Туризм

скачать (324.2 kb.)

  1   2
Содержание учебной программы по предмету «Туризм» (кафедра МСиТ)
Раздел 1. Туризм, как вид познавательной, рекреационной и спортивной деятельности.
Определение основных понятий и терминов предмета «туризм». Понятие «путешествие», как перемещения людей во времени и пространстве, которое предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность в пределах своей страны или в иную страну. Туристские путешествия, как частный случай путешествий. Цель путешествий, как основной критерий, позволяющий отделить туристские путешествия от прочих путешествий. Определение туризма, как походов, путешествий с рекреационными, познавательными и спортивными целями. Содержание рекреационных, познавательных и спортивных путешествий.

Классификация туристской деятельности. Основания для классификации туристской деятельности: субъект деятельности, регион проведения туристских мероприятий, направление туристских потоков, способ организации и характер финансирования туристских мероприятий, социальный и демографический состав участников мероприятий, транспорт и способ передвижения в путешествиях, цель путешествия и т.д. Цели (функции) туристской деятельности, как родовые (системные) основания для классификации. Подразделение системы туристской деятельности на подсистемы рекреационного, познавательного и спортивного туризма. Главные мотивы, побуждающие людей к участию в спортивных, познавательных и рекреационных туристских мероприятиях.

Классификация туристской деятельности, с использованием иных (не целевых) оснований. Классификация туристской деятельности исходя из форм ее организации и характера финансирования (туризм социальный, самодеятельный, коммерческий). Классификация туристской деятельности на основании региона проведения туристских мероприятий (международный, национальный); на основании социально-демографического состава участников туристских мероприятий (туризм семейный, детско-юношеский, студенческий и пр.). Классификация туристской деятельности на основании уровня двигательной активности (активный и пассивный туризм). Понятие формы осуществления туристской деятельности. Туристские поездки, путешествия, экспедиции, походы, соревнования.

Структурно-функциональная модель туристской деятельности. Взаимодействующие подсистемы познавательного, спортивного и рекреационного туризма. Доминирование рекреационных, познавательных или спортивных целей и задач – принцип по которому туристские мероприятия относятся к той или иной подсистеме туристской деятельности. Формы и содержание собственно рекреационного, спортивного и познавательного туризма. Анализ форм и содержания туристской деятельности с двумя (несколькими) доминирующими функциями. Примеры собственно рекреационных (рекреационных «в чистом виде») и рекреационно-спортивных, рекреационно-познавательных туристских мероприятий. Примеры собственно спортивных, спортивно-рекреационных и спортивно-познавательных туристских мероприятий.

Система спортивного туризма в Республике Беларусь, включающая в себя два вида спорта, внесенных в Единую спортивную классификацию РБ: спортивный туризм и туристско-прикладные многоборья. Содержание вида спорта «спортивный туризм» (походы по классифицированным маршрутам, содержащим естественные препятствия). Мотивы, цели, побуждающие людей к занятию данным видом спорта. Содержание вида спорта «туристско-прикладное многоборье» (соревнования по технике и тактике спортивного туризма). Связи данных видов спорта с другими видами спорта: альпинизмом, скалолазанием, спортивным ориентированием, горнолыжным спортом, гребным слаломом, парусным спортом и др.

Программно-нормативные документы, регулирующие туристскую деятельность. «Правила проведения спортивных туристских походов» и «Инструкция по проведению туристских походов с учащимися» как основные нормативные документы, регулирующие спортивно-туристскую и рекреационно-туристскую деятельность. Основные положения этих документов. Понятие об организационно-управленческих основах туризма. Система управления туризмом в Республике Беларусь (государственные и общественные организации). Система управления детским туризмом в Республике Беларусь.

Необходимые практические умения и навыки.

Уметь анализировать любое туристское мероприятия и классифицировать его по различным классификационным основаниям.

Раздел 2. Туристские походы. Организация и проведение.

Определение понятия «туристский поход». Отличие туристского похода от иных туристских путешествий (активные способы передвижения в туристском походе). Классификация походов на основании их главных целей и задач (по их содержанию). Спортивные и учебно-спортивные походы; рекреационные (оздоровительные) и учебно-оздоровительные походы. Классификация спортивных и оздоровительных походов на основании способов передвижения участников. Виды походов: пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, составляющие основу активной туристско-оздоровительной и спортивно-туристской деятельности, включенные в разрядные требования Единой спортивной классификации РБ и «Правила проведения спортивных туристских походов». Классификация походов по их продолжительности (туристская прогулка, поход выходного дня, многодневный поход).

Спортивные походы по классифицированным маршрутам. Классификация спортивных туристских походов по категориям сложности. Нормативные требования к параметрам спортивных туристских маршрутов (продолжительности похода; протяженности маршрута) и их технической сложности. Понятие классифицированных участков маршрута, как участков, требующих от участников похода при их преодолении, специальных знаний и умений в туристской технике (технике ориентирования, технике передвижения по естественным препятствиям и организации страховки, технике туристского бивака и организации спасательных работ). Определение технической сложности маршрута по количеству и категории трудности классифицированных участков. Обязательное требование к технической сложности маршрутов, как определяющее отличие спортивных походов от оздоровительных (рекреационных) походов.

Рекреационные туристские походы. Оздоровительные и рекреационно-познавательные походы. Экологические походы, как разновидность рекреационно-познавательных походов. Параметры оздоровительных походов. Оптимальная продолжительность и протяженность маршрута оздоровительных походов с точки зрения эффективного решения поставленных целей и задач, а так же соблюдения дозированных (оздоровительных) физических нагрузок для участников. Понятие рекреационных ресурсов в районе похода и рекреационных,, экскурсионных объектов посещения на маршруте похода. Понятие рекреационного потенциала района похода.

Организация и подготовка спортивных и рекреационных походов. Принципы комплектования походной группы и ее подготовка. Методика выбора района спортивного похода. Факторы (критерии), определяющие выбор района спортивного похода. Спортивно-техническая характеристика района похода (наличие классифицированных участков, определяющих необходимую техническую сложность похода). Соответствие района по показателям технической сложности и климатогеографическим характеристикам опыту участников предполагаемого похода. Наличие достаточной информации о районе похода, в том числе необходимого картографического материала. Соответствие района спортивным долгосрочным планам группы. Широта возможностей (в том числе для тактических решений) при выборе маршрута в данном районе. Наличие необходимого снаряжения и финансового обеспечения для совершения похода в данном районе.

Методика выбора района рекреационного похода. Факторы (критерии), определяющие выбор района рекреационного похода. Наличие в районе похода рекреационных ресурсов и рекреационно-познавательных целевых объектов посещения. Наличие достаточной информации о районе похода, в том числе: необходимого картографического материала, информации об экскурсионных объектах и маркированных экологических тропах, о локализации оборудованных туристских стоянок и пр. Широта возможностей (в том числе для тактических решений, для выполнения образовательных и рекреационных задач) при выборе маршрута в данном районе. Наличие необходимого снаряжения и финансового обеспечения для совершения похода в данном районе.

Разработка маршрута походов выходного дня и многодневных оздоровительных и спортивных походов. Основные факторы, учитываемые при разработке маршрута спортивных и рекреационных походов. Выбор оптимальной тактической схемы маршрута для эффективного достижения целей похода. Кольцевой, линейный маршруты. Радиальные участки маршрута. Понятие нитки маршрута. Выбор удобных пунктов старта-финиша; мест организации полевых лагерей для ночлега. Определение промежуточных (опорных) ориентиров для движения по маршруту, в том числе включение в нитку маршрута ключевых естественных препятствий и целевых рекреационно-познавательных объектов.

Организация похода. Разработка плана похода. График движения по маршруту. Определение протяженности и продолжительности дневных переходов. Учет требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности возрастания технической сложности для спортивных походов. Учет требования соблюдения дозированных физических нагрузок на участников рекреационных походов. Определение сроков преодоления классифицированных участков маршрута и времени пребывания на рекреационно-познавательных объектах. Разработка плана рекреационных и экскурсионных мероприятий. Обоснование, режима движения группы, динамики весовых нагрузок на участников похода, количества дневок и резервных дней. Обоснование режима питания в походе. Учет возможностей для экстренного схода с маршрута и выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).

Принципы комплектования походной группы и ее подготовка. Состав туристской группы. Обязанности участников в период подготовки и проведения похода. Функции руководителя похода; завхоза; санинструктора. Документация группы. Маршрутный лист рекреационного похода. Маршрутная книжка спортивного похода. Содержание этих документов.

Выбор снаряжения для спортивных и рекреационных походов. Классификация снаряжения по назначению и на основании количества субъектов его использующих. Факторы, определяющие выбор снаряжения (вид похода по способу передвижения; сезон осуществления похода и климатогеографическая характеристика района путешествия; техническая сложность маршрута похода). Характерное личное и групповое снаряжение (снаряжения для передвижения и транспортировки грузов, специальное, бивачное) для проведения пеших и лыжных походов по территории Беларуси. Методика комплектования походной аптечки экстренной помощи и ремонтного набора. Примерный перечень (по назначению) медикаментов, материалов, инструментов, входящих в комплект аптечки многодневного похода. Примерный список материалов и инструментов ремонтного набора в пеших и лыжных многодневных походах. Раскладка походного группового снаряжения. Методика расчета массы группового снаряжения и порядок его распределения по участникам группы.

Разработка рациона походного питания (продуктовой раскладки). Особенности выбора походных продуктов. Выбор продуктов по их энергетической ценности, сбалансированности состава питательных веществ, относительной простоте в приготовлении. Учет параметра массы походных продуктов, их вкусовых качеств. Методика разработки продуктовой раскладки многодневного похода (эмпирический метод). Понятие меню питания. Составление меню походного питания и факторы, учитываемые при составлении меню: режим питания и его цикличность, различие ходовых дней по энергетическим затратам участников, особенности предписанных для участников диет. Определение ассортимента походных продуктов и расчет их массы. Определение главного показателя эмпирической продуктовой раскладки: массы «сухих» продуктов в расчете на одного участника, на сутки похода. Коррекция продуктовой раскладки.

Разрядные требования в виде спорта «спортивный туризм». Принцип последовательного накопления спортивно-туристского опыта заложенный в основу разрядных требований. Требования к выполнению третьего и второго спортивного разряда (базовый уровень туристско-спортивной подготовки). Соревнования по спортивному туризму. Заочная и очная формы соревнований. Содержание заочных и очных соревнований по спортивному туризму. Форма очных соревнований (спортивно-туристское двоеборье). Характеристика спортивного и технического маршрутов очных соревнований.
Необходимые практические умения и навыки.

Уметь составлять нитку маршрута спортивных и рекреационных походов с использованием топографической карты. Уметь выбирать район похода, определять в районе похода классифицированные участки спортивных походов; рекреационные и познавательные объекты посещения оздоровительных походов.

Иметь навыки выбора необходимого личного и группового походного снаряжения и экипировки. Уметь рассчитывать стартовый вес группового снаряжения, приходящегося на участников мужчин и женщин.

Иметь навыки составления походного рациона питания и меню питания. Уметь выбрать пригодные для походных условий продукты и составить походную продуктовую раскладку эмпирическим методом.

Уметь заполнять необходимые походные документы (маршрутный лист и маршрутную книжку).

Раздел 3. Техника передвижения и техника безопасности в туристских походах.

Классифицированные участки маршрута спортивных походов, как участки, содержащие естественные препятствия. Понятие естественных препятствий на маршруте спортивных походов. Локальные и протяженные естественные препятствия. Характерные локальные и протяженные естественные препятствия для пеших и лыжных походов по равнинной (пересеченной) местности. Лесные массивы разной степени проходимости. Участки лесной пересеченной местности и местности с выраженным рельефом. Заболоченные участки местности. Легко проходимые болота и болота средней степени проходимости. Признаки болот разной степени проходимости. Переправы через водные препятствия. Участки движения по льду, включая движение по тонкому льду. Участки движения на лыжах с глубоким снежным покровом («тропление» лыжни).

Характерные локальные и протяженные естественные препятствия для пеших и лыжных походов по местности с горным рельефом. Горные склоны и перевальные участки. Классификация горных склонов по их природе (характеру поверхности) и крутизне. Склоны скально-осыпные, скальные, ледовые, снежные, травянистые. Склоны пологие, средней крутизны, крутые, повышенной технической сложности. Элементы ледового рельефа. Ледники закрытые и открытые. Морены. Переправы через горные реки и ручьи. Классификация способов переправы через водные препятствия: вброд, над водой, по воде.

Понятие туристской техники и ее классификация. Виды туристской техники (по назначению). Техника индивидуальная и командная (групповая). Техника передвижения при преодолении естественных препятствий. Техника передвижения по локальным и протяженным естественным препятствиям пеших и лыжных походов по равнинной местности (техника преодоления лесных массивов разной степени проходимости, заболоченных участков местности; техника преодоления склонов на лыжах; техника и тактика прокладывания лыжни). Техника передвижения по естественным препятствиям пеших и лыжных походов в горной местности. Особенности техники пешего передвижения по склонам различной природы и различной крутизны (подъем, траверс, спуск). Техника лазанья на крутых скальных склонах. Техника передвижения в кошках на ледовых склонах. Техника формирования ступеней на снежных склонах. Техника подъемов и спусков со склонов на лыжах. Спуски и подъемы зигзагом, лесенкой, елочкой. Приемы торможения плугом полу плугом. Особенности техники переправ в зависимости от характера реки – ее ширины и глубины, скорости течения, температуры воды. Переправа вброд. Признаки брода и организация переправы вброд. Переправы над водой (по камням, по бревну, навесная переправа). Организация переправ над водой, выбор места для организации переправ над водой.

Техника страховки при преодолении естественных препятствий. Определение понятия туристской страховки. Средства страховки в туризме (индивидуальные и групповые). Групповые средства страховки. Понятие основной веревки и страховочных перил. Перила горизонтальные, вертикальные, наклонные. Индивидуальные средства страховки. Индивидуальная страховочная система, ус самостраховки, петля самостраховки из репшнура.

Классификация техники страховки по ее содержанию (приемам, способам, средствам страховки). Самостраховка, взаимная страховка, массовая (перильная) страховка. Техника страховки в походах по равнинной местности. Способы и приемы страховки туристов при преодолении болот средней степени проходимости.

Техника страховки туристов на горных склонах и на переправах через водные препятствия. Техника самостраховки. Статичная самостраховка туриста на «точке» страховки (усом самостраховки на крутых, опасных склонах, на соревнованиях во время действий, направленных на страховку партнера, ожидания очереди на начало движения и пр.). Самостраховка туриста в движении по горизонтальным перилам с использованием уса самостраховки и скользящего по перилам карабина (самостраховка «скользящим»). Самостраховка туриста в движении по вертикальным и наклонным перилам петлей самостраховки из репшнура и схватывающим узлом. Самостраховка туриста в движении (при выполнении приемов передвижения по элементам горного рельефа) и самозадержание на снежных и ледовых склонах.

Техника взаимной страховки. Попеременная нижняя и верхняя взаимная страховка. Понятие страховочной цепи. Динамическая нижняя страховка. Работа, затрачиваемая на трение при протравливании веревки через руки страхующего, элементы рельефа, технические средства страховки (карабины, тормозные устройства) и на удлинение основной веревки, как главные факторы снижения кинетической энергии при срыве страхуемого и остановки падения.

Техника страховки на переправах. Самостраховка в движении при переправе через горные реки вброд (индивидуальная переправа с шестом; переправа нескольких участников «стенкой», «кругом»; по двое, лицом друг к другу, положив руки на плечи друг другу). Организация страховки первого участника при переправе горной реки вброд. Горизонтальные перила – основное средство страховки на переправах. Порядок организации страховочных перил на переправе через водное препятствие. Понятие системы полиспаста и порядок натяжения основной веревки системой полиспаста. Организация сопровождения туристов на переправе (веревка сопровождения), порядок страховки (самостраховки) туристов на переправах над водой.

Узлы, применяемые в туризме при работе с веревкой. Узлы для связывания веревок; для закрепления веревки на различных опорах; узлы проводника; схватывающие узлы; прочие (вспомогательные) узлы. Способы транспортировки пострадавшего в туристских походах. Транспортировка легко пострадавшего на небольшое расстояние одним человеком, вдвоем по тропе или дороге (на бухте веревки). Транспортировка пострадавшего на носилках из подручных средств и волокушах. Простейшие носилки с веревочной оплеткой (способ изготовления), носилки «змейка» из основной веревки (способ изготовления).
Необходимые практические умения и навыки.

Иметь навыки вязки специальных узлов. Иметь навыки связывания веревок одного и разного диаметра (узел прямой, встречный, грейпвайн, брам-шкотовый). Иметь навыки вязки узлов проводника (проводник восьмеркой, двойной проводник) и узлов для закрепления веревки на опоре (проводник восьмеркой, булинь). Иметь навыки вязки вспомогательных узлов (стремя, двойной булинь, узел «марка») и схватывающих узлов (простой схватывающий узел, узел Бахмана, австрийский схватывающий узел).

Уметь одевать индивидуальную страховочную систему и блокировать её элементы отрезком основной веревки (узел «двойной булинь»). Уметь закреплять страховочные перила на различных опорах. Уметь собирать систему полиспаста для натяжения страховочных перил.

Иметь навыки организации самостраховки на вертикальных, наклонных и горизонтальных перилах. Иметь навыки передвижения с самостраховкой усом самостраховки и «скользящим» карабином по горизонтальным перилам (при траверсе склона, на переправе через реку). Уметь подниматься и спускаться по склону спортивным способом с самостраховкой на вертикальных перилах.

Уметь вязать носилки из подручных средств («змейка», носилки с веревочной оплеткой). Уметь транспортировать пострадавшего индивидуально и вдвоем на бухте веревки.

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации