрон. Представители команд выбирают по очереди шарик с номером раздела для каждой команды. Затем команды одновременно получают карточки с вопросами по выбранным разделам, на которых они должны написать краткие конкретные ответы на вопросы. Для ответов командам дается 5 (7) минут. По истечении данного времени команды сдают карточки с ответами членам жюри. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.

конкурс - Определение образцов

Одновременно с работой у карты начинается определение образцов пород и минералов. По одному представителю от первых 5-ти команд приглашаются за стол, на котором разложены образцы. В течение 5-ти минут они должны написать название образцов в колонку напротив их номеров. Карточки сдаются судье и тут же обрабатываются.

конкурс - Решение кроссворда

По 2 представителя от каждой первой пятёрки команд приглашаются за отдельные столы для решения кроссворда. На это даётся 5 минут. Кроссворды сдаются судье, тут же обрабатываются. Приглашаются по 2 представителя от следующих 5-ти команд, и т.д.

конкурс - Определение животных по описанию

Командам, кроме первых пяти, в течение 5-ти минут зачитываются описания четырех животных. После каждого прочтения команды записывают на листке номер описания и название соответствующего ему животного. Каждая команда должна прослушать описания 16 животных и написать их названия. Листочки подписываются и сдаются судье. Пока судьи сверяют названия и описания животных (1 балл за каждое правильно угаданное животное), проходит следующий конкурс.

конкурс - Вопросы о Юрге

Команды по очереди называют карточки с суммой баллов, которую они хотели бы заработать. Ведущий зачитывает номера вопросов и разделов, к которым принадлежат вопросы по каждой карточке, предварительно раздав вопросники. Игроки помечают карандашом вопросы своей карточки. Затем судья засекает 10 минут, в течение которых игроки должны написать ответы на вопросы в розданных им карточках. По истечении 10 минут карточки собираются и обрабатываются по шаблону. За каждый правильный ответ команде насчитываются баллы соответственно с ценой вопроса по разделам. [1]

Все баллы по итогам конкурсов заносятся в сводный протокол, в котором подводятся итоги турнира. Побеждает команда, набравшая большее число баллов.

Вариант II

. конкурс «Выбираю - отвечаю»

Капитаны команд, участвующих в этом конкурсе проходят к столику жюри и вытягивают по одному вопросу из четырех разделов по истории Юрги (по одному вопросу но каждого члена команды). Они занимают места за столиками своих команд с № школ и дают письменные ответы на вопросы, занося их в карточку (специально приготовленную) в течении пяти минут. За правильный ответ - 1 балл.

. конкурс - Фотоконкурс

Командам раздается пять фото с видами города под номерами. Задача команд: узнать улицу города или объект, запечатленный на фотографиях и на чистом листе под номером соответственно написать название улицы или объекта. (5 минут). За правильный ответ - 1 балл. [1]

. конкурс - путешественников

Команды занимают места столиками с номерами команды. Каждой команде раздаются три листа с заданиями:

. Соотнести стрелками написанные на карточке номера школ и адреса школ города.

. Соотнести стрелками объекты культуры, спортивные сооружения, учреждения дополнительного образования и их адреса.

. Распределить по порядку остановки маршрутов автобусов, проставить порядковые номера (5 минут) Во всех этих заданиях за правильный ответ начисляется 1 балл.

. Работа с картой Юрги

Командам выдается по три фотографии видов города формата А 4 и такие же фото размером 5х7 см. Участники должны определить местоположение на карте Юрги фрагмента, изображенного на фото и прикрепить маленькие карточки на карту г.Юрги. [1] (Приложения 4, 5)

. Работа с образцами

На команду выдается набор образцов. Команда определяет их и отвечает устно на один вопрос (по выбору судьи)

. рассказать процесс образования породы;

. состав породы;

. применение в народном хозяйстве (как применяется в Юргинском районе)

За каждый правильно определенный образец - 1 балл. За правильный ответ на вопрос - 5 баллов (от 1 до 5 баллов).

. конкурс - «Интеллектуальное казино»

Команды занимают места за столиками. Командам дается «стартовый капитал» - по 5 жетонов. Ведущий называет область знаний (раздел), из которой будет задан вопрос. Команды делают ставки. У каждой команды на столике - комплект цветовых сигналов - красный, желтый, зеленый. Ведущий задает вопросы и дает на них 3 варианта ответа, каждому из вариантов соответствует один из вышеназванных цветовых сигналов. Команды-участники поднимают по одному цветовому сигналу, соответствующему, по их мнению, правильному варианту ответа. Если ответ выбран верно, количество жетонов, поставленных командой на кон, удваивается. Если ответ команды неверен, ставка команды уходит в «банк» казино. Победители в казино определяются по количеству жетонов, заработанных командами (Приложение 7).

Вариант III

. Конкурс «Вопросы по военной истории Кузбасса, Юрги»

Вопросы по материалам книг «История Кузбасса» под ред. Шуранова 2006, «История Кузбасса» Д. Кацюба 1975, [1, 2, 3]

. конкурс - Фотоконкурс

Командам раздается по одному фото одного из десятилетий прошлого века. Задача команд: по схеме описать фотографию и примерно определить время, когда она была сделана (10 минут).

. Конкурс «Памятники Юрги »

Командам дается по жребию фото 1 из памятников Юрги. Участники должны дать правильное название памятника, дату открытия, авторов (скульптора, художника). [1]

. Конкурс «Узнай Героя»

Команды называют по фото имена и фамилии юргинцев - Героев Советского Союза и дают краткое описание биографии и подвига одного из героев по жребию (Приложение 8).

. конкурс- Работа с картой

По одному представителю от команд подходят к столу для выбора варианта задания по карте. Первый достаёт шарик с номером задания, сообщает номер судье, который даёт ему карточку с заданием и 30 сек. на её прочтение. Затем приглашает игрока к карте, засекает 1 мин., в течение которой должны быть показаны 4 объекта на карте, указанные в задании. За каждый правильно показанный объект команда получает 1 балл, если объекты показаны не более чем за 1 минуту (Приложение 9).

. конкурс - «Описание исторически ценного предмета»

На столике каждой команды находится старинный предмет быта, одежды. Игроки должны описать предмет по определенному плану в течение 10 минут (Приложение 8).

. конкурс - «Этнографический тест»

Каждой команде по очереди задаются вопросы по этнографии с вариантами ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вариант IV

Конкурс «Государственная символика»

Команды-участницы турнира слушают вопрос по государственной символике Кемеровской области, Юрги, выбирают из трех вариантов карточку с правильным ответом и по сигналу жюри вкладывают ее в кармашек для ответов (Приложение 10).

Конкурс «Тест по географии Кузбасса»

Команды письменно отвечают на вопросы, выбирая из трех вариантов ответа. Тест по географии Кемеровской области - по физико-краеведческой карте под ред. Алтунина В.П., 2003 г.

Вопросы по темам:

. Особенности физико-географического положения Кемеровской области, ее естественные границы с другими субъектами Российской Федерации.

. Преобладающий рельеф.

. Виды транспорта.

. Крайние точки границ области.

. Ледники Кемеровской области.

. Расположение хребтов и вершины в горных массивах.

. Реки и озера Кузбасса.

. Растительный и животный мир Кемеровской области.

Конкурс «Животный мир Кузбасса»

Участники турнира расставляют на карточке номера животных, изображенных на экране. Нужно узнать 6 животных (4 варианта).

Животные: Лось, марал, сибирский северный олень, кабарга, медведь, лиса, волк, заяц, рысь, росомаха, степной хорь, ласка, горностай, соболь, барсук, выдра, ондатра, бобр, бурозубка, пищуха, бурундук. Птицы: пустельга, ястреб-тетеревятник, сокол-сапсан, коршун, скопа, тетерев, рябчик, глухарь, зимородок, иволга, поползень, снегирь, синица, клест.

Конкурс «Памятники природы и охраняемые территории Кемеровской области»

Тестовое письменное задание по теме конкурса («География Кемеровской области. Природа».

Конкурс «Растительность Кемеровской области»

Команды по фотографиям определяют название растения, называет место произрастания, способы использования человеком. (4 карточки на команду)

Растения: кедр, сосна, лиственница, можжевельник, береза, осина, клен, рябина, водосбор сибирский (аквилегия), горец птичий, купальница (огонек), кандык, черника, брусника, морошка, жимолость, крапива, мать-и-мачеха, зверобой, душица, родиола розовая (золотой корень), пион уклоняющийся (марьин корень), золотарник (золотая розга), бадан. (Приложение 9).

Конкурс «Писаницы на Томи»

Команды письменно отвечают на вопросы тестового задания по указанной теме. (10 вопросов. 1 правильный ответ - 1 балл). Как называются рисунки на камнях? Сколько и какие писаницы на Томи известны. Когда впервые были упомянуты писаные скалы? Изображения каких животных встречаются на писаных скалах? Сколько рисунков на Тутальской писанице, кто их открыл и когда. К какому времени ученые относят возраст Тутальской писаницы?

Конкурс «Топонимика»

Команды письменно заполняют карточку, в которой напротив топонима нужно написать его русское название (10 топонимов, 1 правильный ответ - 1 балл). [6]

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации