Учебные туристские походы

скачать (171.3 kb.)

БГУФК

Тема лекции: «Учебные туристские походы».


Минск-2008

Содержание лекции.


  1. Понятие учебно-туристских походов и их цели.

  2. Особенности выбора района и разработки маршрута учебно-туристского спортивного похода.

  3. Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися.

1. Понятие учебно-туристских походов и их цели.
Если мы будем рассматривать спортивный туризм, то можно, не рискуя ошибиться, утверждать, что фактически любой поход, от 1-й до 6-й категории сложности является для его участников в той или иной степени учебным. Действительно, каждый новый пройденный поход уникален, с точки зрения преодолеваемых препятствий, примененной на маршруте техники, условий жизнеобеспечения и т.д. Следовательно с каждым новым пройденным маршрутом туристы приобретают новый опыт участника, либо руководителя похода. При этом, однако, не корректно определять спортивные походы, как учебно-спортивные (учебно-туристские) походы. Почему? Спортивные походы не планируются изначально как учебные. Их основная цель иная – пройти маршрут эффективно и безопасно, выполнить необходимые нормативы для присвоения спортивных разрядов и званий. В рамках осуществления спортивного похода нет места целенаправленному учебному процессу (сжатые сроки похода и напряженный график движения не позволяют его осуществлять). Квалификация руководителя похода и его участников (их сумма туристских знаний, умений и навыков) должна изначально (до выхода на маршрут) отвечать сложности заявленного для преодоления маршрута. Такая квалификация приобретается туристами либо в результате их самообразования и самоподготовки, либо в результате специального обучения.

В нашем курсе лекций мы рассматриваем не спонтанный, а научно и методически обоснованный процесс обучения спортивно-туристской и рекреационно-туристской деятельности в рамках подготовки общественных и профессиональных туристских кадров. В частности в Белорусском университете физической культуры такое обучение проводится на специальности 1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность» по направлениям 1-89 02 01-01 «Спортивный и рекреационный туризм» и 1-89 02 01-02 «Менеджмент в туризме». Интегральная подготовка – совершенствование умений и навыков владения туристской техникой, приобретение необходимого туристского опыта учащихся непосредственно в условиях туристского похода или на туристских соревнованиях является непременным компонентом обучения на данных направлениях специальности (Рис. 1). В данном случае процесс обучения в походных условиях (в условиях туристских соревнований) специально планируется и такие мероприятия носят определение «учебно-спортивные туристские мероприятия» (УСТМ).

Как определить понятие «учебно-туристский поход»? Учебно-туристский поход – это важнейшее мероприятие интегральной подготовки туристских кадров, где процесс обучения туризму планируется и осуществляется непосредственно в походных условиях. В данном случае поход изначально планируется не как спортивный или рекреационный, а как учебно-спортивный или учебно-рекреационный. Цель туристского обучения участников (формирование у них специальных знаний, умений и навыков в технике и тактике туризма, проведении экскурсионной работы, бесконфликтном руководстве малыми группами туристов) в данном случае не менее важна, чем собственно преодоление маршрута похода. Данная цель и задачи диктуют особенности организации и проведения учебного похода. Рассмотрим эти особенности, на примере проведения учебно-спортивного похода, начиная с определения района проведения похода и разработки его маршрута.


2. Особенности выбора района и разработки маршрута учебно-туристского спортивного похода.
По каким критериям выбирают район проведения учебно-спортивного похода? Район проведения учебно-спортивного похода для студентов вуза выбирает преподаватель туризма. Все ранее рассмотренные критерии выбора района проведения спортивных и рекреационных походов естественно применимы и в данном случае (смотрите методическое занятие «Разработка маршрута туристского похода и составление плана похода»). В лекции мы лишь акцентируем внимание на специфических критериях выбора, важных для достижения цели обучения спортивному туризму. Итак, критерии выбора учебно-спортивного похода с учащимися района следующие.

В целом можно говорить о том, что район с большим количеством эталонных маршрутов нужной категории сложности (судя по «Перечню классифицированных туристских маршрутов») можно рассматривать, как приемлемый для проведения учебно-спортивных походов и сборов. Особенности такого района, как со спортивно-технической, так и с климатогеографической точек зрения хорошо изучены. Поэтому руководитель похода целенаправленно может «отобрать» и включить в маршрут классифицированные участки наиболее характерные для данного вида туризма и необходимые для данного этапа туристской подготовки студентов, а так же планировать учебную работу на маршруте. Если говорить о районах, подходящих для проведения учебных пеших и лыжных походов студентов в Беларуси, то можно отметить в частности такие из них, как Налибокскую пущу (район «насыщенный» водными препятствиями, участками преодолимых болот), Нарочанский край, район Минской возвышенности (районы с хорошо выраженным рельефом, с протяженными лесными массивами разной степени проходимости); богатыми спортивно-туристскими ресурсами обладает Витебская область и в частности территория национального парка «Браславские озера»). Указанные районы полностью отвечают как спортивно-техническим требованиям для проведения пеших и лыжных походов 1-й категории сложности, так и рекреационно-познавательным требованиями для проведения учебно-рекреационных (экологических) походов.

Каковы особенности маршрута учебно-спортивного похода? Маршрут учебно-спортивного похода имеет определенную специфику и в общем отличается от маршрута спортивного похода. Действительно, каждый маршрут спортивного похода обычно в той или иной степени уникален и должен отвечать, прежде всего, требованиям «Правил проведения туристских спортивных походов»: заданной технической сложности, протяженности, продолжительности. Чем более уникален спортивный маршрут (чем он менее «исхожен» туристами) – тем он ценнее со спортивной точки зрения (первопрохождение целого маршрута или отдельных классифицированных участков маршрута, освоение нового туристского района особо оценивается в спортивном туризме). Напротив, маршрут учебного похода может повторяться из года в год: главное чтобы он соответствовал целям и задачам обучения туризму. В чем это выражается? Перечислим ряд важнейших с нашей точки зрения требований, предъявляемых к маршруту учебно-спортивного похода.

Маршрут, соответствующий вышеуказанным критериям, определяют как технический маршрут. Понятие технического маршрута, относится как к проведению учебно-спортивных походов, так и к проведению очных соревнований в спортивном туризме в форме двоеборья (соревнования на спортивном и техническом маршрутах). Протяженность технических маршрутов сокращена, по сравнению с обычными маршрутами данной категории сложности, зато техническая сложность может быть даже несколько выше или полностью соответствовать походу данной категории сложности.

Что означает понятие «маркированный маршрут»? Маршрут учебного похода, как мы упоминали выше, может быть разработан для многолетнего использования. Обозначенный на местности (или на карте) маршрут многократного использования специально обустроенный для целей обучения туристской технике называется учебным маркированным маршрутом. На учебном маркированном маршруте места организации биваков и проведения учебных занятий заранее определены и подготовлены. Например, на таком маршруте определены и подготовлены с точки зрения безопасности и эффективного обучения места переправ через водные препятствия, склоны для отработки техники передвижения и техники страховки и т.д.

Маркированный маршрут учебного похода может проходить через специальные туристские полигоны спроектированные и оборудованных для целей обучения туристской технике и тактике. В Республике Беларусь, не обладающей горным рельефом, обустройство таких полигонов имеет особое значение. Туристский полигон имеет сравнительно небольшую площадь (например, около 5-10 квадратных километров) и содержит наиболее характерные для данного вида туризма естественные препятствия, на которых туристы проходят обучение технике передвижения и страховки. Для горно-пешеходного туризма такими препятствиями, прежде всего, являются склоны и водные препятствия. На туристских полигонах Беларуси настоящие горные склоны, могут «заменяться» искусственными сооружениями (стендами), созданными на основе крутых естественных склонов. Места переправ через имеющиеся в площади полигона водные препятствия могут быть оборудованы искусственными опорами (если нет подходящих естественных опор). Важно также, чтобы на район полигона имелась спортивная карта для эффективного обучения туристов технике ориентирования на местности. Маркированные маршруты и туристские полигоны, как видим, требуют специального проектирования и строительных работ. Примером такого оборудованного полигона является туристский полигон в районе населенного пункта Жодишки (на реке Вилия).
3. Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися.
В чем заключается план учебно-спортивного похода? Кроме обычного плана-графика движения по маршруту, в учебном походе руководитель обязательно разрабатывает план-график учебной работы на маршруте. В нем указываются конкретные учебные задачи, содержание учебной работы на маршруте, место и время ее проведения. В качестве примера мы приводим план учебной работы студентов первого курса БГУФК в лыжном походе первой категории сложности по Логойскому району, Минской области (2005г.).

Конкретное содержание планируемой учебной работы определяется этапом туристской подготовки и соответствующими программами обучения. Наиболее эффективно занятия по технике и тактике туризма могут проводиться на месте специально спроектированного и оборудованного туристского полигона. Однако, даже в отсутствие таких полигонов, целый ряд учебных задач можно выполнить на коротких привалах, в процессе движения по маршруту, а так же на биваках. Например, на привалах можно выполнять учебные упражнения по ориентированию на местности (осваивать способы определения сторон света по небесным светилам, способы определения точки стояния, технику определения азимута на видимый объект, технику определения расстояний и т.д.) В движении по маршруту, на заранее определенных участках маршрута (см. выше пример плана учебного лыжного похода) можно выполнять с учащимися упражнения по технике и тактике передвижения по естественным препятствиям, по технике движения по азимуту и движения с чтением карты (при этом осуществляют смену «ориентировщика - лидера», ведущего группу по маршруту на отдельных переходах). На биваке целесообразно проводить учебные занятия по технике бивачных работ, по оказанию первой помощи пострадавшим, преодолению локальных препятствий и пр.

Каковы особенности материально-технического обеспечения учебно-туристского похода? В учебном походе снаряжение может быть избыточным с точки зрения преодоления маршрута, как такового. Кроме необходимого для преодоления маршрута снаряжения, учебно-спортивный поход должен быть обеспечен снаряжением, позволяющим выполнить учебные задачи. Например для обучения технике переправ в учебном походе по Беларуси может понадобиться дополнительное страховочное снаряжение (основные веревки, индивидуальные страховочные системы и т.д.) без которого туристы могли бы обойтись в обычном случае. Для занятий на туристских полигонах может понадобиться специальное снаряжения для ориентирования: спортивные карты, компасы.

Каковы особенности режима движения и учебных занятий в учебно-туристском походе? Режим движения подчинен учебно-спортивным целям и задачам похода. Разумеется, как и в случае «обычного» спортивного похода, режим движения учебно-спортивного похода учитывает требования постепенности возрастания физической нагрузки на участников похода и технической сложности. Но, кроме того, количество и продолжительность дневных переходов определяются конкретной учебной задачей данного дня и общей учебной программой похода. Принятый походный график движения спортивного похода, где после 6-7 ходовых дней обычно следует день отдыха (дневка), в принципе может не соблюдаться в учебном походе. В учебном походе планом предусматриваются отдельные дни (пол дня) на проведение учебных занятий (без обычного передвижения по маршруту). Причем учебные «дневки» могут осуществляться вне зависимости от количества минувших дней активного движения, в соответствие с планом похода в местах туристских полигонов, в подходящих местах для обучения туристской технике (в местах расположения характерных препятствий).

Литература по теме лекции.


  1. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

  2. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989 – 1992 годы. – М.: Профиздат, 1989.– 193с.

  3. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации