Учет и анализ наличия и движения основных средств на предприятии

скачать (554 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Содержание
Введение……………………………………………………………………….……3

ГЛАВА 1 Теоретические основы учета основных средств в бюджетных организациях………………………………….………...……………………………6

1.1 Понятие и классификация основных средств……………..……………...……6

1.2 Оценка и переоценка основных средств………..………………………….…16

1.3 Особенности организации учета основных средств ……………………...…21

ГЛАВА 2 Организация бухгалтерского учета основных средств………………26

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ………………………26

2.2 Учет поступления основных средств ………………………………….…......28

2.3 Учет амортизации основных средств …………..…………………………….38

2.4 Учет восстановления основных средств…………………………….………..51

2.5 Учет выбытия основных средств ……………………………………….….....57

2.6 Инвентаризация как способ контроля за основными средствами ………….66

ГЛАВА 3 Анализ использования основных средств……………..……………..72

3.1 Анализ обеспеченности предприятия основными средствами………….…..72

3.2 Анализ интенсивности и эффективности использования основных фондов……………………………………………………………………………….77

Заключение……………………………………………………………..…………..81

Список использованных источников…………………………………..................84

Приложения………………………………………………..………….………........87
Введение
На современном этапе развития производительных сил и производственных отношений ни одно предприятие в своей деятельности не обходится без средств производства. Основные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их использования зависят важные показатели деятельности предприятия, такие как финансовое положение, конкурентоспособность на рынке.

Как правило, основные средства занимают наибольший удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. В настоящее время состояние основных средств в организациях, его учет и контроль приобрело наиболее важное и актуальное значение.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств в бюджетных учреждениях и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. № 25н.

Реформа бюджетного учета, начавшаяся в 2005 году, вызвана, в первую очередь, требованиями ст.240 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся в едином Плане счетов».

Одной из главных причин реформирования системы бюджетного учета является необходимость формирования отчетности на основании Международных стандартов.

С помощью новой системы учета государство надеется достичь две конечные цели. Это, во-первых, – более взвешенное бюджетное планирование и отказ от нерациональных расходов, а во-вторых – более эффективный контроль исполнения бюджетов снизу доверху.

Цель дипломной работы - изучить бухгалтерский учет и провести анализ наличия и движения основных средств в ОГУП «Павловский детский дом» и дать критическую оценку действующей практике учета.

Павловский детский дом создан для детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, при этом осуществляя воспитательную и образовательную деятельность.

Бухгалтерский учет основных средств в ОГУП «Павловский детский дом» обеспечивает правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета поступления основных средств, приобретенных за счет средств бюджетов, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, их перемещения внутри учреждения и выбытия, контроль за их сохранностью.

Ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтер, форма учета – частично автоматизированная с применением программы «1С: Бухгалтерия».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить экономическую сущность основных средств: понятие, классификацию, виды оценки;

- выявить особенности учета основных средств в бюджетных организациях;

- рассмотреть учет наличия и движения основных средств на примере ОГУП «Павловский детский дом»;

- сделать анализ динамики основных средств в ОГУП «Павловский детский дом».

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды ученых-экономистов, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты.

Исследование было проведено на основе данных квартальных отчетов, текущей оперативной отчетности, первичного и сводного учета, а также регистров аналитического и синтетического учета.

В процессе написания дипломной работы были использованы следующие методы экономических исследований: монографический, статистический, сравнения, абстрактно-логический и другие.
Глава 1 Теоретические основы учета основных средств в бюджетных организациях

    1. Понятие и классификация основных средств


Роль основных фондов в деятельности предприятия, а также в развитии экономики страны огромна. Состав основных фондов и их состояние предопределяют дальнейшее совершенствование производства, уровень конкурентоспособности производимых предприятием товаров, выполняемых работ, услуг. От величины и динамики возрастных характеристик основных фондов и прежде всего их наиболее активной части: машин и оборудования, во многом зависит технический уровень и эффективность производства.

В настоящее время актуальны вопросы обновления и модернизации основных фондов, учета и контроля движения и использования объектов основных средств.

Бухгалтерский учет основных средств выполняет контрольную и учетную функции. Обеспечивает внутренних и внешних пользователей информацией о наличии, составе и стоимости основных фондов. Своевременная и качественная информация позволяет пользователям принимать взвешенные управленческие решения и предотвращать возможные убытки. Достоверные данные бухгалтерского учета обеспечивают также правильное и объективное исчисление налоговых обязательств.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

- правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;

- достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

- полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

- правильное начисление амортизации (износа) для включения в затраты предприятия;

- контроль за правильностью и эффективностью использования объектов основных фондов и производственных площадей.

Для выполнения этих задач в организации необходимо:

- разработать рациональную систему документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком;

- определить лиц, ответственных за сохранность и перемещение объектов основных средств;

- правильно организовать учет расчетов по амортизации основных средств и учет затрат по их ремонту.

Преподаватель Академии бюджета и казначейства Минфина России Т.В. Емельянова так определила задачи бюджетного учета основных средств:

- контроль за их наличием и сохранностью с момента приобретения до момента выбытия в местах их эксплуатации и по материально-ответственным лицам;

- правильное и своевременное начисление амортизации основных средств;

- получение сведений для правильного расчета налоговых платежей;

- контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств, контроль за эффективным использованием основных средств по времени, мощности, выявление излишних и неиспользуемых объектов;

- получение данных для составления статистической и бухгалтерской отчетности о наличии и движении основных средств.

Основные средства – это средства труда и материальные условия процесса труда, обеспечивающие наряду с использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов производственно-хозяйственную деятельность предприятия. К средствам труда относятся: станки, рабочие машины, передаточные устройства и т.п. К материальным условиям процесса труда относятся: производственные здания и сооружения, транспортные средства и т.п. 1

До 01.01.2001 г. при определении понятия «основные средства» применяли два критерия: срок службы объекта и лимит стоимости. На основании данных критериев не относились к основным средствам и принимались к учету организацией в составе средств в обороте предметы, которые используются в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости, а также предметы стоимостью на дату приобретения не более стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) за единицу независимо от срока их полезного использования. Письмом Министерства финансов Российской Федерации «О лимите стоимости основных средств» от 19.10.2000 № 16-00-13-07 установлено, что с 01.01.2001 г. необходимо отказаться от применения стоимостного критерия для отнесения имущества к основным средствам, сохранив критерий срока полезного использования. Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев независимо от их стоимости должны относиться к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев принимаются к учету в порядке, установленном для материалов 2

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств», имущество признается организацией в качестве объекта основных средств при единовременном выполнении следующих условий:

  1. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

  2. использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

  3. организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

  4. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем 1

Период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации, называют сроком полезного использования.

Рассматривая основные средства с точки зрения экономики, то к основным средствам относятся те средства производства, которые многократно участвуют в нескольких циклах производства и сохраняют свою натуральную форму, а их стоимость переносится на продукт по мере износа 2

Согласно статьи 257 Налогового Кодекса Российской Федерации под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, применяемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для организации управления 3

Понятие "основные средства" в бюджетном учете имеет более широкое толкование по сравнению с учетом в коммерческих организациях. В коммерции основными средствами для целей бухгалтерского учета признается только имущество, способное приносить экономические выгоды и используемое в производстве товаров, работ и услуг.

Имущество, не используемое в указанных целях, в бухгалтерском учете коммерческих организаций основными средствами не признается.

Учитывая преимущественно некоммерческий характер деятельности бюджетных учреждений, понятие "основные средства" для целей бюджетного учета не включает обязательности их использования для получения экономической выгоды. Классификация нефинансовых активов бюджетных учреждений основана на таких признаках:

- наличие материально-вещественной формы;

- использование для обеспечения уставных и сопутствующих видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения (не обязательно коммерческих).

При определении состава и группировки основных средств необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994г. № 359 1

Классификация основных средств имеет важное значение для организации их учета. Организацией применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по:

- отраслевому признаку;

- назначению;

- видам;

- степени использования;

- принадлежности 2

По отраслевому признаку основные средства делятся на группы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. Эта группировка позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По функциональному назначению основные средства предприятия в зависимости от участия в хозяйственном обороте подразделяются на производственные и непроизводственные: производственные фонды прямо или косвенно связаны с производством продукции, непроизводственные фонды служат для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников.

Производственные основные средства в свою очередь подразделяются на производственные основные средства основной деятельности и производственные основные средства вспомогательных и обслуживающих производств.

К основным средствам производственного назначения относятся: машины, станки, аппараты, вычислительная техника, инструменты, здания основных и вспомогательных цехов, отделов и служб, предназначенные для производственного процесса (связанные с осуществлением предпринимательской деятельности); здания складов, резервуары, транспортные средства, используемые для перемещения и хранения предметов и продуктов труда, хозяйственный инвентарь, мебель и другие основные средства, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности организации 1

Грань между производственными основными средствами основной деятельности и производственными основными средствами вспомогательных и обслуживающих производств можно провести только внутри производства.

Основные средства непроизводственного назначения не принимают непосредственного участия в процессе производства, но они используются для обеспечения культурно-бытовых нужд работников организации (основные средства поликлиник, медицинских пунктов, жилищно-коммунального хозяйства, клубов, стадионов, детских садов и т.п.).

Существуют следующие виды основных средств:

- здания (производственные цеха, склады, фермы, жилые дома);

- сооружения (силовые башни, ток крытый, оросительные сооружения, охладители);

- передаточные устройства (трубопроводы, электросети);

- машины и оборудование (электродвигатели, измерительные приборы, вычислительная техника);

- транспортные средства (автомобили, тракторы, автокары, гужевой транспорт);

- инструменты (электродрели, молотки, отвертки);

- производственный инвентарь (верстаки, рабочие столы);

- хозяйственный инвентарь (конторская обстановка, кресла, шкафы);

- рабочий скот (рабочие лошади, волы, верблюды);

- многолетние насаждения (сады, виноградники, ягодники);

- капитальные затраты по улучшению земель ( по корчевке пней, очистке полей от валунов);

- стоимость земельных участков, лесных, водных угодий, переданных предприятию в собственность;

- прочие основные средства (библиотечные фонды, спортивный инвентарь);

- основные средства, предназначенные для предоставления во временное владение 1

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

- принадлежащие организации на правах собственности;

- полученные организацией в аренду;

- находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении 2

По степени использования основные средства подразделяются на:

- находящиеся в эксплуатации;

- находящиеся в запасе (резерве) и предназначенные для замены;

- бездействующие (на консервации) – излишние, некомплектные и законсервированные;

- находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации.

Согласно главы 25 Налогового кодекса РФ статьи 258 выделя­ют десять классификационных групп основных средств:

- все недолговечное имущество со сроком полезного ис­пользования от 1 до 2 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

- имущество со сроком полезного использования свыше 30лет 1

То есть, согласно налогового законодательства, все основные средства делятся на группы по срокам их полезного использования.

Все объекты основных средств, которые до вступления в силу главы 25 НК РФ входили в состав основных средств, в целях бухгал­терского учета, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, остаются в составе основных средств до их выбытия (продажи, безвозмездной передачи, морального или физического износа) независимо от их стоимости и оставшегося срока полезного использования 2

Состав основных средств бюджетных и коммерческих организаций практически совпадает.

Определение основных средств дано в разделе 1 части III Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. № 25н 1

К объектам основных средств в бюджетном учете относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Помимо этого условия должно выполняться еще одно. Указанные объекты должны относиться к основным средствам по Общероссийскому классификатору основных фондов 2

К основным средствам, в частности, относятся жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, драгоценности и ювелирные изделия, прочие основные средства.

Кроме объектов, входящих в состав ОКОФ, подлежат бюджетному учету в составе основных средств:

- ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и камней;

- виды специальных (военных) основных средств.

Не учитываются в составе основных средств:

- предметы служащие менее одного года, независимо от их стоимости;

- молодняк животных и животные на откорме, а также подопытные животные;

- многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно 1

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.

Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т. д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.

Каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1 000 рублей включительно, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.

Когда инвентарный объект является сложным, т.е. включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть обозначен тот же инвентарный номер, что и на основном объединяющем их объекте.

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен материально-ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии путем прикрепления жетона, нанесения краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данном учреждении.

Инвентарные номера списанных с бюджетного учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бюджетному учету объектам.


    1. Оценка и переоценка основных средств


Важное значение в бухгалтерском учете имеет оценка основных средств, которая влияет на определение общей стоимости этой части имущества организации, а, следовательно, и на величину амортизации, налога на имущество и, в конечном итоге, на показатели, характеризующие финансовое состояние организации.

В экономической литературе отмечается, что основные средства учитываются в натуральном и стоимостном выражении 1

Натуральные показатели используются для расчета производственных мощностей, составление балансов оборудования, определение технологического состава и состояния основных средств.

Стоимостная оценка основных средств необходима для учета их динамики, планирования их воспроизводства, установление износа, начисление амортизации, расчета рентабельности предприятия и т.д. Стоимостная оценка основных средств – это денежное выражение их стоимости. Во всех случаях, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и видов деятельности применяется единый принцип оценки основных средств.

Для отражения в учете основные средства подлежат оценке по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости 1

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе НДС (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Текущая рыночная стоимость - сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Восстановительная стоимость определяется по результатам переоценки основных средств на определенную дату.1 С момента переоценки восстановительная стоимость основных средств считается первоначальной.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данные объекты переоценивались ранее, и сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов 2

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой начисленной амортизации.

Основные средства, как правило, служат предприятию многие годы. Но, как известно, со временем цена на имущество меняется. Она может вырасти или снизиться.

Организациям важно знать, какова рыночная стоимость их основных средств на данный момент. Чтобы привести стоимость основных средств к рыночной, многие организации регулярно проводят переоценку.

Организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств.

Предусмотрено два способа переоценки:

- с применением индекса-дефлятора;

- путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации (такой пересчет может производиться самостоятельно или с привлечением оценщиков).

Исходя из формулировки «имеют право», переоценку проводить необязательно, если по мнению предприятия, стоимость основных средств соответствует рыночным ценам и устраивает его с точки зрения финансового положения и налогообложения. Формулировка «частично» означает, что переоценивать можно не все, а только часть объектов основных средств.

Как правило, предприятия до 1999 г. проводили переоценку исключительно по решению Правительства Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О переоценке основных фондов» от 07.12.1996 г. № 1442 (с изм. и доп. от 17.10.1997 г.) переоценке подлежат числящиеся на балансе организации здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов независимо от технического состояния, как действующие, так и подготовленные к списанию, но не оформленные соответствующими актами.

Метод проведения переоценки основных средств определяется в соответствии с приказом руководителя предприятия. При этом в бухгалтерии оформляется специальная ведомость переоценки объектов основных средств. В ведомость в определенном порядке записываются все объекты собственных основных средств, в том числе и находящиеся во временном пользовании по договору аренды, объекты капитальных вложений, оборудование на складе организации. Заполняются следующие реквизиты: наименование объекта, наличие на начало периода, поступление и выбытие в течение года, наличие на конец отчетного года, балансовая стоимость, коэффициенты переоценки, сумма амортизации объектов основных средств, восстановительная стоимость. После того как все показатели занесены и подведены итоги переоценки основных средств и сумм амортизации, составляется справка, в которой бухгалтер приводит ряд типовых проводок.

Переоценка основных фондов оказывает огромное влияние на один из основных налогов - налог на имущество. Результаты переоценок основных фондов и, следовательно, их влияние на размеры налога на имущество предприятий во многом зависят от того, каким методом производиться переоценка. При переоценках применяется в основном индексный метод: балансовая стоимость основных фондов по укрупненным их видам и группам умножается на данный Госкомстатом коэффициент пересчета по данному виду основных средств. И как правило, применение коэффициентов приводит к завышению остаточной стоимости основных средств. При завышении стоимости элементов основных фондов в результате переоценки неоправданно увеличиваются амортизационные отчисления, и, следовательно, себестоимость выпускаемой продукции. Неточности переоценки приводят к ряду негативных последствий. Так, предприятия вынуждены уплачивать больший, чем следовало бы, налог на имущество, если его оценка оказалась завышенной. Чтобы избежать недостатков индексного метода, было разрешено рассчитывать стоимость отдельных элементов основных фондов исходя их реальных рыночных цен. Переоценка это не всегда рост, нужна реальная рыночная восстановительная стоимость основных фондов.

Бюджетные учреждения проводят переоценку стоимости объектов основных средств, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.


    1. Особенности организации учета основных средств в бюджетных организациях


Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, как и у любых других экономических субъектов, должен быть зеркалом финансово-хозяйственной деятельности, правильно и достоверно отражающим все многообразие реально протекающих процессов.

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету от 10.02.2006 г. № 25 н.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета. План счетов бюджетного учета не только охватывает все объекты бюджетного учета, как, например, стандартный план счетов, применяемый в коммерческом учете, но и отражает их изменение (уменьшение или увеличение).

План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов:

1. Нефинансовые активы;

2. Финансовые активы;

3. Обязательства;

4. Финансовый результат;

5. Санкционирование расходов бюджета.

Каждый объект бюджетного учета исчерпывающе детализирован в Плане счетов по всем составляющим его элементам. Для отражения всех видов объектов бюджетов бюджетного учета по входящим в них элементам используются коды синтетического и аналитического счета – всего 5 знаков. Указанные 5 знаков и представляют, собственно, код бухгалтерского счета Плана счетов.

Учитывая требования бюджетного и гражданского законодательства, в структуру Плана счетов включен код источника финансирования – 1 знак, применяемый для отражения операций, совершаемых за счет бюджетных средств (используется цифра 1), внебюджетных средств (цифра 2) и средств, находящихся во временном распоряжении (цифра 3).

Таким образом, с целью решения указанных задач был установлен номер бюджетного счета, состоящих из 26 знаков:

1-17 разряды - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности;

19-21 разряды – код синтетического счета;

22-23 разряды – код аналитического счета;

24-26 разряды – код экономической классификации операций сектора государственного управления.

Первые семнадцать разрядов в свою очередь подразделяются на:

1-3 разряды – код главного распорядителя средств бюджета, который является также кодом администратора поступлений. В настоящее время указанный код используется для характеристики нового понятия, введенного бюджетной классификацией с 1 января 2005 года, - администратор бюджетных средств. На федеральном уровне кодировка администраторов бюджетных средств приведена в Перечне прямых получателей средств из федерального бюджета. Например, Минпромэнерго России имеет код 021, Минфин России – 092, Минзрав России – 061. Указанный код администратора используется для отражения всех без исключения операций, отражаемых в бюджетном учете;

4-17 разряды представляют собой собственно функциональную структуру соответствующей бюджетной классификации по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Критерием для признания деятельности бюджетной является ее осуществление за счет средств соответствующего бюджета.

Порядок формирования бюджетных средств и их использование регулируется, прежде всего, Бюджетным Кодексом РФ. Бюджетные средства отражаются на балансовых счетах в учреждениях Банка России и кредитных организациях. Эти счета открываются органами Федерального казначейства и иными органами, организующими исполнение бюджета соответствующего бюджета.

Разряды с 19-го по 21-й характеризуют код синтетического счета, который соответствует разделу Плана счетов бюджетного учета. Пяти разделам Плана счетов соответствует пять счетов синтетического учета, отражающие все объекты бюджетного учета:

1). 100 - нефинансовые активы;

2). 200 - финансовые активы;

3). 300 - обязательства;

4). 400 - финансовый результат;

5). 500 - санкционирование расходов бюджета.

Внутри синтетического счета детализируются на типы и виды объектов учета.

Так, нефинансовые активы (код счета 100) подразделяются на 7 типов:

1). 101 - основные средства;

2). 102 - нематериальные активы;

3). 103 - непроизведенные активы;

4). 104 - амортизация;

5). 105 - материальные запасы;

6). 106 - вложения в нефинансовые активы;

7). 107 – нефинансовые активы в пути.

Разряды с 22-го по 23-й предназначены для дальнейшей детализации счетов синтетического учета.

Например, такой объект учета нефинансовых активов, как основные средства (аналитический счет 101), детализируется на следующие аналитические счета:

1). 10101 – жилые помещения;

2). 10102 – нежилые помещения;

3). 10103 – сооружения;

4). 10104 – машины и оборудования;

5). 10105- транспортные средства;

6). 10106- производственный и хозяйственный инвентарь;

7). 10107- библиотечный фонд;

8). 10108 - драгоценности и ювелирные изделия;

9). 10109 – прочие основные средства.

Аналогичная детализация произведена по всем синтетическим счетам с учетом особенностей соответствующих объектов учета.

Разряды Плана счетов с 24-го по 26-й представляют собой коды экономической классификации операций сектора государственного управления.

Сутью применения указанной классификации в Плане счетов является то, что она позволяет отразить изменение (увеличение или уменьшение) соответствующего объекта учета.

Так, для нефинансовых активов используются следующие пары кодов классификации операций сектора государственного управления, отражающих увеличение и уменьшение стоимости объектов учета:

- для основных средств – 310 и 410;

- для нематериальных активов – 320 и 420;

- для непроизведенных активов – 330 и 430;

- для материальных запасов – 340 и 440.

Глава 2 Организация бухгалтерского учета основных средств

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
ОГУП «Павловский детский дом» основан в 1943 году и функционирует до настоящего времени. Павловский детский дом создан для детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, при этом осуществляя воспитательную и образовательную деятельность. ОГУП «Павловский детский дом» создано распоряжением Правительства РФ и проведена государственная регистрация организации, принят Устав. Финансирование осуществляется в основном за счет средств областного бюджета.

Государство обеспечивает и гарантирует социально-экономическую и правовую деятельность Детского дома, представляя материально- технические, финансовые средства для его функционирования.

Содержание и обучение воспитанников в Детском доме осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Штат работников Павловского Детского дома состоит из 78 сотрудников. А на содержании Детского дома находятся 84 воспитанника. Количество штатных единиц утверждается с учетом нормативов для педагогических, медицинских работников.

Бухгалтерский учет основных средств в ОГУП «Павловский детский дом» обеспечивает правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета поступления основных средств, приобретенных за счет средств бюджетов, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, их перемещения внутри учреждения и выбытия, контроль за их сохранностью.

Ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтер, форма учета – частично автоматизированная с применением программы «1С: Бухгалтерия».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации