Статус в социологии и социальной психологии

скачать (125.5 kb.)

В В Е Д Е Н И Е
Личность изучается комплексом наук.Социология - одна из реша-

ющих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна

заменить все остальные: философию, этику, психологию, социальную

психологию, педагогику и т.д.Вовлекая в круг своих размышлений

данные самых различных наук, социология, между тем, преимуществен-

но концентрируется на одном ракурсе изучения личности - личность

как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носи-

тель и деятель, как далее неразделимый элемент социальной жизни,

социальных взаимодействий, институтов и т.д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социального взаимо-

действия на человека накладываются определенные функциональные

обязанности.И вместе с тем он наделяется определенными правами,

что является своеобразной формой фиксации принципа "платы" и "воз-

награждения", лежащего в основе социальных связей наиболее значи-

мые обязанности и права возникают, естественно в рамках социальных

институтов.В этом случае обязательства и права достаточно четко

регламентированы, выполнение человеком его обязанностей контролиру-

ется.В данном реферате основной целью является сравнение понятия

статуса которое мы можем встретить как в социологии так и в соци-

альной психологии.Используя за основу курс лекций по социологии и

"Социальную психологию" Дэвида Майерса попробуем сравнить что дан-

ное определение значит в вышеперечисленных науках.

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по

отношению к другим участникам социального взаимодействия определя-

ет социальный статус человека.Иначе говоря,в статусе фиксируется

тот набор конкретных действий,которые должны быть ему предоставлены

для осуществления своей деятельности.Зная социальный статус конк-

ретного человека,его социальные функции,мы ожидаем от него,что он

будет осуществлять исключительно типичный набор действий,обладать
.

.

- 2 - ГГ должен выполнять человек в

- 2 -
тем типичным набором качеств и особенностей,которые как нам предс-

тавляется,необходимы для исполнения этих функций.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный

институт, а является своеобразным пересечением великого множества

связей, взоимодействует с другими людьми и выполняет различные

функции.Особую роль играют генеральные статусы.Первый - статус че-

ловека, его права и обязанности другой генеральный статус - статус

члена данного общества, государства (гражданина).Генеральные ста-

тусы являются фундаментом статусной позиции личности.Статус можно

обрести от рождения.Это - национальность (русский, башкир и т.д.),

место рождения (москвич, минчанин, одессит).Подобные статусы назы-

ваются предписанными.Другие статусы мы преобретаем достигаем, т.е.

это статусы приобретенные, достигнутые.Это статус учителя или фут-

болиста, пианиста или жены.

Статусы могут быть формализованными или неформализованными,

что зависит от того, в рамках формализованных или неформализован-

ных социальных институтов, и более широко - социальных взаимодейс-

твий - выполняется та или иная функция.Множественность статусов не

означает их равнозначности.Они находятся в определенной иерархии

по степени важности социального института, в рамках которого сфор-

мирован этот статус.Безусловно, что во всех случаях особое значе-

ние имеет статус личности, связанный с работой, профессией.Хотя

следует отметить, что иерархия статусов может меняться.Видимо сле-

дует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая

срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся

в особых условиях.

Выделение главного статуса хотя и сложно, но важно так как

именно он определяет и, что не менее важно самоопределяет человека

социально.Причем не всегда тот статус, который в качестве главного

выделяет общество в данном человеке, совпадает с тем статусом, ка-

кой выделяет в себе как главный сама личность.На этой почве возни-
- 3 -

кает немало драматических противоречий внутреннего мира личности,

неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном

мнении.Так предприниматель может надеяться, что главное в его со-

циальной характеристике - материальное положение.Но в общественном

мнении, среди значимых для него родственников, друзей и приятелей

решающее значение может приобрести уровень его образования и куль-

туры.Принятая иерархия статусов представляет собой основу социаль-

ной стратификации данного общества.Когда мы говорим о ранжировании

статусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных

за данным статусом.Престиж по сути представляет собой иерархию

статусов, разделяемую обществом и закрепленную в общественном мне-

нии.Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируется

под влиянием двух факторов:

1. Реальной значимости тех или иных функций для развития об-

щества, воспроизводства его основных структур;

2. Системы ценностей, шкалы предпочтений учитываемые в данной

культуре при "взвешивании" социальных функций.

Эти два фактора тесно взаимодействуя, в то же время обладают

ощутимой независимостью.Социальный престиж статуса играет огромную

роль в распределении социальных желаний, планов, энергии в особен-

ности, молодежи.Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприя-

тия другим своего статуса.И последнее не менее, если не более зна-

чимо.

"Статус - положение субьекта в системе межличностных отноше-

ний, определяющее его права, обязанности и привилегии.В различных

группах один и тот же индивид может иметь разный статус.Важными

характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеоб-

разная мера признания окружающими заслуг индивида."(1)


1. А.В.Петровский.Психология.Словарь.М.: Политиздат, 1990 г.
.
- 4 -
Статус предполагает соотнесение: чтобы воспринимать себя как

личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то

люди занимали более низкое положение.Таким образом, одно психоло-

гическое преимущество любой системы статусов - это ощущение пре-

восходства.Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывали

тайное удовольствие от чьей-то неудачи - возможно, когда наказыва-

ли брата или сестру.Предрассудки часто более сильны у тех, кто за-

нимает невысокое социально-экономическое положение или чье положе-

ние резко ухудшилось.Возможно люди с более прочным статусом меньше

нуждаются в ощущении собственного превосходства.Но и другие факто-

ры, связанные с низким статусом могут также быть причиной предрас-

судков.Может ли провал в тестировании повлиять на оценку, данную

вам в школе ? По сравнению с контрольной группой, чьей самоценке

ничего не угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали более вы-

сокие оценки своей школе и более низкие - университету.По-видимо-

му, чувство гордости за свою собственную группу и принижение "их"

также может укреплять собственное Эго.Все это наводит на мысль о

том, что мужчина, сомневающийся в собственной силе и независимос-

ти, может путем выражения сострадания слабым и зависимым женщинам

повышать значимость своего маскулинного образа.Когда просили муж-

чин - студентов Государственного университета в Вашингтоне прос-

мотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме на работу,

мужчины с низким уровнем самооценки испытывали неприязнь к силь-

ным, независимым женщинам.А мужчины с высокой самооценкой отдавали

предпочтение именно таким.Презрение к "ним" служит и другой цели:

потребности принадлежать к "своим".Школьный дух единства никогда

не бывает столь сильным, как в то время когда в игре до предела

обостряется соперничество.Чтобы Германия сплотилась вокруг нацис-

тов, Гитлер использовал "еврейскую опасность".Презрение к "чужим"

может сплотить группу.
.
- 5 -
Люди с высоким статусом обладают наибольшим влиянием.Исследо-

вание нарушений правил уличного движения, проведенные с помощью 24

тысяч ничего не подозревающих пешеходов, выявили что частота нару-

шений обычно составляющая 25%, падает до 17% в присутствии законо-

послушных "подсадных" и возрастает до 44% когда "подсадные" начи-

нают играть роль нарушителей.Милграм (1974 год) сообщает, что в

его экспериментах на подчинение люди м низким статусом намного

охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с вы-

соким статусом.


.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е


В заключение уместно было бы привести в пример изречение

Джеймса Болдуина :"Главное достижение общества (и его беда) состо-

ит в том, что оно способно убедить людей, которым предоставляет

низкий статус, будто бы его приговор соответствует реальному поло-

жению вещей."

Проведя сравнительный анализ одного и того же определения в

двух научных дисциплинах приходим к выводу о разном подходе в ин-

терпритации и значении данного понятия.Несомненно есть и сходства,

заключающиеся в принадлежности этого понятия к общественному или

социальному в рамках социологии и социальной психологии.Несмотря

на то что социологи и социальные психологи имеют дело в некоторой

степени с одинаковым понятийным аппаратом, иногда используют ана-

логичные методы исследования, социальные психологи включают в свой

арсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или

иным фактором.Например, наличием или отсутствием давления со сто-

роны сверстников, чтобы посмотреть к какому результату это приве-

дет.Факторами, которые исследуют социологи обычно трудно или неэ-

тично манипулировать.

Следует заметить о "внешней стороне" изучения данного опреде-

ления в социологии, отнюдь не подразумевающего поверхностный ха-

рактер, основываясь на теории и социологических исследованиях.

Характеризуя подход социальной психологии к данному определе-

нию делаем вывод о совокупности "внешней и внутренней стороны",

синтезе теории, практики и эмпирических исследований не уменьшая

роли в изучении поведенческого компонента.

.
- 7 -
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

1. Д.Майерс " Социальная психология" Спб.:Питер,1997.

2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. "Психология". Словарь.

М.:Политиздат,1990.


3. А.Г.Эфендиев "Основы социологии". Курс лекций. М.:Об-во

"Знание" России,1994.

.

П Л А Н
В В Е Д Е Н И Е


1. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИОЛОГИИИ.
2. ПОНЯТИЕ СТАТУСА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.


З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации