Учет и аудит расчетных операций

скачать (543.5 kb.)

  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Учет и аудит расчетных операций (на примере ООО «Интегра»)
Студентка Ерахтина Светлана Викторовна ____________

(Ф.И.О.) (подпись)

Руководитель Штурмина Ольга Сергеевна _____________

(Ф.И.О.) (подпись)

Рецензент Глагольева Валентина Сергеевна _____________

(Ф.И.О.) (подпись)

Допустить к защите ГАК

Зав. кафедрой

______________________.

«____»____________2006г.

Ульяновск 2006
Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы расчетных операций в РФ 7

1.1 Понятие и виды расчетов 7

1.2 Формы безналичных расчетов 11

Глава 2 Учет расчетных операций 27

2.1 Экономическая характеристика предприятия 27

2.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 32

2.3 Учет расчетов с покупателями и заказчиками 36

2.4 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами 39

2.5 Учет налоговых платежей 42

Глава 3 Аудит расчетных операций 50

3.1 Аудит расчетов с поставщиками и покупателями,

дебиторской и кредиторской задолженности 50

3.2 Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии 59

Заключение 64

Список использованных источников 70

Приложения 73

Введение
Предприятие не только производит продукцию, но и занимается её реализацией, участвуя, таким образом, в системе наличных и безналичных расчетов.

Особое значение для стабильной деятельности предприятия имеет скорость движения денежных средств. Одним из основных условий финансового благополучия предприятия является приток денежных средств, обеспечивающий покрытие его текущих обязательств.

Оборотные средства предприятия находятся в постоянном движении, приобретая форму денег, сырья, материалов, топлива и других предметов труда. В процессе кругооборота они проходят три стадии. На первой стадии происходит превращение денег в оборотные средства. Это заготовительная стадия, которая охватывает период, необходимый для образования производственных запасов. Вторая стадия – производственная. Она начинается с получения предметов труда и заканчивается отправкой готовой продукции на склад предприятия. Оборотные средства на этой стадии выступают в виде предметов труда, незаконченной и готовой продукции. Третья стадия начинается с поступления готовой продукции на склад предприятия и заканчивается получением выручки от реализации готовой продукции. Оборотные средства на этой стадии выступают в виде готовой продукции и денег. Таким образом, оборотные средства обслуживают как процесс производства, так и процесс обмена. В связи с этим, важным для предприятия вопросом является своевременный расчет - как за приобретенные ресурсы, так и за проданную продукцию.

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации.

Таким образом, дебиторская задолженность – это элемент оборотного капитала, сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота.

Кредиторская задолженность – это задолженность предприятия перед другими организациями, перед бюджетом, перед работниками предприятия, учредителями, кредитной системой.

По сути, кредиторская задолженность – это привлеченные средства предприятия, которые оно временно использует. Кредиторская задолженность постоянно существует у любого предприятия, однако, важное значение имеют сроки задолженности. Наличие больших задолженностей с просроченными сроками оплаты свидетельствует о затрудненной платежеспособности.

Актуальность учета, анализа и аудита расчетов для предприятия в рыночной экономике трудно переоценить.

Целью дипломной работы является обобщение теории и практического опыта учета и анализа расчетных операций на предприятии малого бизнеса.

Для выполнения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:

Объектом анализа является ООО «Интегра», типичное предприятие малого бизнеса г. Ульяновска, основной деятельностью которого является оказание услуг, оптовая и розничная торговля и производство столярных изделий, пользующихся повышенным спросом в городе и области.

ООО «Интегра» создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», зарегистрировано палатой Мэрии г. Ульяновска 25.06.1998г. В соответствии с Уставом Общество выполняет функции по обеспечению бесперебойной работы и удовлетворению потребностей населения, юридических лиц в услугах.

Общество является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники имеют предусмотренные законом и учредительными документами Общества обязательственные права по отношению к Обществу.

Имущество ООО «Интегра» образовано за счет вкладов в Уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ, является собственностью Общества.

К зарегистрированным видам деятельности Общества относятся:

Приоритетным направлением для общества является деятельность, связанная с выпуском мягкой мебели, оконных и дверных блоков, аудиторных и лабораторных столов; производство строганного шпона; оптово-розничная торговля.

Поскольку предприятие занимается несколькими видами деятельности, имеет 2 режима налогообложения: под общий вид налогообложения попадают виды деятельности:

Обложение единым налогом на вмененный доход – розничная торговля.

Для выполнения дипломной работы была изучена учебная литература по бухгалтерскому учету и экономическому анализу хозяйствующего субъекта, нормативные источники и статьи периодических экономических изданий.

Глава 1 Теоретические основы расчетных операций в РФ

    1. Понятие и виды расчетов



Сменяя форму стоимости, деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическим лицом, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота.

Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товара и оказание услуг, движение ссудного капитала и доходов различных социальных групп.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег:

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

Размер безналичного обращения зависит от объема товаров в стране,

уровня цен, состояния расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений.

Расчеты – это денежные отношения, которые возникают между контрагентами по товарным и нетоварным операциям [25,с.57].

Товарные операции – операции, связанные с куплей-продажей товарно-материальных ценностей.

Нетоварные операции связаны только с движением денежных средств – расчеты с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, по претензиям, по ссудам, по кредитам, по недостачам, по налогам и др.

Расчеты наличными деньгами занимают небольшой удельный вес в денежном обращении и служат средством расчета между физическими лицами; между физическими и юридическими лицами по товарным и нетоварным операциям.

Основные положения, связанные с осуществлением расчетов в России, регулируются ГК РФ. В ст. 140 ч.1 ГК РФ утверждается, что платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

В ст. 861 ГК РФ указано, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Расчеты между юридическими лицами, расчеты граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета организаций и предпринимателей, участвующие в расчетах.

Преобладающая часть платежного оборота приходится на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть расчетов - это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитным учреждениям и т.д.

В рыночных условиях особо актуальна четкая организация денежных расчетов, поскольку денежная стадия кругооборота средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности.

Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Предприятие также осуществляет денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам банков. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы.

Бесперебойность расчетов обеспечивают следующие основные принципы безналичных расчетов, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременность, надежность, эффективность.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей. К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О Центральном банке России» от 26.04.1995г. ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3.02.1996г. Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении Банка России от 3.10. 2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Второй принцип - осуществление расчетов по банковским счетам.

Третий принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.

Четвертый принцип - принцип срочности платежа.

Пятый принцип - принцип обеспеченности платежа, предполагает наличия у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Седьмой принцип - имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных отношений.

Соблюдение этих принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развития рыночной экономики. Пока расчеты происходят безналичным путем, т.е. деньги списываются с одного счета и зачисляются на другой счет в банке, в банках происходит оседания денежных средств, которые становятся денежными ресурсами банков.

Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать и хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчете наличными деньгами; позволяют лучше регулировать платежный оборот оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

В безналичном обороте могут участвовать и средства, являющиеся личными сбережениями граждан, хранящимися в банках. Оплата расходов населения безналичным путем может осуществляться со счетов по вкладам. Замещение в этих случаях наличных денег безналичными расчетами также сокращает издержки обращения.

Система безналичных расчетов в современном понимании – это механизм замещения оплаты товаров и услуг за наличные денежные средства оплатой с помощью электронных носителей, прежде всего пластиковых интеллектуальных карт. В этом случае карта является уникальным идентификатором, несущим сведения о ее владельце, его кредитоспособности.

В оплате принимают участие три составляющих элемента:
1) покупатель, владелец пластиковой карты;

2) эмитент, выдавший карту покупателю;

3) продавец, заключивший соглашение с эмитентом о принятии его карт для оплаты.

Оплата происходит в три этапа. Вначале владелец карты (клиент) пополняет свой счет у эмитента, это отображается на пластиковой карте. При оплате товара у продавца, принимающего карты данного эмитента, факт оплаты фиксируется и формируется требование эмитенту со стороны продавца оплатить уже отпущенный покупателю товар (услугу). Эмитент проверяет обоснованность требований и производит оплату продавцу. Данная процедура типична. Отличия могут быть в схемах взаимодействия клиента и эмитента, продавца и эмитента, - кредит, разрешение спорных ситуаций, корпоративные схемы работы и т.д.

Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации расчетов, форм и способов расчетов. Наиболее постоянны и наименее подвержены изменениям принципы организации расчетов. Формы и способы расчетов должны соответствовать этим принципам, приспособиться к ним по мере их изменения.

1.2 Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.
Под формой расчетов понимается способ совершения безналичных расчетов с применением установленного платежного документа. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

Документооборот - это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят:

порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.

Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории Российской Федерации, - платежных поручений, векселей, чеков и других - утверждаются Банком России.

Расчеты платежными поручениями.

В ст. 516 ГК РФ ч.2 говорится, что покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении денежной суммы с его счета на счет другого предприятия получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка.

Обязательства банка по переводу должны быть выполнены в определенный срок, это введено для укрепления дисциплины расчетов. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации» сроки осуществления безналичных расчетов определяются банком России. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать 2 операционных дней банка в пределах субъектов федерации, 5 - в пределах Российской Федерации. Платежные поручения действительны в течение 10 дней с момента выписки.

Платежные поручения должны соответствовать требованиям установленных стандартов и должны содержать необходимый набор реквизитов.

На первом экземпляре платежного поручения должны быть подписи представителей организации- плетельщика и оттиск печати. Платежные поручения принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

Исполнение поручения состоит в том, что банк, принявший платежное поручение плательщика, обязан перечислить соответствующую сумму банку получателя средств для зачисления на счет лица, указанного в поручении в установленный срок.

При помощи платежного поручения в предприятиях совершаются расчеты как по товарным операциям, так и по нетоварным. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.

В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и предоставляет в финансовое предприятие, как правило 4 экземпляра, каждый из которых имеет свое определенное назначение:

1-й экземпляр используется банком для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня;

4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме ПП к исполнению;

2-й и 3-й экземпляры платежного поручения получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах дня этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

Схема документооборота при расчете платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные работы выглядит следующим образом:


Поставщик

Покупатель
1









6

2


4


5

Банк - поставщик

3

Банк - покупатель




Рисунок 1 – Схема документооборота при расчетах платежными поручениями
где:

1 - отгрузка продукции, оказания услуг с передачей счетов – фактур;

2 - предоставление в банк ПП на перечисление средств поставщику;

3 - списание средств со счета покупателя;

4 - перевод денег в банк поставщика;

5 - зачисление денег на счет поставщика;

6 - сообщение о зачислении денег.

По договоренности сторон платежные поручения можно использовать при предварительной оплате за товары, работы, услуги. На рисунке 2 представлена схема документооборота при расчетах платежными поручениями при предварительной оплате товаров, работ, услуг.


Поставщик

Покупатель

1



2

5

4

9

7


8

Банк - поставщик

6

Банк - покупатель



3


Рисунок 2 - Схема документооборота при расчете платежными поручениями при предварительной оплате товаров, работ, услуг
В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения. Поручение акцептуется банком путем депонирования (бронирования) банком суммы поручения на отдельном балансовом счете. На акцептованном поручении делается соответствующая отметка, подтверждающая депонирование средств для оплаты. Акцептованные платежные поручения принимаются к исполнению только в полной сумме. Получение с них сдачи наличными или обмен на наличные не допускаются. К недостаткам такой операции относятся: значительное усложнение и удлинение документооборота и отвлечение средств из хозяйственного оборота клиента.

Расчеты в порядке плановых платежей используются участниками расчетов при постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг.

В этом случае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий период. Таким путем могут производится расчеты между торговыми организациями и их поставщиками, между угольными разрезами и электростанциями и т.д.

Расчеты плановыми платежами – прогрессивная форма перечисления платежей, т.к. в своей основе имеет встречное движение денег и товара. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной кредиторско-дебиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и организациям заранее планировать свой платежный оборот.

На каждый плановый платеж в банк предоставляется отдельное платежное поручение, в котором в графе «Вид платежа» покупатель указывает плановый платеж по сроку (число, месяц). Банк проверяет правильность оформления и производит списание со счета плательщика. При отсутствии средств на счете покупателя в день наступления срока планового платежа платежное поручение принимается банком в картотеку неоплаченных расчетных документов. Оплата его производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика после первоочередных платежей в бюджет, Пенсионный фонд и т.д.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов. Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов является стабильное финансовое состояние и высокая теснота связей между участниками сделки.

Расчеты чеками.

Обращение чеков регулируется п. 5 гл. 46 ч. 2 ГК РФ.

Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку оплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на зарплату, командировочные расходы и т.д.

Расчетные чеки – это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств депонированных на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком.

Расчетный чек – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек оформляется плательщиком и передается плательщиком предприятию – получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Чеки применяются как универсальное средство платежа как во внутреннем обороте, так и в международных расчетах.

Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованных в книжки установленного образца по 10, 25 и 50 листов. Бланки чековых книжек – документы строгой отчетности и их форма устанавливается Центральным банком РФ.

Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением установленной формы, где указывается количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью. Одновременно с заявлением клиент предоставляет в банк платежное поручение на перечислении заявленной денежной суммы с его расчетного счета на счет № 40903 «Расчетные чеки» и только после депонирования этих средств, клиент имеет право на получение чеков.

Кроме того, работник банка должен под расписку проинформировать клиента о правилах пользования чеками и предупредить об ответственности за утраченные или похищенные чеки. Убыток, произошедший в результате утраты или похищения чеков, несет сам чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен по неосторожности или умыслу самого банка.

Чекодержатель, принимая выписанный чек, должен убедиться в следующем:

Расчетный чек служит только для безналичных расчетов.

Чек подлежит оплате в течение 10 дней, если чек выписан на территории России; 20 дней, если чек выписан на территории стран СНГ; 70 дней, если чек выписан на территории другого государства.

Чеки, выписанные за границей РФ с платежом на ее территории, должны соответствовать требованиям о реквизитах чека и его составлении, предусмотренном Положением о чеках. Чек, выданный на территории РФ с платежом за  границей, должен отвечать требованиям законодательства государства по месту платежа.

На рисунке 3 представлена схема документооборота при расчетах расчетными чеками.


4


Поставщик

Покупатель






5


9

3

1

7


8

Банк - поставщик

6 2

Банк - покупатель




Рисунок 3 - Схема документооборота при расчете расчетным чеком
где:

1 – заявление клиента на выдачу чековой книжки, платежное поручение на депонирование денежных средств с расчетного счета на внутри банковский счет 40903 «Чеки»;

2 – депонирование денежных средств клиента;

3 – выдача чековой книжки;

4 – расчет за товары, работы, услуги;

5 – предъявления чека чекодержателем плательщику;

6 – списание денежных средств с внутри банковского счета 40903;

7 – перевод денег в банк чекодержателя;

8 – зачисление на расчетный счет чекодержателя (поставщика);

9 – извещение поставщика о зачислении денежных средств.

В мировой банковской практике в зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делятся на именные, ордерные и предъявительские.

Именные чеки передаче не подлежат. Предъявительские - передаются любому лицу путем простого вручения, ордерные – путем оформления передаточной надписи (цессии).

Развитие чековой формы безналичных расчетов на основе использования компьютерных технологий привело к созданию пластиковых карточек. Суть расчетов, состоящая в наличии приказа владельца денежных средств о передаче их лицу, указанному в этом приказе, характеризует их как разновидность чековой формы расчетов. Пластиковая карточка стала ключом к специальному карточному счету клиента в банке, с помощью которого передается информация, необходимая банку для проведения операции по списанию средств со счета плательщика и их зачислению на счет получателя.

В зависимости от вида используемых счетов и механизма расчетов карточки подразделяются на дебетовые и кредитные. В России наибольшее распространение имеют дебетовые карточки. Ее называют карточкой наличных средств, или карточкой активов. С помощью дебетовой карточки происходит прямое списание размеров денежных активов плательщика. Она может автоматически стать кредитной, если предоставляется овердрафт. Кредитная карточка не предполагает депонирования средств на специальном карточном счете. Платежи с применением данной карточки производятся за счет банковского кредита в пределах установленного лимита. Владелец карточки должен регулярно погашать выданный кредит, поэтому кредитные карточки выдаются клиентам, обладающим высокой платежеспособностью. В России выдача кредитных карточек предполагает наличие депозита или залога. В зависимости от технологии расчетов карточки подразделяются на слип- и смарт-карты. На слип-карту нанесена магнитная полоса, содержащая информацию о реквизитах карточного счета, открытого в банке при приобретении карточки. Продавец магазина при расчете за покупки с помощью специального терминала списывает с карточки информацию и проводит авторизацию, т.е. через особую линию связи соединяется с процессинговым центром, где хранится информация о состоянии карточного счета клиента, и узнает, может ли клиент оплатить покупку. Информация о покупке фиксируется на отпечатке со слип-карты, который переправляется в платежный центр или банк. Слип-карта содержит приказ клиента перевести деньги за покупку со специального карточного счета на счет магазина.

Смарт-карта имеет встроенный микропроцессор – чип. В банке в память смарт-карты со специального карточного счета клиента списывается некоторая сумма. Таким образом, смарт-карта становится электронным «кошельком». В магазине владелец карточки вставляет ее в специальный кассовый терминал, оборудованный считывающим устройством и набирает свой личный пароль (pin-код). Кассир с помощью считывающего устройства проверяет подлинность карты, а затем дебетует карту (списывает необходимую сумму) и кредитует кассовый терминал (зачисляет списанную с карточки сумму), соединенный с банком.

В зависимости от того, кому проданы карточки, они могут быть индивидуальными (собственными), когда один карточный счет соответствует одной карточке; семейными, когда члены одной семьи – владельцы нескольких карточек – пользуются одним карточным счетом; корпоративными – для юридических лиц с назначением доверенных лиц, которые будут распоряжаться счетом в пределах персонального лимита или без него, с единой или несколькими карточками.

Карточки могут различаться и по назначению: только для обналичивания в банках и банкоматах; для безналичной оплаты за товары и услуги и дополнительно для обналичивания для расчетов на автозаправочных станциях («бензиновые карточки»), за услуги телефонной связи, но в этих случаях карточка используется уже не как инструмент денежных расчетов, поскольку деньги уже уплачены при приобретении карточки, а как способ учета полученного за деньги количества товаров и услуг.

В последнее время в России получают развитие разновидности чековой формы расчетов.

Универсальная система экспресс-платежей «RusLink.PAY» - это электронная система расчетов пользователей с провайдерами спутникового Интернет. Все расчеты в системе «RusLink.PAY» производятся в безналичной форме посредством электронных чеков на предъявителя. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (п. 5 ст. 877 ГК РФ). Структура оборота и финансовых обязательств по чеку и по ценной бумаге идентичны.

Расчеты аккредитивами.

Обязательства банка, возникающие по поручению клиента, произвести поставщику платеж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнении условий договора, называется аккредитивом.

Аккредитивная форма расчетов применяется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем.

При этой форме расчетов платеж производится не в учреждении банка, обслуживающего покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Банк, открывший аккредитив по поручению плательщика покупателя, переводит средства в банк поставщика.

На рисунке 4 представлена схема расчетов с применением аккредитива.


Покупатель

Поставщик




6


7


1

5

3


4 8

Банк - поставщик

2

Банк - покупатель



9


Рисунок 4 – Схема документооборота при расчетах аккредитивом
где:

1 – заявление на открытие аккредитива;

2 – списание средств со счета плательщика;

3 – отсылка заявления плательщика в банк поставщика;

4 – бронирование средств на отдельном счете «Аккредитивы» для расчетов с поставщиками;

5 – уведомление поставщика об открытии в его адрес аккредитива;

6 – отгрузка товаров покупателю;

7 – передача транспортных и других документов, подтверждающих отгрузку товаров, для получения платежа;

8 – зачисление средств на счет поставщика;

9 – пересылка отгрузочных документов.

Зачет взаимных требований.

В сложной системе хозяйственных связей существует возможность появления встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Эта ситуация служит основой применения такой специфической формы расчетов как зачет взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы состоит в экономичности и простоте.

Зачеты взаимных требований могут быть постоянно действующие и разовые.

Постоянно действующий зачет взаимных требований производится обычно один раз в десять дней между двумя хозяйствующими организациями на основе встречных, примерно равных поставок. Оба участника зачетов ведут у себя счета взаимных расчетов, на которых учитываются все суммы к платежам. Расчетные документы не сдаются в банк, направляются сразу к покупателю с отражением их суммы на счете взаимных требований. Периодически представители сторон выверяют счета взаимных расчетов, устанавливают в чью пользу имеется сальдо и на эту сумму выписывают либо платежное поручение, либо другой расчетный документ.

Разовые зачеты взаимных требований между юридическими лицами осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в пользу другой стороны имеет к ней встречные требования или претензии. Не зачтенный остаток средств погашает сторона, которая должна была больше заплатить.

Рекомендуется следующая процедура оформления зачета взаимных требований:

Форма акта о зачете взаимных требований содержит всю необходимую информацию для определения количества реализованной продукции, сумм прибыли и налогов, дебиторской и кредиторской задолженности.

Акт о зачете взаимных требований является своеобразным расчетным документом, но само название акта предполагает приложение к нему других расчетных документов и счетов-фактур.

Количество экземпляров акта о зачете взаимных требований зависит от типа и характера функций структурных подразделений управления предприятиями. Как правило, один экземпляр акта направляется в бухгалтерию, другой - в финансово-сбытовой отдел.

Расчеты платежными требованиями-поручениями.

В безналичном обороте при расчетах за товарно-материальные ценности и услуги длительное время доминирующей формой безналичных расчетов была акцептная форма с применением платежных требований. Например, в 1989г. ее удельный вес составлял 44% всего платежного оборота и 66,2% общего объема оплаченных счетов за товары и услуги.

Требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в банк документов, стоимость поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ. При инкассовой услуге, которая существует в кредитной организации, банк поставщика сам пересылает платежное требование в банк плательщика через органы связи специальной почтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банком в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионные вознаграждения. Платеж за товары и услуги осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями происходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя, С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
Акцепт является тем элементом, который дает возможность использовать безналичные расчеты как важный инструмент контроля за деятельностью поставщика. Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все условия договора, т.е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном количестве по установленной цене и т.д. Если поставщик нарушит хотя бы одно из договорных условий, то покупатель не даст согласия на акцепт, следовательно, у поставщика не произойдет акт реализации. Акцепт счета - это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение хозяйственного договора поставщиками.

Разнообразие применяемых форм и принципов выбора той или иной формы расчета при заключении договоров и сделок зависит от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевает значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов определяется: характером хозяйственных связей между контрагентами; особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки; местонахождением сторон сделки; способом транспортировки грузов; финансовым положением юридических лиц.

Выбор формы должен контролироваться банком на соответствии установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиенту руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации