Инвестиционный климат региона РФ(Республика Удмуртия)

скачать (2776.6 kb.)

  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение

I.Государственная инвестиционная политика Удмуртской Республики

1.1.Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе

1.2.Правовая основа государственной инвестиционной политики

1.3. Инвестиционная система Удмуртской Республики

1.4. Цели, задачи, принципы государственной инвестиционной политики

II.Удмуртская республика - экономические возможности региона

2. 1. Природные ресурсы

2. 2. Промышленность

2.3. Международные отношения и межрегиональные связи

III. Экономика и инвестиции Удмуртии

3. 1. Информация об инвестициях, поступивших в Удмуртскую Республику в 2000-2009 г.г

IV. Инвестиционный «Имидж» Удмуртии

4.1. Инвестиционный потенциал

4.2. Общая характеристика Удмуртской Республики

4.3. Факторы формирования существующего имиджа УР

4.4.Результаты исследования инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики

4.5. Оценка сфер деятельности с точки зрения инвестиционной привлекательности

Заключение

Список используемой литературы

Введение
Предложенная курсовая работа по теме «Инвестиционный климат региона (Республика Удмуртия)» выбрана не случайно. Проблемы инвестиционного климата региона как субъекта Р.Ф. являются чрезвычайно значимыми как для автора данной работы, так и для каждого жителя республики, каждой семьи и соответственно для всех общественных и коммерческих организаций различных форм собственности и направленности. Изучение и анализ перспектив региона на основании таких значимых факторов как “Гоcударственная инвестиционная политика” “Правовое поле инвестиционных программ”, “ Инвестиционный имидж Республики” и др.; позволяют более ответственно и эффективно использовать экономические ресурсы, промышленный потенциал, географическое положение, культурные и общественные связи региона, в достижении поставленных экономических и политических задач как в отдельно взятых бизнес - проектах, так и всей Инвестиционной программе Республики в целом.

Динамичное развитие экономики невозможно без наличия благоприятных условий для привлечения инвестиций. Недостаток инвестиций отрицательно сказывается на структурных изменениях в экономике Удмуртской Республики и не позволяет достичь желаемых темпов экономического роста.

Однако разовое привлечение инвестиций недостаточно, что диктует необходимость использования стратегического подхода к управлению инвестиционными процессами в Удмуртской Республике. Кроме того, привлечение инвестиций в Удмуртскую Республику невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры и законодательной базы. В курсовой работе был использован поэтапный анализ существующих экономических, правовых, информационных и других условий для определения структуры инвестиционного климата Региона.

Исследование проводилось в следующих направлениях:


Каждый субъект Российской Федерации законодательно регламентирует инвестиционную политику в своем регионе. На основании принятых законов и приложений к нему устанавливаются принципы взаимодействия участников инвестиционных проектов и органов государственной власти. Определяются задачи и перспективы развития как отдельных отраслей региона так и внутренней и внешней экономической деятельности республики, области, края и т.д.

Закон Удмуртской Республики О государственной инвестиционной политике Удмуртской Республики был подготовлен и принят Государственным Советом Удмуртской Республики 25 февраля 2003 года.
1.1.Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе.
Настоящий Закон устанавливает устройство инвестиционной системы

Удмуртской Республики, цели, задачи и принципы государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики, формы и способы ее реализации, правовые и экономические особенности взаимоотношений между участниками государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики.

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и определения:

- Государственная инвестиционная политика Удмуртской Республики (далее – государственная инвестиционная политика) – основополагающее направление государственной экономической политики Удмуртской Республики, представляющее собой формирование и реализацию целей, задач, принципов, государственной поддержки, направлений, мероприятий, системы контроля и оценки социально-экономической эффективности в области управления инвестиционной деятельностью в У. Р. Посредством принятия и исполнения нормативных правовых и распорядительных актов органов государственной власти Удмуртской Республики;

- Участники государственной инвестиционной политики Удмуртской Республики (далее - участники государственной инвестиционной политики) - органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, участвующие в формировании и реализации целей и задач социально-экономического развития Удмуртской Республики;

- Инвестиционная система Удмуртской Республики – совокупность участников государственной инвестиционной политики, обладающих инвестиционными ресурсами и системами их распределения, объединенных в структуру, обеспечивающую стабильное социально-экономическое развитие Удмуртской Республики в отраслевом и территориальном аспектах и достижение целей государственной инвестиционной политики;

- Элементы инвестиционной политики - инвестиции, бюджетный кредит, государственные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые кредиты, налоговые льготы, тарифы, дотации, субвенции, субсидии, лицензирование, инвестиционный проект и другие экономические, организационные, правовые инструменты инвестиционной политики; Государственные инвестиционные ресурсы - средства федерального бюджета, средства бюджета Удмуртской Республики, направляемые на инвестиционные цели; - Муниципальные инвестиционные ресурсы - средства бюджета муниципального образования Удмуртской Республики, направляемые на инвестиционные цели;

- Система оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности - сбор, обобщение, анализ статистической и иной информации участниками государственной инвестиционной политики об итогах и (или) прогнозе инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике; - Комплексная оценка социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности - сводная статистическая и иная информация об итогах и (или) прогнозе инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике, представляемая участниками государственной инвестиционной политики в уполномоченный орган исполнительной власти Удмуртской Республики; - Государственный реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики (далее - Государственный реестр) - перечень инвестиционных проектов организаций, индивидуальных предпринимателей, претендующих на государственную поддержку в случаях, установленных настоящим Законом; - Инвестиционный конкурс - процедура отбора инвестора для реализации инвестиционного проекта, установленная в соответствии с требованиями настоящего Закона, иных нормативных правовых актов; Конкурс инвестиционных проектов - процедура отбора инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности в формах, установленных настоящим Законом; - Оператор конкурса инвестиционных проектов: организация, уполномоченная Правительством Удмуртской Республики на организацию проведения конкурса инвестиционных проектов, финансирующая инвестиционные проекты организаций (индивидуальных предпринимателей) – победителей конкурса инвестиционных проектов; - Aдресная инвестиционная программа - перечень объектов инвестиционной деятельности с указанием объемов инвестиций из бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год.
1.2.Правовая основа государственной инвестиционной политики.
Правовую основу государственной инвестиционной политики составляют - Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, - законы Удмуртской Республики и иные нормативные правовые акты Удмуртской Республики, а также настоящий Закон.
1.3. Инвестиционная система Удмуртской Республики.
Состав, структура, функции инвестиционной системы Удмуртской Республики.

Инвестиционная система Удмуртской Республики включает в себя государственную и негосударственные инвестиционные системы Удмуртской Республики, Инвестиционные системы муниципальных образований Удмуртской Республики, а также инвестиционную систему семьи.

Составные части инвестиционной системы Удмуртской Республики имеют свою структуру, функции, которые обеспечивают их деятельность в рамках инвестиционной системы Удмуртской Республики на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, а также договоров между федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в интересах социально-экономического развития Удмуртской Республики. Государственная инвестиционная система Удмуртской Республики

представляет собой совокупность:

- учет инвестиций;

- предоставление информационных, маркетинговых, консалтинговых,

- лизинговых услуг;

- обеспечение страхования инвестиций;

- информационное обеспечение инвестиционной деятельности;

- контроль целевого использования инвестиций;

- формирование системы оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности;

- проведение комплексной оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности Удмуртской Республики.

1.4. Цели, задачи, принципы государственной инвестиционной политики.
Стратегической целью государственной инвестиционной политики является создание такой инвестиционной системы Удмуртской Республики, которая способна привлекать и осваивать инвестиционные ресурсы в объемах, необходимых для повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения стабильного социально-экономического развития Удмуртской Республики. Таким образом мы видим: правовая, юридическая база

Инвестиционной политики Удмуртской республики является надежным инструментом гарантирующим стабильную инвестиционную привлекательность региона.

II. УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА.
2. 1. Природные ресурсы
Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Расстояние между столицей Удмуртской Республики городом Ижевском и столицей Российской Федерации городом Москвой - 1325 км, Санкт-Петербургом - 1904 км, Екатеринбургом - 800 км, Казанью - 395 км

Удмуртская Республика входит в состав Приволжского федерального округа.

Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 768 км железных дорог, 6164 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием - 5882 км, 183 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря. Важнейшие пристани - Камбарка, Сарапул. Судоходство по реке Кама в пределах республики. Продолжительность навигации - 6,5 месяцев. В республике шесть городов: Ижевск - столица Удмуртии, Сарапул, Глазов, Воткинск, Можга, Камбарка.

Столица Удмуртской Республики - город Ижевск - основан в 1760 году как поселок при железоделательном заводе графа Петра Шувалова. Сейчас в Ижевске проживает свыше 625 тыс. человек. Сегодняшний Ижевск - крупный транспортный центр региона. С другими регионами страны он связан железнодорожным, автомобильным и воздушным сообщением, имеет развитую городскую транспортную систему. Здесь расположены десятки промышленных предприятий металлургии, машиностроения, точного приборостроения и других отраслей народного хозяйства. Это крупный научный и культурный центр с мощным интеллектуальным потенциалом.

Недра Удмуртии богаты полезными ископаемыми. Наибольшее значение имеют нефть, уголь, торф и строительные материалы. Впервые промышленная нефть была получена в республике в январе 1955 года, а в 1969 году появились первые нефтепромыслы. Общие разведанные запасы нефти на территории Удмуртской Республики на 01.01.2008 года оцениваются в 372 млн. тонн.

Обнаружены месторождения каменного и бурого угля. Республика богата торфом. Самые крупные торфяные залежи находятся в бассейнах рек Кильмезь и Чепца. Распространены известняки, глины, пески, гравий. Выявлены месторождения минеральных красок, которые издавна использовались населением в качестве красителей.

Природа Удмуртии богата и живописна, по растительному покрову относится к таежной зоне. Примерно 46,4% территории покрыто лесом. Наиболее распространены ель, береза, сосна и осина, встречается дуб. Все реки относятся к бассейну Камы, наиболее крупные из них - Чепца, Вала и Кильмезь. В республике огромное количество подземных источников питьевой воды, за что Удмуртию и называют родниковым краем. Флора республики представлена более чем 1700 видами растений. Фауна также многолика. В лесах водятся лось, кабан, медведь, лисица, заяц и другие виды животных, в реках - многочисленные породы рыб.
2. 2. Промышленность
История промышленности Удмуртии как "кузницы оружия" началась со времен закладки в начале XVII века заводов на реках Иж и Вятка. Современная промышленность республики представляет собой уникальный комплекс производств, выпускающих широкую гамму продукции от товаров потребительского спроса до стрелкового оружия и космической техники. В республике насчитывается более 300 крупных и средних промышленных предприятий, большинство из которых имеют современное техническое оснащение и опытных специалистов.

Высокая культура производства была заложена в процессе выполнения военных заказов, к которым во всем мире предъявляются повышенные требования по качеству.

Удмуртия занимает ведущее положение в России по выпуску отдельных видов товаров народного потребления. Производится 80% российских охотничьих и спортивных ружей, значительна доля отечественных автомобилей, добывается нефть.

На многих предприятиях республики внедрена система менеджмента качества на основе международных стандартов серий ISO 9000 и целям устойчивого развития предприятий.

Крупнейшие предприятия республики в основном сосредоточены в столице г. Ижевске.

Здесь производятся: автомобили, спортивно-целевые и спортивно-охотничьи ружья, металлорежущие станки, прокат конструкционных, легированных и нержавеющих сталей, ракетно-космическая техника, медицинская техника, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, оборудование геологоразведки и бурения, средства вычислительной техники, а также товары потребительского спроса: стиральные машины, электропылесосы, швейные и трикотажные изделия, обувь и многое другое.

- Машиностроение и металлообработка. Главной отраслью промышленности Удмуртской Республики является машиностроение и металлообработка. Сохраняя тенденцию роста производства эта отрасль занимает около 40% в общем объеме промышленности, в ней занято более 50% работающих.

Реализация политики полномасштабной диверсификации производств позволяет предприятиям, используя свободный производственный потенциал (кадры, мощности), обеспечить переход на выпуск новой продукции, освоить современные технологии, производства, занять или расширить нишу на внутреннем и мировом рынках.

Особое внимание уделяется использованию незадействованных мощностей предприятий ОПК Удмуртии. На предприятиях в целом сохранена инфраструктура оборонных производств, мобилизационные мощности, финансовая и юридическая самостоятельность.

Предприятиями машиностроительного комплекса продолжается реализация перспективных проектов по освоению и выпуску широкой гаммы традиционной для Удмуртии тематики – оружейной, станкостроительной, инструментальной, энергетической, автомобилестроительной, нефтяной, железнодорожной, коммуникационной, космической.

В отрасли насчитывается около 240 предприятий. Самыми крупными из них являются ОАО "Увадрев- Холдинг", ОАО "Глазовская мебельная фабрика", ОАО "Ижмебель", ЗАОр МДНП "Красная звезда", ОАО "Можгинский лесокомбинат". Предприятиями лесопромышленного комплекса ежегодно выпускается около 160 тыс.куб.м. древесностружечных плит, более 15 тыс.куб.м фанеры клееной. Освоено более 30 новых видов мебели, в том числе производство фасадов мебели из МДФ. Продолжается работа по изготовлению продукции на линиях сращивания. Продлена реализация республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003-2005 годы" до 2008 года. В современных условиях перспективным является интеграция предприятий лесопромышленного комплекса, что позволит повысить конкурентоспособность предприятий и качество продукции.

- Другие отрасли промышленности. В структуре промышленности республики также функционирует ряд отраслей, значимость которых для экономики республики существенна. Это целлюлозно-бумажная, легкая, стекольная, медицинская и полиграфическая промышленности, а также промышленность строительных материалов и другие. Этими отраслями в суммарном объеме производится свыше 7% объема всей промышленной продукции Удмуртской Республики.

 - Образование и наука. Система образования и науки Удмуртской Республики представляет собой единое образовательное пространство и включает в себя около 2 тыс. учреждений, свыше 45 тыс. учителей, преподавателей и научных работников, свыше 420 тыс. обучающихся и студентов. Подготовку специалистов высшей квалификации ведут 5 высших учебных заведений:

Удмуртский государственный университет (УдГУ), Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ), Ижевская государственная медицинская академия, Ижевская сельскохозяйственная академия и Глазовский педагогический институт. В вузах обучается около 70 тыс. студентов, работают 296 докторов наук, 1382 кандидатов наук.

На территории республики функционирует Удмуртский научный центр Уральского отделения Российской Академии Наук, в составе которого 5 институтов, лаборатория и научно-образовательный центр. В учреждениях центра работают 460 сотрудников, в т.ч. свыше 240 научных работников, 50 докторов и 125 кандидатов наук, многие из которых являются лауреатами премий в области науки, заслуженными деятелями науки и техники, имеют государственные награды и знаки отличия.

С целью более эффективного взаимодействия науки, власти, бизнеса, поддержания научной деятельности и применения её в экономике республики в 2005 году был открыт "Дом Учёных" Удмуртской Республики.

Все более широкое распространение находят новые формы обучения с углубленным изучением тех или иных предметов: лицеи, колледжи, гимназии. Интересен опыт дистанционного обучения школьников по специально разработанным методикам и программам ведущих вузов страны.

Высшие учебные заведения имеют широкие международные связи. Так, на договорной основе ИжГТУ сотрудничает с техническими университетами Чехии и Словакии, Китая, УдГУ – с университетами США, Южной Кореи, Китая, Германии, Великобритании.

Несмотря на умеренный промышленный потенциал Удмуртии можно сделать вывод –Основными наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов отраслямиОстаются сырьевые производства и строительство.

2.3. Международные отношения и межрегиональные связи
Одной из наиболее значимых составляющих международной деятельности республики является развитие финно-угорского сотрудничества. Удмуртская Республика активно развивает контакты с негосударственными объединениями финно-угорских народов, такими как Консультативный комитет финно-угорских народов, Общество им. М.А.Кастрена, национальная организация

Всемирного конгресса финно-угорских народов, общества "Финно-угрия".

Ученые финно-угорского мира осуществляют взаимные поездки для участия в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, стажировках.Творческие коллективы Удмуртской Республики: "Айкай", "Иднакар", "Тюрагай", "Италмас", "Зардон", "Зарни Шеп", "Инвожо" являются активными участниками международных фольклорных фестивалей. В республике ежегодно проводятся Дни национальных культур.

Особая роль в развитии сотрудничества Удмуртии с зарубежными странами принадлежит международной деятельности вузов. Вузами Удмуртской Республики заключено 40 международных договоров и соглашений о сотрудничестве с высшими учебными заведениями Западной Европы (Венгрия, Великобритания, Словакия Норвегия, Германия, Болгария, Чехословакия), Восточной Азии и США. В связи с вхождением Российской Федерации в Болонский процесс вузами республики проводится планомерная работа по гармонизации образовательных программ, согласовываются учебные планы и программы. На базе Удмуртского государственного университета функционируют центры Американистики, испанского языка и культуры, Французский центр ресурсов. Вузы активно участвуют в таких международных образовательных программах и проектах, как ТЕМПУС ТАСИС, ДААД, ЕМСА, СИМО, Едю Франс, "Евроток".

Продолжают работать такие международные программы, как МАШАВ (Израиль), АЙТЕК (Индия), ТАСИС (ЕС), "АЙРЕКС" (США), направленные на подготовку и повышение квалификации специалистов в области финансов, управления, информационных технологий и другие.

Городами Удмуртии заключено 10 соглашений об установлении побратимских связей с городами Болгарии, Венгрии, Китая, Польши, США. В стадии подписания находится проект соглашения об установлении побратимских отношений Ижевска с городом Кордова (Аргентина).

В рамках Межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия Удмуртская Республика принимает активное участие в реализации двусторонних проектов по социальной работе с молодежью.

Удмуртская Республика проводит активную политику установления и развития торгово-экономических, научно-технических и культурных связей как с зарубежными странами, так и с регионами Российской Федерации.

Удмуртская Республика имеет договорные отношения с 78 субъектами Российской Федерации.

Торгово-экономические отношения осуществляются с 86 субъектами Российской Федерации.

Наибольший объем продукции поставляется в г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пермскую, Самарскую, Свердловскую и Челябинскую области. Основная вывозимая продукция - легковые и грузовые автомобили, прокат черных металлов, бытовая мебель, мясо и птица.

III. ЭКОНИМИКА И ИНВЕСТИЦИИ УДМУРТИИ
3. 1. Информация об инвестициях, поступивших в Удмуртскую Республику в 2000-2009 г.г.
Объем инвестиций за 2008 год составил 49,9 млрд. рублей или 112% к объему инвестиций за прошлый год в фактических ценах (в сопоставимых – 90,8%).

Объем инвестиций к валовому региональному продукту по итогу 2008 года оценочно достиг 22 процентов.

Квартальные значения объемов инвестиций в основной капитал в фактических ценах в 2008 году превышали значения аналогичных периодов 2007 года. Лишь в 4 квартале данный показатель 2008 года ниже значения 2007 года и прирост инвестиций отрицательный (в сравнении с 3 кварталом 2008 г.).В сопоставимых ценах также наблюдалась положительная динамика. В 4 квартале темпы роста замедлились, что повлияло на годовой результат. Отрицательная динамика в 4 квартале 2008 года связана с кризисными явлениями в экономике Удмуртии и в целом России.


Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям в 2008 году составил 32,0 млрд. рублей.

Доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций составила 46,5%.

В структуре привлеченных средств бюджетные средства составили 8,9 млрд. рублей (федеральный бюджет – 3,5 млрд. рублей, бюджет Удмуртской Республики – 5,4 млрд. рублей), кредиты банков составили 4 млрд. рублей.

Объем инвестиций в основной капитал за 2009 год составил 41 308,7 млн. рублей или 82,8% к объему инвестиций 2008 года в фактических ценах.

Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах начал замедляться в 4 квартале 2008 года, что связано с кризисными явлениями в экономике республики, а по итогам 2009 года он составил лишь 72,9% по отношению к предыдущему году.

Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям за 2009 год составил 24 335,0 млн. рублей.

Доля собственных средств предприятий в общем объеме инвестиций составила 55,2%.

В структуре привлеченных средств бюджетные средства составили 5658,1 млн. рублей (федеральный бюджет – 2335,7 млн. рублей, бюджет Удмуртской Республики – 2670,1 млн. рублей), кредиты банков составили 2574,5 млн. рублей.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации