Статистическая бухгалтерская и оперативная отчетность

скачать (352.3 kb.)

  1   2


Содержание
4. Статистическая бухгалтерская и оперативная отчетность как источник экономической информации, их характеристика

Задача 14

Задача 29

Задача 34

Задача 42

Список использованных источников

4. Статистическая бухгалтерская и оперативная отчетность как источник экономической информации, их характеристика
Важнейшим источником информации для оценки и анализа ресурсного потенциала торговых организаций системы потребительской кооперации, определения их инвестиционной привлекательности, прогнозирования доходов и расходов, а также рисков, связанных с этими показателями, признана отчетность. Наиболее полная информация для оценки деятельности кооперативных организаций сосредоточена в их годовом отчете, который состоит из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности.

Бухгалтерская отчетность - это совокупность обобщенных, взаимоувязанных и сгруппированных по определенным признакам показателей о состоянии активов, источников их покрытия, обязательствах, финансовых результатах, основных направлениях использования прибыли и т.д. Она представляется собственникам (учредителям, участникам), налоговым и другим органам государственного контроля и управления, кредиторам, вышестоящим организациям. Используя бухгалтерскую отчетность кооперативных организаций, администрация, инвесторы и вышестоящие союзы имеют возможность проанализировать финансовое положение субъекта хозяйствования, кредиторы - его платеже­способность, использование и обеспеченность активами полученных кредитов, налоговые органы - финансовые результаты деятельности и достоверность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Состав годовой бухгалтерской отчетности для организаций и предприятий всех форм собственности определен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Годовая бухгалтерская отчетность включает следующие типовые формы: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложения; пояснительную записку. Для организаций и предприятий системы потребительской кооперации Белкоопсоюзом по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь установлены и специализированные формы внутрисистемной бухгалтерской отчетности, например отчет о расходах на реализацию товаров (форма № 3).

Каждая форма бухгалтерской отчетности позволяет решать определенные задачи. Так, на основании бухгалтерского баланса можно проанализировать финансовое положение организации, отчета о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности, отчета о движении денежных средств - денежные потоки и платежеспособность организации.

Особое значение для всех пользователей отчетными данными имеют пояснения к бухгалтерскому балансу в виде приложений. В них находят отражение важные сведения о нематериальных активах по их отдельным видам, об основных средствах в разрезе основных статей, о дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.

К годовому бухгалтерскому отчету в обязательном порядке прилагается пояснительная записка, включающая как расшифровки показателей в форме таблиц, так и текстовую часть. Содержание ее разделов определяется вышестоящим органом управления или учредителями.

В системе потребительской кооперации конкретные сроки представления годовой и периодической (квартальной) бухгалтерской отчетности устанавливаются вышестоящими органами управления.

Все юридические лица независимо от форм собственности, включая и кооперативные организации, наряду с бухгалтерской отчетностью в обязательном порядке должны вести и статистическую. Статистическая отчетность - совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов предприятий, организаций, которые они представляют на бесплатной основе органам государственной статистики.

Основные формы статистической отчетности характеризуют сведения об объемах реализации товаров, объемах производства и затратах на производство товаров и услуг, о занятости работников и оплате их труда, о ценах и тарифах, о демографической ситуации, о развитии социальной сферы, о состоянии окружающей среды и т.д. Основными формами статистической отчетности, представляемыми торговыми организациями системы потребительской кооперации, являются форма № 1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров», форма № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров», форма № 3-торг «Отчет по розничной торговле», форма № 4-торг «Отчет по общественному питанию», форма № 11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов» и др.

Большую роль для получения более подробной информации о деятельности торговых объектов, не содержащейся в бухгалтерской и статистической отчетности, но необходимой для решения оперативных задач, играют специально организованные наблюдения, кото­рые представляют собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований. По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее) наблюдение, периодическое (по мере надобности) и единовременное. По степени охвата исследуемой совокупности различают сплошное наблюдение, при котором регистрации подлежат все объекты из данной совокупности, и несплошное, когда изучается только часть совокупности, на основе которой дается обобщающая характеристика всей совокупности. Как вид несплошного наблюдения наиболее широкое распространение получили выборочные обследования. На практике как несплошное наблюдение также могут применяться наблюдения основного массива и монографические наблюдения.

Существенное влияние на деятельность кооперативных организаций оказывают факторы прямого и косвенного воздействия внешней среды. Поэтому очень важно на всех уровнях управления иметь углубленное представление о внешней среде и тенденциях ее развития. Проведение мониторинговых исследований, представляющих собой научно организованный сбор массовых данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни, способствует решению данной проблемы. Наиболее распространенными способами получения информации являются: анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях; непосредственное участие в работе научно-практических конференций по исследуемым проблемам; изучение опыта работы различных субъектов хозяйствования и т.д.

Отчетность, которая формируется в рамках потребительского общества, призвана раскрывать различные аспекты его деятельности и выступает важнейшей частью информационной системы. Она базируется на взаимосвязанных и взаимодействующих видах хозяйственного учета и подразделяется на оперативную, бухгалтерскую (финансовую), налоговую и статистическую.

Оперативная отчетность характеризует отдельные фрагменты деятельности торговой организации и используется для нужд текущего управления и контроля. Для отражения информации применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. По периодичности оперативная отчетность подразделяется на внутрисменную, суточную, недельную, декадную, месячную.

Бухгалтерская отчетность строится на основе данных оперативного и бухгалтерского (финансового и управленческого) учета. В ней находят свое отражение все операции, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность кооперативных организаций в целом.

Налоговая отчетность характеризует состояние обязательств торговых организаций системы потребительской кооперации, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды, и представляется в органы налоговой инспекции и внебюджетные фонды. По периодичности выделяют квартальную, полугодовую, девятимесячную и годовую налоговую отчетность.

Статистическая отчетность предназначена для обобщения и анализа данных в рамках отдельных сегментов или экономики в целом. По периодичности подразделяется на недельную, декадную, месячную, квартальную, полугодовую, годовую, выборочную отчетность.

Отчетность кооперативных организаций можно классифицировать по различным признакам, основными из которых являются периодичность, охват и назначение.

По периодичности отчетность делится на промежуточную (месяц, нарастающим итогом квартал, полугодие, девять месяцев) и годовую.

По охвату отчетность подразделяется на индивидуальную, сводную и консолидированную. Индивидуальная отчетность характеризует результаты хозяйственной деятельности отдельного юридического лица (потребительского общества).

Сводная отчетность составляется: а) министерствами и ведомствами для обобщения статистических показателей; б) внутри юридического лица на основании данных структурных подразделений и филиалов, которые не являются самостоятельными юридическими лицами. Консолидированная отчетность составляется финансовыми группами, которые рассматриваются как единая хозяйствующая организация.

По назначению отчетность подразделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя отчетность удовлетворяет потребности самого субъекта хозяйствования при принятии им управленческих решений. Внешняя отчетность служит источником информации для внешних пользователей о результатах финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.

Поскольку на принимаемые решения непосредственное влияние оказывает качество отчетных данных, пользователи к отчетности предъявляют определенные требования. В соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) выделяют следующие основные качественные характеристики: понятность, уместность, надежность, сопоставимость.

Понятность отчетной информации означает ее доступность для понимания пользователями, обладающими определенным уровнем знаний. Однако это не означает, что информация о сложных экономических явлениях должна исключаться из отчетности по причине трудностей ее понимания отдельными пользователями. Понятная отчетная информация по содержанию и форме должна быть построена так, чтобы пользователи могли понимать и ее характер, и ее смысл, а это значит, что форма представления отчетов, заголовки документов и рубрик, наименование показателей, классификации и группировки должны четко отражать сущность экономических явлений, исключать двусмысленные толкования и не содержать излишних деталей.

Уместность информации определяется возможностью оказывать влияние на принимаемые управленческие решения, оценивая прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять ранее данные оценки.

В практике хозяйствования уместность принято рассматривать с точки зрения как характера информации, так и ее существенности. Существенной признается такая информация, пропуск или искажение которой может повлиять на принятие управленческого решения. Существенность зависит от размера объекта или ошибки, допущенной в конкретных условиях.

Если информация не содержит существенных ошибок и искажений, и пользователи могут положиться на нее, то такая информация считается надежной. В свою очередь, надежность отчетной информации определяется ее достоверностью, которая обеспечивается:

- правдивым представлением данных, т.е. информация должна соответствовать действительному положению дел;

- преобладанием содержания над формой. События торгово-финансовой деятельности субъекта хозяйствования в отчетности должны отражаться исходя из эко­номического содержания, а не только юридической формы;

- нейтральностью. Па формирование отчетности не должны оказывать влияния субъективные мнения ее составителей;

- осмотрительностью, которая обеспечивается консерватизмом оценки фактов хозяйственной жизни торговой организации;

- полнотой отражения данных в отчетности. Пропуск той или иной информации может сделать отчетность недостоверной, а, следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения уместности.

В качестве ограничений уместности и надежности выступают:

- своевременность представления информации. В целях своевременного принятия управленческого решения данные о хозяйственной операции могут понадобиться до того момента, когда все аспекты этой операции станут известны. Тем самым снижается надежность информации. И наоборот, если представление задерживается до выяснения всех аспектов, информация может оказаться чрезвычайно надежной, но теряет свою актуальность. Поэтому необходим выбор оптимального баланса между надежностью информации и ее уместностью;

- баланс между выгодами и затратами. Выгоды, полученные от использования информации, должны превышать затраты на ее получение. Соотнесение выгод и затрат осложняется тем, что не всегда затраты по получению информации ложатся на тех пользователей, которые получат выгоды, с одной стороны, и выгодами могут воспользоваться не только те пользователи, для которых предназначалась информация, с другой;

- баланс между качественными характеристиками. Задача состоит в достижении оптимального соотношения качественных характеристик с тем, чтобы реа­лизовать основное предназначение отчетности. Относительная важность характеристик в различных случаях - это вопрос профессионального суждения специалиста.

Сопоставимость информации означает сравнимость данных, которые отражены в отчетности потребительского общества, с соответствующими данными за ряд предшествующих периодов или данными других торговых организаций. Обычно в торговле системы потребительской кооперации производят сопоставление отчетных сведений:

- за ряд отчетных периодов по данному потребительскому обществу;

- данного потребительского общества с другими, входящими в состав областного союза потребительских обществ;

- данного потребительского общества со средними показателями по системе Белкоопсоюза;

- данного потребительского общества с показателями торговых организаций, не входящих в состав потребительского общества и осуществляющих свою деятельность на территории района.

Сравнение отчетных данных позволяет определить тенденции и закономерности в развитии торговой организации, определить ее финансовое положение и результативность работы. Сопоставимость информации достигается путем последовательного применения на протяжении длительного периода единых методик бухгалтерского учета, методов оценки имущества и обязательств, систематизации операций и фактов, способов их обобщения и представления в отчетности. Соответствие информации, содержащейся в отчетности, основным качественным характеристикам и бухгалтерским стандартам обеспечивает ее достоверное и объективное представление.
Задача 14
Проанализировать ритмичность выполнения плана розничного товарооборота по торговому предприятию за месяц.


Семидневка

По плану

Фактически

А

1

2

1

455

420

2

455

450

3

455

480

4

455

455

Итого за месяц








Коэффициент ритмичности выполнения плана розничным торговым предприятием за предшествующий месяц - 0,984. Сделать выводы.

Решение:

Определим отклонение от плана розничного товарооборота по торговому предприятию за месяц, а также % выполнения плана по сумме:


Семидневка

По плану

Фактически

Отклонение от плана (+/-)

Процент выполнения плана по сумме

А

1

2

3

4

1

455

420

-35

92,3

2

455

450

-5

98,9

3

455

480

+25

105,5

4

455

455

-

100,0

Итого за месяц

1820

1805

-15

99,2


Торговое предприятие план товарооборота выполнило в двух семидневках из четырех. Отсюда коэффициент ритмичности равен 0,50 (коэффициент ритмичности определяется отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству), или ритмичным было его выполнение только на 50 %.

Для определения коэффициента равномерности воспользуемся следующими формулами:

,

,

где - коэффициент равномерности (или ритмичности) выполнения плана товарооборота;

- коэффициент вариации (или неравномерности) выполнения плана товарооборота;

- среднее квадратическое отклонение;

- процент выполнения плана товарооборота за месяц или квартал (или темп изменения в динамике);

- процент выполнения плана товарооборота за год (или темп изменения в динамике);

- число месяцев или кварталов изучаемого периода.

Определим среднее квадратическое отклонение:



Коэффициент вариации (или неравномерности) выполнения плана товарооборота составит:



Таким образом, выполнение плана товарооборота по торговому предприятию за месяц было равномерным на 95,27 %. По сравнению с прошлым месяцем коэффициент ритмичности снизился на 0,0313 (0,9527 - 0,984).
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации