Учет денежных средств на расчетных счетах

скачать (1033.2 kb.)

  1   2   3

Введение



Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте России на расчетных счетах организации, открытых в кредитных учреждениях.

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств, а по кредиту – списание денежных средств с расчетных счетов организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитного учреждения по расчетному счету и прилагаемых к ним денежно-расчетных документов.

Все свободные денежные средства организации хранят в обслуживающих банках на специально открываемых, расчетных счетах. Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан на всех документах при списании или поступлении денег на счет.

Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, так как остаток денежных средств с конца года переходит на следующий год. Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как: надежно обеспечивается их сохранность от расхищений; контролируется использование по целевому назначению; облегчаются и ускоряются расчеты между юридическими лицами путем применения безналичных форм расчетов; организации имеют выгоду, так как банк зачисляет на их расчетные счета процент в определенном размере от среднегодового остатка денежных средств на счете.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.03.95 №291 организации вправе иметь неограниченное количество расчетных, текущих и иных счетов.


Учет денежных средств на расчетных счетах



Для открытия расчетного счета организация самостоятельно выбирает наиболее удобный и выгодный для себя банк, куда должны быть представлены следующие документы:

  1. заявление на открытие счета по специальной форме;

  1. карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации с оттиском печати (в двух экземплярах). Крестьянское (фермерское) хозяйство, арендатор на индивидуальной аренде представляют карточку с одной подписью, заверенную нотариально; городской (районной) администрации о создании организации;

  2. копия утвержденного устава, договора аренды, документа на право пользования землей или других документов, подтверждающих законность функционирования организации, и др.

Банк открывает расчетные (текущие) счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.

Распорядителями денежных средств, находящихся на расчетных счетах, являются руководитель организации и главный бухгалтер. Они подписывают все документы, на основании которых производится списание денег. В связи с этим при смене одного из двух распорядителей денежных средств (руководителя организации или главного бухгалтера) в учреждение банка должна быть представлена новая карточка с образцами подписей и оттиском печати организации.

Денежные средства, хранящиеся на расчетных счетах, предназначены как для основной деятельности, так и для капитальных и финансовых вложений.

Поступление денежных средств на расчетные счета в основном происходит от зачисления выручки за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сторону, а также внесения наличных денег из кассы, арендной платы и т.п.

С расчетного счета производятся следующие платежи: за полученные материальные ценности поставщикам, за выполненные работы, услуги подрядчикам, платежи по налогам за погашение задолженности по банковским кредитам (займам), на финансовые вложения, выдачу наличных денег в кассу для оплаты труда и на различные хозяйственные нужды и т.д.

Платежи с расчетных счетов производятся на основании распорядительных документов хозяйств и по платежным документам организаций-получателей. К распорядительным документам относятся: денежные чеки, платежные поручения и другие документы. По денежному чеку банк выдает с расчетного счета наличные деньги. По платежному поручению банк производит безналичные перечисления средств на счет другой организации. В платежном поручении указывают: наименование получателя и адрес его банка, сумму перечисленных средств, вид платежа. Все распорядительные документы выписывает организация (плательщик) и представляет их в учреждение банка. На основании этих документов в бухгалтерском учете отражаются погашение задолженности поставщику и списание денежных средств с расчетных счетов.

Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются банками к исполнению без ограничения суммы только при наличии средств на счете плательщика. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.

На основании совместного Приказа МНС, ГТК и Минфина России «Об утверждении правил указания информации в полях «Плательщик», «Получатель» и «Назначение платежа» расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пеней и штрафов» от 01.10.01 №БГ 3–10/373, 961, 80н новый порядок'по расчетам вводится с 2002 г. (приказ №БГ 3–10/373).

Новые правила введены для автоматизации обработки информации при учете доходов бюджетов всех уровней. Причем изменение коснулось лишь поля «Назначение платежа», а порядок заполнения полей «Плательщик» и «Получатель» практически не изменился.

Приказ снабжен рекомендациями для плательщиков налоговых платежей при заполнении поля «Назначение платежа» расчетного документа. Рекомендации составлены на основе правил указания информации в поле «Назначение платежа» расчетных документов, утвержденных упомянутым выше совместным приказом.

Структура информации в поле «Назначение платежа» расчетного документа имеет следующий вид (по горизонтали значение показателей): «Код бюджетной классификации», «Код ОКАТО», «Основание платежа», «Налоговый период», «Номер документа», «Вид платежа», «Сумма» и «Примечание».

Отдельные кодовые показатели и их значения с подробными пояснениями рассматриваются в Правилах указания информации в поле «Назначение платежа» в расчетных документах.

По одному расчетному документу в поле «Назначение платежа» указывается только один налог или сбор. При выполнении необходимых условий новыми правилами разрешается одним расчетным документом перечислять несколько видов платежей. Это следующие условия:

денежные средства зачисляются на один код классификации доходов бюджетов Российской Федерации (т.е. уплата по одному налогу или сбору);

платежи осуществляются на основании одного и того же документа (одинаковое значение показателей «Номер документа» и «Дата документа»);

длина поля «Назначение платежа» не превышает 210 символов (максимальная длина полей «Плательщик» и «Получатель» -160 символов).

Налоговые инспекции (управления) будут доводить до налогоплательщика значения кодов показателей «Код бюджетной классификации» и «Код ОКАТО».

В рекомендациях рассмотрены возможные случаи перечисления денежных средств в бюджеты различных уровней и приведены значения показателей, которые при этом следует вносить в поле «Назначение платежа».

Расчеты с помощью платежных поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

а) авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;

б) после отгрузки товара или оказания услуг, т.е. путем прямого акцепта товара или выполненных услуг (работ);

в) частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

С введением в июле 1992 г. предварительной оплаты и формы расчетного документа платежного требования-поручения (ф. №0401064) поставщику предоставлено право о востребовании стоимости товаров или оказания услуг через банк с покупателя.

Поставщик, выписав платежные требования-поручения вместе с транспортно-отгрузочными документами (три экземпляра), направляет их в банк покупателя. Банк покупателя, получив документы, передает плательщику платежные требования-поручения, оставляя транспортно-отгрузочные документы в картотеке №1 плательщика. Плательщик обязан возвратить в обслуживающий банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика.

При согласии полностью или частично произвести оплату руководитель и главный бухгалтер предприятия-плательщика подписывают и ставят оттиск печати на всех экземплярах платежного требования-поручения и передают их в обслуживающий банк.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней после получения документов.

Для контроля за движением денежных средств на счетах в банке и для отражения этих операций в бухгалтерском учете организации регулярно получают из банка выписки из расчетных счетов. В выписках указываются все суммы поступлений и платежей, дата и номер документов, прилагаемых к выписке, на основании которых были произведены записи.

Получив выписку банка, главный бухгалтер подбирает к ней расчетно-платежные документы, записав карандашом напротив каждой суммы название организации, и указывает корреспондирующий счет. Надо помнить, что записи по дебету в выписке означают списание денег, а записи по кредиту – поступление денег на счет. Это объясняется тем, что расчетные счета организации в учете банка являются пассивными счетами, на которых учитываются привлеченные средства.

Типовые операции по счету 51 «Расчетные счета»

1. На расчетный счет поступила выручка от покупателей за проданную продукцию в сумме 300 000 руб.:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» – 300 000 руб.

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» –

300 000 руб.

2. Поступил на расчетный счет краткосрочный кредит банка в сумме 500 000 руб.:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» – 500 000 руб. Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – 500 000 руб.

3. Из кассы поступила выручка за проданные товары в сумме 6000 руб.:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» – 6000 руб. Кредит счета 50 «Касса», субсчет 1 – 6000 руб.

4. Поступила задолженность от прочих дебиторов в сумме 250 руб.:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» – 250 руб. Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 9 «Расчеты по прочим операциям» – 250 руб.

5. Перечислена задолженность поставщику за материалы в
сумме 300 000 руб.:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» –

300 000 руб.

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 300 000 руб.

6. Перечислена задолженность кредиторам в сумме 500 руб.: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 9 «Расчеты по прочим операциям» – 500 руб.

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 500 руб.

7. Погашены проценты за краткосрочный кредит банку в сумме 1000 руб.:.

Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – проценты – 1000 руб. Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 1000 руб.

8. Перечислена задолженность финансовым органам по платежам в бюджет в сумме 45 000 руб.:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – 45 000 руб. Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 45 000 руб.

9. Погашен частично краткосрочный кредит в сумме 250 000 руб.: Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» – проценты -250 000 руб.

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 250 000 руб.

10. Перечислена задолженность по социальному страхованию и социальному обеспечению в сумме 25 000 руб.:

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – 25 000 руб. Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 25 000 руб.

11. Получено в кассу для выплаты заработной платы рабочим и служащим в сумме 150 000 руб.:

Дебет счета 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации» -150 000 руб.

Кредит счета 51 «Расчетные счета» – 150 000 руб. Следует отметить, что в настоящее время клиент может предъявлять претензии к банку. За несвоевременное (позднее следующего дня получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета клиента-плательщика, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся клиенту-получателю, владелец вправе потребовать от банка уплатить штраф в размере 0,5% от несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки (просрочки) платежей, отразив в учете предъявленную претензию проводкой:

Дебет субсчета 76–2 «Расчеты по претензиям»

Кредит субсчета 91–1 «Прочие доходы».

Синтетический учет по счету 51 «Расчетные счета» осуществляется в Главной книге, а аналитический учет при мемориально-ордерной форме учета – в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной форме – в журнале-ордере №2 АПК.

На лицевой стороне журнала-ордера отражаются записи по кредиту счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с дебетуемыми счетами. На обратной стороне журнала-ордера в виде ведомости производятся записи по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитуемыми счетами. В журнале-ордере №2 АПК и ведомости записи производятся ежемесячно в хронологической последовательности.

До переноса в Главную книгу кредитовые обороты по журналу-ордеру №2 АПК сверяют: по счету 50 «KaGca» – с данными дебетовых оборотов (ведомости) к журналу-ордеру №1 АПК; по счету 66 «Специальные счета в банках» – с данными дебетовых оборотов (ведомости) к журналу-ордеру №3 АПК; по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – с журналом-ордером №7 АПК; по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – с журналом-ордером №6 АПК; по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» – с данными ведомостей №32 АПК и 37 АПК и т.д.

Данные из раздела (ведомости) дебетовых оборотов сверяют по счету 50 «Касса» – с данными журнала-ордера №1 АПК; по счетам 55, 57 – журнала-ордера №3 АПК; по счетам 62 и 90 – журнала-ордера №11 АПК; по счету 66 – журнала-ордера №4 АПК и т.д.

После произведенной сверки итогов по дебету и кредиту счета 51 «Расчетные счета» переносится оборот по кредиту общей суммой в графу «Оборот по кредиту», а данные по дебету счета переносятся по каждой отдельной сумме с корреспондируемых счетов, и в целом итог записывается в графу «Оборот по дебету».

На последней странице журнала-ордера №2 АПК указывают дату завершения записей и переноса в Главную книгу и заверяют подписями исполнитель и главный бухгалтер.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации