Концептуальные основы финансового менеджмента

скачать (193.9 kb.)

  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Читинский институт (филиал)

Кафедра финансов и кредита


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Финансовый менеджмент

Концептуальные основы финансового менеджмента
Чита, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

. Сущность финансовой деятельности предприятия

.1 Структура источников финансирования предприятия

.2 Основные направления финансовой деятельности

.3 Содержание финансового планирования на предприятии

.4 Контрольно-аналитическая и оперативная работа финансовых служб предприятий

. Базовые концепции финансового менеджмента

. Государственное регулирование финансовой деятельности предприятия

.1 Регулирование рынка ценных бумаг

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ
В любой момент предприятие может рассматриваться как, совокупность капиталов, поступающих из различных источников: от инвесторов, вкладывающих свои средства в капитал компании, кредиторов, ссужающих определенные суммы, а также доходов, полученных в результате деятельности фирмы. Средства, сформированные за счет всех этих источников, направляются на различные цели. Это и приобретение основных средств, предназначенных для производства товаров и услуг, и создание товарных запасов, служащих необходимыми условиями для производства и продажи, и финансирование дебиторской задолженности. Это также наличные деньги и ликвидные ценные бумаги, используемые как при сделках, так и в ликвидных целях. Взятый на определенный момент общий капитал фирмы стабилен, затем через какое-то время он изменяется. Подобные изменения называют движением капитала. Обычно движение капитала на предприятии происходит постоянно.

Эффективное управление движением капитала в рамках фирмы предполагает наличие определенной, цели ее развития, что дает возможность оценить эффективность того дли иного финансового решения. Во всех случаях решение должно быть принято на основании определенных стандартов. Несмотря на то, что возможно предположить наличие различных целей, считается, что основной задачей фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Часто максимизация прибыли рассматривается как цель деятельности фирмы. Такое понимание цели является менее глобальным, нежели максимизация благосостояния акционеров. К тому же общий объем прибыли не так важен, как прибыль на акцию. Даже максимизация прибыли на акцию - это не вполне правильно сформулированная цель хотя бы из-за того, что она не определяет момент достижения ожидаемой прибыли и длительность ее получения.

1. Сущность финансовой деятельности предприятия
Основа деловой активности - наращивание экономического потенциала предприятия. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект, предприниматель полагает через определенный промежуток времени не только возместить пущенный в оборот капитал, но и получить определенную прибыль. Оценка этой прибыли, т. е. решение дилеммы - выгоден или нет данный проект, базируется на прогнозах будущих поступлений от инвестиции.

Любое инвестиционное решение основывается на:

а) оценке собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности;

б) оценке размера инвестиции и источников финансирования;

в) оценке будущих поступлений от реализации проекта

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:

каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?

где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием

Что является признаком успешной финансовой деятельности?

Нетрудно сформулировать целую систему целей:

· выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

· избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

· лидерство в борьбе с конкурентами;

· максимизация рыночной стоимости фирмы;

· приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

· рост объемов производства и реализации;

· максимизация прибыли; минимизация расходов;

· обеспечение рентабельной деятельности и т. д

Финансовая деятельность любого предприятия состоит в следующем:

) Управление активами (куда вложить финансовые ресурсы).

) Управление источниками финансирования.
1.1 Структура источников финансирования предприятия
В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на рис. 1.1.


Рис. 1.1 Структура источников средств предприятия
Источниками собственных средств являются:

· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);

· резервы, накопленные предприятием;

· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.) (рис. 1.2)


Рис. 1.2 Структура собственного капитала предприятия
К основным источникам привлеченных средств относятся:

· ссуды банков;

· заемные средства;

· средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

· кредиторская задолженность.

Принципиальное отличие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине - в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.

Основными источниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.

Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств,- эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Прибыль - основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др.
1.2 Основные направления финансовой деятельности
Основные направления финансовой деятельности на предприятии - финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

На небольших предприятиях финансовая деятельность может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп, за которыми закреплены определенные функции. Начальник отдела подчинен непосредственно руководству предприятием.

В современных условиях финансовая деятельность приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и становлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.

В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые.

Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершенно очевидно, что это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и се месте в системе управления предприятием.

Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия.

Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Подразделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и т. п Структура, функции и ответственность всех подразделений их взаимоотношения с другими звеньями управлении должны быть определены Положением о финансовой дирекции.

На крупных предприятиях, в акционерных обществах работает несколько финансовых менеджеров, каждый из которых выполняет определенные должностные обязанности. Группу финансовых менеджеров возглавляет ведущий финансовый менеджер, а если таких групп несколько, - главный менеджер.

Профессиональный уровень финансового менеджера определяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умением анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодательстве, работать на финансовом рынке.
1.3 Содержание финансового планирования на предприятии
Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию производственной программы.

В качестве инвестора может выступать банк, другие кредиторы (например, при размещении облигационных займов), частные инвесторы, в том числе иностранные, юридические и физические лица при создании и расширении акционерного общества и т.п.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Это заставляет менеджеров анализировать и прогнозировать ситуацию, изучать возможности фирмы, что позволяет принимать более квалифицированные решения. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

В известной степени внимание к составлению финансовых планов на предприятиях ослаблено из-за высоких темпов инфляции. Да и постоянно меняющиеся условия хозяйствования, нестабильность налоговой системы, значительный налоговый пресс, разрыв хозяйственных связей, взаимные неплатежи предприятий делают расчеты финансовых показателей недостоверными. Вместе с тем, отказ от финансового планирования равнозначен отказу от разработки способов финансового обеспечения поставленных задач в области развития предприятия.

Развивающееся предприятие постоянно нуждается в финансовых ресурсах, что не всегда можно обеспечить за счет внутренних источников, и тогда возникает необходимость привлечения заемных средств или дополнительного акционерного капитала. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана необходимо решить главные задачи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:

· выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

· эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

· увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

· обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.

Так как предприятия не располагают более совершенной методикой составления финансовых планов, то известную форму баланса доходов и расходов можно использовать с учетом изменившихся возможностей предприятий в формировании собственных доходов, привлечении средств извне. Важно, чтобы составление финансового плана не являлось пересчетом производственных показателей, наоборот, аналитический характер работы в области финансового планирования должен сделать финансовый план инструментом воздействия на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Период действия перспективного (или долгосрочного) финансового плана зависит от общей финансовой стратегии предприятия, экономической стабильности, возможностей прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В нем определяются важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. При разработке долгосрочного финансового плана применяются укрупненные методы расчетов доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года.

Текущий или годовой план предприятия как часть перспективного плана составляется на основе показателей долгосрочного плана и представляет собой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. Баланс доходов и расходов и годовом финансовом плане - необходимое условие, которое достигается привлечением заемных и других источников финансирования при недостаточности собственных финансовых ресурсов. В текущем финансовом плане детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с перспективным планом методы расчетов.

Оперативное финансовое планирование включает составление платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. Содержание оперативного планирования при разработке платежного календаря заключается и определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что, позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежной календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц. 15 дней, декаду, пятидневку). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации