Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе

скачать (769 kb.)

  1   2   3   4   5

/


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

(ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА)

Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе

ВВЕДЕНИЕ

ценностное ориентационное единство воинский коллектив

Актуальность проблемы исследования. Проблема формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов в условиях реформирования Вооруженных Сил теоретически актуальна и практически значима по ряду причин.

Во-первых, изменения в общественной жизни, сложность современного этапа в развитии страны и армии привели к переоценке ценностей, отразились на социальном самочувствии военнослужащих, ослабили сплоченность воинских коллективов. Боевые действия на Северном Кавказе подтвердили возросшее значение ценностно-ориентационного единства воинских коллективов, обозначив современные проблемы его формирования и развития.

Во-вторых, переход к новой системе комплектования войск по призыву и контракту, изменение мотивации военной службы, снижение её престижа, недостаток офицеров первичных звеньев управления, бытовые трудности ослабили служебную активность военнослужащих и сплоченность воинских коллективов.

В-третьих, новое оружие, развитие информационно-психологических технологий еще более обострили проблему формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов, потребовав информационной защиты войск и населения.

Исследование механизмов формирования ценностно-ориентационного единства, его повышения в условиях реформирования Вооруженных Сил связано с научным анализом потенциала личности военнослужащего и воинского коллектива как субъектов, действующих в новых социально-психологических условиях.

Состояние научной разработанности проблемы. Особенности формирования ценностно-ориентационного единства трудовых, учебных, научных, воинских коллективов привлекали внимание многих исследователей. Ученые рассматривали различные аспекты формирования психологии личности, коллектива управления, но акмеологический аспект формирования ценностно-ориентационного единства в условиях реформирования вооруженных сил не анализировался.

Многоуровневые связи, межличностные отношения рассмотрены в динамике, но акмеологические проблемы формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов в них не анализируются. Социально-психологические проблемы формирования и развития воинских коллективов исследованы в ряде коллективных трудов военных авторов. В работах: А.В. Барабанщикова, В.И. Варварова, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкина, В.И. Ковалева, С.Л. Кандыбовича, Я.В. Подоляка, В.Ф. Перевалова, Н.Ф. Феденко проанализированы актуальные проблемы психологии. С учетом особенностей военной сферы обоснован коллективно-личностный подход к управлению, изложены некоторые критерии зрелости воинских коллективов и пути преодоления неуставных взаимоотношений.

Анализируя сущность, воспитательные возможности психологии коллектива, авторы рассматривают и проблему ценностно-ориентационного единства. Научная ценность многих работ несколько снижена преувеличением роли коллектива в воздействии на личность и излишней идеологизацией выводов о развитии психологических процессов. Я.В. Подоляк рассмотрел проблемы практической психологии сплочения воинских коллективов и управления ими, обобщил опыт психологического отбора военнослужащих ведущих специальностей и кандидатов на командные должности. Исследуя этапы формирования взаимоотношений, роль микрогрупп и их лидеров, он обосновал уровни и критерии зрелости воинских коллективов. Командиры ориентированы на осуществление воспитания во всех сферах воинской деятельности и применение активных форм воздействия, обеспечивающих эффективную обратную связь.

Учитывая актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы, недостаточную степень разработки её современных аспектов, я вижу необходимость исследовать условия формирования ценностно – ориентационного единства воинского коллектива на современном этапе.

Цель исследования: выявить основные условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе.

Объект исследования: процесс формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллектива.

Предмет исследования: условия формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллектива в условиях реформирования Вооруженных Сил.

Гипотеза работы: психологические условия формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов определяются общностью задач, технической оснащенностью ратного труда, требующего особой согласованности действий. Ценностно-ориентационное единство воинских коллективов развивается под воздействием решения социальных проблем, реальной организации боевой учебы и ведения боевых действий, их морально-психологического обеспечения.

Я предполагаю, что основными условиями, определяющими формирование ценностно-ориентационного единства в условиях реформирования Вооруженных Сил, выступают: общественный статус, управляемость, субординация во взаимоотношениях, функциональная, правовая, организационная определенность коллективов.

Успешное формирование ценностно-ориентационного единства может быть обеспечено решением социальных проблем военнослужащих, активизацией морально-психологического обеспечения и оптимизацией организационно-управленческих условий.

Предложенный алгоритм психологической адаптации молодого пополнения к армейским условиям и его продуктивная психологическая подготовка должны заложить базу ценностно-ориентационного единства, совершенствование которого должно осуществляться на каждом занятии, обеспечивая единство действий.

Как высшая форма интеграции ценностных, профессионально- деятельностных и эмоциональных компонентов, единство развивается и совершенствуется при преобладающей роли профессиональной составляющей. Оптимальный уровень формирования ценностно-ориентационного единства достигается не только воспитанием, а требует всестороннего морально-психологического обеспечения и устойчивого управления с ориентацией на боевую действительность с учетом повышения профессионализма и психологической устойчивости военнослужащих и подразделений и обеспечения безопасности в условиях накала информационно-психологического противоборства.

Ценностно-ориентационное единство обеспечивает повышение всех форм активности военнослужащих: деятельности, поведения, общения, согласуя действия воинского коллектива, направленные на продуктивную служебную деятельность.

Психологические особенности формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллектива в условиях реформирования Вооруженных Сил и ведения боевых действий характеризуются рядом тенденций. Изменения ценностных, профессионально-деятельностных и эмоциональных установок породили напряженность в воинских коллективах. Общественный статус, управляемость, субординация во взаимоотношениях, функциональная, правовая, организационная определенность воинских коллективов были ослаблены.

Изменение содержания компонентов ценностно-ориентационного единства и форм его проявления, ослабление мотивации воинского труда, стимулирования добросовестной службы, снижение качества деятельности и усиление эмоционального накала межличностных и межгрупповых отношений в коллективах ослабили согласованность их действий. Личностно-профессиональное развитие и наращивание потенциала личности военнослужащего в условиях повышенной социально-психологической напряженности, в ситуациях преобладания факторов и условий, тормозящих развитие субъектов деятельности, проявлялись противоречиво.

В условиях реальной военной угрозы, осознанной военнослужащими и населением страны, и необходимости вооруженного отпора агрессии международного терроризма, временные рамки формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов существенно сокращаются.

Обострилось противоречие между возросшей необходимостью сплочения и ослаблением функционирования нормативно-правовых актов и морально-психологических факторов регулирования деятельности коллективов.

Анализ путей повышения сплоченности в условиях модернизации армии позволяют выделить морально-психологическое обеспечение и оптимальное управление коллективами как механизм сплочения. Их единство определяет становление, развитие и регулирование сплоченности с учетом возрастания профессионально-психологической составляющей.

Ключевой проблемой исследования является анализ проблем формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов в сложных условиях реформирования Вооруженных Сил, обоснование факторов, условий и механизма его формирования. Человек - не производная общественных явлений, а субъект деятельности, и как личность, способен решать личные и общественно-значимые проблемы. Он является главной силой на войне и проблемы личностно-профессионального развития военнослужащего важны для развития общества и для обеспечения национальной безопасности страны

В обычных условиях функционирования коллектива интеграционные процессы скрыты и проявляются в условиях помех, сложных ситуаций. Напряженность в обществе и армейских коллективах актуализировала эти процессы, вызвала переоценку сложившихся стереотипов деятельности, межличностных отношений, ценностных суждений. Всё это отражается на уровне ценностно-ориентационного единства воинских формирований. За 4 года (1996-1999) количество преступлений в силовых ведомствах составляет 28 тысяч ежегодно, из них почти половину составляют уклонения от военной службы». Но в стране уровень преступности еще выше.

Изучая, учитывая и развивая степень ценностно-ориентационного единства подразделения, боевого расчета, экипажа, командиры создают условия для эффективного руководства подчиненными, для предупреждения и преодоления межличностных конфликтов, для качественного выполнения личным составом профессионального долга. Методологической основой данной работы явились труды: Амелин В.Я., Немов Р.С., Сыромятников И.В., Барабанщиков А.В., Дёмин В.Г., Галкин М.С., Донцов А.И., Калюжный А.С.,
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы ценностно-ориентационного единства воинского коллектива


    1. СУЩНОСТЬ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО


Несмотря на то, что термин " ценностно-ориентационное единство " имеет достаточно древнее происхождение, он широко используется в войсковой практике, в научных и художественных источниках. Разные авторы неоднозначно толкуют это понятие. Определенному разночтению способствует и рассмотрение сущности этого явления с позиций разных наук, что на практике ведет к преимущественному выделению процессуального, сущностного, структурного или результирующего компонентов. Например, для педагогов естественный интерес представляет разработка направлений формирования ценностно-ориентационного единства. Философско-социологический подход в большей степени ориентирован на выявлении характерного для конкретного времени и конкретной социальной популяции среза уровня развития ценностно-ориентационного единства и тенденций ее динамики. Специфично толкование медиками и биологами, которые в основу своего понимания этого явления кладут морфологические и физиологические признаки (рост, возраст, вес, физическая сила, выносливость, состояние здоровья человека, его половые и физиологические возможности, особенности нервной системы и т.д.). В историческом смысле термин "ценностно-ориентационное единство" получил достаточно широкое хождение и семантически может трактоваться в русском языке как единение, общность, единомыслие и едино действие группы людей. Но более древней может считаться военная предтеча сплоченности - понятие сплотить ряды бойцов, т.е. прижаться плечами друг к другу, стать как бы одним целым организмом перед лицом опасности. На базе такого физического сплочения возникало и особое состояние психики или, как тогда говорили, состояние морального духа сражающихся воинов.

Подлинное ценностно-ориентационное единство, по сути дела, является тем, практически никогда недостижимым, результатом развития взаимоотношений между воинами, которые принято называть коллективистскими. Обычно считается, что подобные взаимоотношения реализуются в трех основных, тесно связанных между собой сферах совместной деятельности - морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой. Ценностно-ориентационное единство реализуется в этих сферах на объективном и субъективном уровнях.

Следует также учитывать, что наиболее практично, на наш взгляд, рассматривать это явление применительно к небольшим первичным воинским коллективам, какими в полной мере можно считать экипажи и боевые расчеты.

Субъективно морально-политическое единство актуализируется во взаимном доверии членов экипажа как единомышленников, сознательно сотрудничающих во имя достижения общей цели.

В военно-профессиональной сфере ценностно-ориентационное единство проявляет себя как боевая сработанность (слаженность, сплоченность, слетанность). Выполнение функциональных обязанностей в составе экипажа способствует уменьшению числа социально-психологических различий. В результате улучшается взаимопонимание, снижается процент неожиданных в совместной деятельности действий и решений, появляется уверенность в партнере, его мастерстве и надежности, а следовательно, повышается эффективность совместной боевой деятельности. У членов экипажа вырабатываются одни и те же навыки и умения, у них формируются одинаковые привычки, да и внешне они во многом копируют друг друга.

Но боевая сработанность может достигаться также за счет взаимного дополнения недостающих психологических качеств, своеобразного их симбиоза. Так, осмотрительность и основательность командира танка может дополняться быстротой исполнения механика-водителя, а физические данные подносчика снарядов - тактической хитростью наводчика.

Боевая сработанность объективно реализуется в таких показателях боевой деятельности, как общая производительность и экономичность совместного ратного труда, большая скорость реагирования и безошибочность действий партнеров.

Субъективно хорошая слаженность проявляется в легкости достижения взаимопонимания членов экипажа по служебным и профессиональным вопросам, возможности предвидения, прогнозирования будущих действий напарника и подстраховки его в случае необходимости.

В межличностно-бытовой сфере ценностно-ориентационное единство проявляет себя как психологическая совместимость, объективно реализующая себя в бесконфликтности общения в бытовой, внеслужебной обстановке, когда воины занимаются в спортивных секциях, посещают кружки художественной самодеятельности, библиотеки, ходят в увольнения и т.д.

Если в морально-политической сфере стремление к совместной деятельности базируется на чувстве долга, на принципиальных моральных, религиозных и политических установках, то в межличностно-бытовой сфере оно возникает на основе внешней привлекательности, землячества, общности увлечений на отдыхе, в процессе занятий спортом, художественной самодеятельностью, а порой даже на основе не- поддающихся объяснению ситуативных факторов и случайных впечатлений. Причиной возникновения дружбы и приятельства может быть также преклонение перед силой, ловкостью, верностью, отзывчивостью, начитанностью, умом товарища, желанием войти в круг наиболее авторитетных и уважаемых сослуживцев.

В конечном итоге складывается эмоциональная оценка возможного кандидата (причем не всегда на хорошо осознаваемом уровне) для принятия или недопущения его в систему неофициальных взаимоотношений. По сравнению со зрелым возрастом в юношеские годы такие отношения очень высоко ценятся, а их отсутствие тяжело переживается.

В целом психологическая совместимость оказывает положительное воздействие на взаимоотношения воинов и способствует скорейшему сплочению экипажа. Но в некоторых случаях психологическая совместимость, основанная на землячестве, на прошлой дружбе и эмоциональных впечатлениях, усложняет совместную служебную деятельность и может привести безответственных и беспринципных воинов к стремлению получить незаслуженные льготы в ущерб сослуживцам, способствовать возникновению неформальных групп с негативной общественной направленностью.

На основе вышеизложенного ценностно-ориентационное единство можно определить как социально-психологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений воинов в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах совместной деятельности. Говоря о ценностно-ориентационном единстве коллектива, не следует забывать, что взаимоотношения в нем строятся по уставу, который заключает в себе многовековой опыт и результаты современных научных исследований. Любое отступление от требований устава, стремление к изменению, улучшению устаревших, по мнению некоторых неопытных офицеров, положений этого документа в конечном итоге приводит к возникновению межличностных конфликтов и нарушений воинской дисциплины, к снижению уровня боеготовности и эффективности совместного ратного труда.

Лидеры - это воины, чье поведение в значимых ситуациях оказывает существенное влияние на партнеров по экипажу. Лидеры могут быть официальными и неофициальными. К числу официальных лидеров можно отнести наиболее авторитетных командиров. Неофициальные лидеры в отличие от официальных юридически не несут никакой ответственности за состояние дел в экипаже. Они могут быть известны командованию, но могут и находиться в тени, скрыто выполняя свои функции. При общественно-полезной направленности неофициальное лидерство со временем может быть официально закреплено. Негативный неофициальный лидер способен нанести существенный вред боеспособности экипажа, так как он подрывает авторитет командира, способствует насаждению неуставных взаимоотношений, разобщает воинов, потворствует нарушителям воинской дисциплины.

Своевременное выявление лидеров, конформных и изолированных воинов и учет выполняемых ими социальных ролей, несомненно, является важным резервом повышения сплоченности экипажа, управления процессом ее формирования.


    1.   1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации