Идеология социал-реформизма

скачать (117.5 kb.)

  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. Идеология и ее функции в обществе

2. Социал-реформизм

3. ПАРТИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА О ПРОБЛЕМАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1 Сущность и методология социал-реформизма

3.2 Проекты преобразования отношений собственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ



Идеологические доктрины составляют теоретическую базу осуществляемых в обществе крупномасштабных политических и экономических реформ (смена политического курса, реализация государственных экономических и политических программ, новые направления в развитии общества и т.д.).

Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

1. Идеология и ее функции в обществе



Идеология - это система взглядов и идей, стремящаяся дать целостное объяснение явлениям общественной жизни в интересах определенных социальных групп.

В идеологии главное - достижение цели в интересах определенных социальных групп, в силу чего допускаются условные толкования, сформулированные выводы могут весьма существенно отклоняться от реальности. Суть идеологии не в познании мира, а организации общественного сознания, приведении его к некому общему стандарту и управление людьми путем воздействия на их сознание. Строится идеология с расчетом на то, чтобы ее смогли усвоить широкие слои населения.

Наличие различных идеологий в обществе и борьба между ними - это древнейшее явление, которое пронизывает всемирную историю. Однако первые работы, исследующие данное явление появились только в начале XIX в. Считается, что первым исследователем идеологии является французский философ и экономист Дестют-де-Траси («Элементы идеологии», 1-4 т., 1801-1815 гг.).

Наиболее сильное влияние на общество идеология приобрела в XX в., что связано с развитием средств массовой информации. Нередко это приводило к гиперидеологизации политики, порождало кризисы и даже войны (нацизм, «марксизм-ленинизм», расизм и др.) В силу этого обстоятельства многие социологи в середине XX в. попытались доказать, что современное общество может обходиться без идеологии, поскольку есть в настоящее время различные методы познания окружающего мира.

Овладев ими, каждый человек в состоянии выработать собственную систему взглядов на окружающую действительность («теория деидеологизации » - Белл, Арон, Поппер и др.).

Однако эти выводы не нашли практического подтверждения. Идеологии существовали и, если рушились одни идеологии, их место занимали другие. В начале 1970-х гг. выводы «теории деидеологизации» признаны не соответствующими действительности. Была сформулирована «теория реидеологизации», которая по-новому объясняет роль идеологии в обществе.

Наличие идеологии в современном обществе можно объяснить следующими причинами. Большинство современных людей неспособно вырабатывать собственную систему взглядов на мир и окружающую действительность. Это обстоятельство никак не связано с уровнем их материальной обеспеченности и наличием реальных свобод. Нарастание процессов индивидуализации и расширение свободы также не стимулирует формирование у индивидов собственной системы взглядов. Существует в современном обществе «свобода вероисповедания», но при этом человек вообще утрачивает способность верить во что-либо. В условиях «свободы слова» люди мыслят теми штампами, которые навязывают средства массовой информации. Гарантируется «свобода образа жизни», но люди ориентируются на стандарты, навязанные рекламой, общественным мнением, авторитетами. Все это свидетельствует о том, что современному человеку также сложно формировать собственное мировоззрение, как и много столетий назад. Для этого нужно уметь самостоятельно мыслить. А это самое трудное. Гораздо проще заимствовать чужую систему ценностей и идеи.

Одновременно расширилась и усложнилась социально-экономическая и политическая сцена в силу чего рядовому гражданину все труднее ориентироваться в происходящем. К тому же многие простые проблемы общественной жизни умышленно усложняются настолько, что создается видимость, будто разобраться в них могут только специалисты. Это отбивает у людей желание и смелость думать самим, подрывает веру в свою способность размышлять над насущными проблемами. Средства массовой информации не отражают объективно окружающую действительность. В них наибольшее внимание уделяется редкому, сенсационному, ненормальному, негативному, пугающему, в сравнении с общим, нормальным, позитивным. СМИ придают реальности деформированный имидж. Мелкое событие может быть раздуто до вселенских масштабов, в тоже время действительно серьезные проблемы могут практически не освещаться.

Кроме того, в политике избиратели имеют дело с гигантскими партиями, которые подавляют избирателей так же, как и корпорации в сфере экономики. Существующие избирательные технологии заставляют гражданина ориентироваться на программу определенной партии, а, следовательно, заимствовать и ее идеологию. В противном случае гражданин оказывается вне политики.

Откуда людям брать надежду, смысл жизни, простую непротиворечивую социальную ориентация? Наука такую ориентацию дать не в состоянии, более того каждая наука выдвигает свои проекты гибели человечества (столкновение с кометой, таяние льдов, генная инженерия, национальный, цивилизационные, религиозные конфликты и т.д.).

В силу отмеченных выше обстоятельств идеология выполняет в обществе важные функции:

- идеология описывает социально-политическую действительность, дает определенные социальные координаты и ориентирует людей в социальной жизни;

- указывает принципиальные пути решения стоящих перед обществом проблем;

- мобилизует людей и политическую систему на достижение определенной цели;

- оправдывает политическое поведение элиты и граждан.

Выполняя эти функции, идеология с одной стороны разъединяет людей, а с другой, - интегрирует общество. Однако идеология в современном обществе должна быть гуманной, рациональной, критичной, терпимой, экологичной (реализация целей идеологии не должна ухудшать состояние природной среды), то есть должны существовать определенные конституционные ограничения, в рамках которых идеология может оказывать влияние на общество и граждан.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации