Предпринимательство как сфера деятельности в рыночной экономике

скачать (1165.7 kb.)

  1   2   3   4   5   6

Содержание



Введение

1. Общетеоретические основы бизнеса и предпринимательства

1.1 Основные определения и термины

1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности

1.3 Социально-экономическая характеристика предпринимательства

1.4 Инновационное предпринимательство

2. Оценка эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь

2.1 Государственная поддержка предпринимательства

2.2 Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь

2.3 Показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение



Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной экономике.

Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:

Объектом изучения в рамках данной проблемы является бизнес и предпринимательство в целом, а предметов – их отдельные свойства и качества.

В качестве используемой методологии изучения данного явления примем системный анализ и синтез.

Данная курсовая работа содержит введение, два раздела основной части, заключение с выводами о проделанной работе, а также список используемых литературных источников, приложение.

1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ




1.1 Основные определения и термины



Понятия «бизнес» и «предпринимательство» стали в последнее время настолько расхожими в экономической научной и публицистической литературе, что несколько утратили свой первоначальный смысл.

Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес - это любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления другим необходимых товаров и услуг.

Существует и другое определение, более адаптированное к реальным условиям: бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [6, c.14].

Объединив оба этих определения, получим наиболее полную формулировку данного понятия, которая будет звучать следующим образом: Бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, и осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями условиях.

Неразрывно с понятием «бизнес», связано понятие «предпринимательство» (предпринимательская деятельность), определяемое как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, основанном на нормах гражданского права [13, c.27].

Проводя сравнительный анализ понятий «предпринимательство» и «бизнес», можно сделать вывод, что это практически тождественные в экономической интерпретации понятия, поэтому имеет смысл далее не разделять их в смысловом аспекте, ибо любое реализованное предпринимательство есть бизнес, а любой бизнесмен – состоявшийся предприниматель. Таким образом, предприниматель – это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу (потребителям).

Понятие бизнес (или предпринимательская деятельность) дифференцируется (классифицируется) по размерам своей реализации на крупный, средний и малый виды бизнеса. Сравнительная характеристика видов бизнеса указывает на то, что они имеют существенные различия не только в объемах производства, размерах основных фондов, трудовых и финансовых ресурсах, но, и что главное, в отношении экономики всей страны. И если крупный бизнес – это остов, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – это мышцы, живая ткань хозяйственного организма страны.

Предпринимательство является основой бизнеса, т.к. предприниматель – это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу (потребителям).

Предпринимательство предполагает создание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолением сопротивления, возникающего при рождении всего нового.

Для успешного развития предпринимательства необходимы определенные условия и факторы активизации, к которым можно отнести:

Прежде чем начать свой бизнес, необходимо предварительно провести определенную аналитическую работу:

Предприниматель, являясь собственником и представляя фирму в инстанциях, взаимодействует с различными элементами внешней среды.

К элементам внешней среды относятся: покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, группы интересов, местные органы власти, законодательные и образовательные учреждения, сотрудники фирмы и т.д.

Каждый и вышеперечисленных элементов требует от предпринимателя выработки соответствующей тактики поведения (стратегического, тактического, оперативного), от которого будет зависеть как краткосрочный, так и долгосрочный успех фирмы.

Предпринимательство предполагает создание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолением сопротивления, возникающего при рождении всего нового, а рождение предпринимательской деятельности в условиях государства с постплановой экономикой и есть это новое. Однако для успешного развития предпринимательства необходимы определенные условия и факторы деятельной активизации, рождение и становление которых есть длительный и сложный процесс.

Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник) является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей. Поэтому актуальной становится задача: подготовить квалифицированных специалистов, готовых отстаивать интересы предпринимательства и малого бизнеса в Беларусии, а также создать в среде малого предпринимательства работоспособную информационную систему, которая могла бы способствовать развитию малого бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства многих фирм.

Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого — свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания. [28, c.56]

В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными.

В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник».

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию, работы которого относятся к началу XVIII века. . По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

Ричард Кантильон первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.

Около 1800 года крупный французский экономист Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью".

Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами.

Основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системы хозяйства.

Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства — труду, земле, капиталу — четвертый — организацию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название — предпринимательство.

Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

- умение организовать и управлять производством;

- инициативная, новаторская деятельность;

- рисковая деятельность;

Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизнеса". В целом, скомпонованное определение выглядит так:

"Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли". [28, c.72]

Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1. Инициативная деятельность.

2. Новаторская деятельность.

3. Деятельность по организации и управлению производством.

4. Рисковая деятельность.

5. Получение предпринимательского дохода.

Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

  1. создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

  2. введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;

  3. завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

  4. использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

  5. введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии . [5, c.25]

Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.

  1   2   3   4   5   6



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации