Органы государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления

скачать (229 kb.)

  1   2   3


Министерство Образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет
Кафедра юридической психологии и правоведения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Тема: Органы государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления

Выполнила:

Урубжурова Эрвина Сергеевна

студентка 2 курса, заочной

формы обучения, факультета

общего менеджмента. Специальность:

080507- «Менеджмент организации»,

группа 7/1052.


Проверила:

Прокуронова С. С.


Санкт-Петербург

2007г

Содержание:
Глава1.

Система органов государственной власти в Российской Федерации 3

1.1. Общая характеристика органов государственной власти 3

1.2. Президент Российской Федерации 3

1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации 7

1.4. Правительство Российской Федерации 10

1.5. Судебная система Российской Федерации 11

Глава 2.

2.1.Понятие и система местного самоуправления в России 15

2.2Понятие местного самоуправления в РФ 16

2.3Принципы местного самоуправления 18

2.4Функции местного самоуправления 19

2.5Органы местного самоуправления 20

2.6Гарантии местного самоуправления в РФ 21

Список используемой литературы 24
Глава1. Система органов государственной власти в Российской Федерации

1.1. Общая характеристика органов государственной власти

Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государст­ва — это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномо­чия.

Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как пра­вило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.

Орган государственной власти наделен властными полномо­чиями. Его решения обязательны для исполнения всеми граж­данами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

Согласно Конституции РФ государственная власть в Рос­сийской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви вла­сти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятель­ность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимо­отношений гарантирует общество от опасной концентрации

власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тотали­тарного режима.

Органы законодательной власти России включают Федераль­ное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регу­лирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. из­бираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии.

Органы исполнительной власти России осуществляют госу­дарственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерст­ва, государственные комитеты, федеральные службы, федераль­ные комиссии, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.

Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституци­онного, уголовного, гражданского и административного судо­производства.

Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отне­сти Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную пала­ту РФ, Центральную избирательную комиссию РФ.

1.2. Президент Российской Федерации

Пост Президента в Российской Федерации был учрежден общенародным референдумом 17 марта 1991 г. 12 июня 1991 г. состоялись первые всеобщие президентские выборы, на кото­рых Президентом РФ сроком на пять лет был избран Б. Н. Ель­цин. Избрание первого Президента России осуществлялось на основе Закона РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Прези­дента РСФСР». После принятия Конституции 1993 г. действие данного Закона было прекращено.

В настоящее время порядок избрания Президента РФ закре­плен в Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах Прези­дента РФ является добровольным.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не мо­ложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федера­ции не менее 10 лет. Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом гражданин РФ, признанный су­дом недееспособным или содержащийся в местах лишения сво­боды по приговору суда.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федераль­ному избирательному округу, включающему в себя всю терри­торию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются при­писанными к федеральному избирательному округу.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов долж­но быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах яв­ляется второе воскресенье месяца, в котором проводилось го­лосование на предыдущих выборах Президента РФ.

В случае если Совет Федерации не назначает выборы Пре­зидента, то выборы назначаются и проводятся Центральной из­бирательной комиссией.

При прекращении Президентом РФ исполнения своих пол­номочий до истечения сроков Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения Пре­зидентом РФ исполнения своих полномочий.

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд.

Подготовку и проведение выборов осуществляют избира­тельные комиссии, которые независимы от органов государст­венной власти и органов местного самоуправления.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирате­лей образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муни­ципальных образований (не более 3000 избирателей на избира­тельный участок).

Выдвигать кандидата на пост Президента России могут по­литические партии, избирательные блоки, а также граждане в порядке самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избиратель­ным правом. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициато­ры должны собрать не менее 2 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей.

В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента РФ количество подписей сокращается на половину.

Определение результатов выборов производится по мажори­тарной системе абсолютного большинства. Избранным счита­ется тот кандидат на должность Президента РФ, который полу­чил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было внесено бо­лее двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ через 21 день назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, по­лучившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным на долж­ность Президента РФ считается кандидат, получивший боль­шее число голосов избирателей, при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность Президент приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Основные функции Президента РФ как главы государства оп­ределены в ст. 80 Конституции РФ. Президент РФ:

— является гарантом Конституции РФ, прав и свобод чело­века и гражданина;

- в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее неза­висимости и государственной целостности, обеспечивает согла­сованное функционирование и взаимодействие органов госу­дарственной власти;

- в соответствии с Конституцией РФ и федеральными зако­нами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

- представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Полномочия Президента РФ очень обширны, особенно они проявляются во взаимодействии главы государства со всеми ветвями власти и субъектами РФ.

Президент и Федеральное Собрание. Президент РФ:

- выступает как непременный участник законодательного процесса;

— имеет право назначать выборы Государственной Думы;

- обладает правом вето на законопроекты, принятые Феде­ральным Собранием, кроме федеральных конституционных за­конов;

- назначает референдум в порядке, установленном феде­ральным конституционным законом;

— распускает Государственную Думу, но не имеет права рас­пустить Совет Федерации.

Роспуск Государственной Думы возможен в случаях:

— трехкратного отклонения Государственной Думой пред­ставленных Президентом РФ кандидатур Председателя Прави­тельства;

— двукратного выражения недоверия Правительству в тече­ние трех месяцев;

— отказа Государственной Думы в доверии Правительству. В случае роспуска Государственной Думы Президент назна­чает новые выборы с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президен­том:

— в течение года после ее избрания;

— с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

— в период действия на всей территории Российской Феде­рации военного или чрезвычайного положения;

- в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Президент и Правительство. Президент РФ:

- имеет право председательствовать на заседаниях Прави­тельства;

— принимает решение об отставке Правительства;

- по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Пред­седателя Правительства и федеральных министерств;

— назначает Председателя Центрального банка и ставит во­прос перед Государственной Думой о его освобождении;

— имеет право отменить постановление Правительства. Президент и судебная власть. Президент РФ:

- представляет Совету Федерации для назначения на долж­ности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Выс­шего Арбитражного Суда РФ;

— самостоятельно назначает судей других федеральных су­дов;

— вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ;

— не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов.

Отношения с субъектами РФ. Президент РФ назначает пол­номочных представителей в федеральных округах. Указом Пре­зидента РФ от 13 мая 2000 г. Российская Федерация поделена на семь федеральных округов:

Центральный федеральный округ (центр — г. Москва) объе­динил 18 субъектов РФ;

Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) — 11; Южный (г. Ростов-на-Дону) — 13; Приволжский (г. Нижний Новгород) — 15; Уральский (г. Екатеринбург) — 6;

Сибирский (г. Новосибирск) — 16;

Дальневосточный (г. Хабаровск) — 10.

Полномочные представители не входят в органы государств венной власти субъектов РФ, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ.

Президент РФ имеет право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам.

Конституция РФ относит к компетенции главы государства; и ряд других полномочий.

В области кадровой политики:

— формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

— формирует Администрацию Президента;

— назначает и освобождает полномочных представителей Президента.

В области обороны:

- утверждает военную доктрину Российской Федерации;

— является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

- вводит на территории Российской Федерации или в от­дельных местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

— назначает и освобождает высшее командование Воору­женных Сил РФ.

В области внешней политики:

- ведет переговоры и подписывает международные договоры;

— назначает и отзывает после консультации с соответствую­щими комитетами и комиссиями палат Федерального Собра­ния дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

— осуществляет руководство внешней политикой Россий­ской Федерации;

— подписывает ратификационные грамоты;

— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуе­мых при нем дипломатических представителей.

Президент влияет на назначение Генерального прокуро­ра РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, он в течение 30 дней представляет новую кандидатуру.

К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, осуществление помилования.

Президент выносит свои решения в форме указов и распо­ряжений. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указ — это нормативный правовой акт, предусматривающий правила поведения и относящийся к определенному кругу фи­зических и юридических лиц, органов государства, организа­ций.

Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера.

Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведом­ления или согласия Федерального Собрания или Правительст­ва. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным зако­нам.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае:

— его отставки;

— стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять принадлежащие ему полномочия;

— отрешения от должности.

Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья в Конституции РФ не предусмотрено ни­каких процедур отставки.

Процедура отрешения Президента от должности носит сложный характер.

Во-первых, Президент может быть отрешен при совершении тяжкого преступления. При этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключе­нием Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем 1/3 депутатов Государственной Думы (150 депута­тов), и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами). Решение Государственной Думы выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов Л общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

Во-вторых, решение об отрешении Президента от должности выносит другая палата парламента — Совет Федерации •< 2/3 голосов от общего числа членов (119 голосов).

В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не будет принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, то обвинение против Президента считается отклоненным.

Таким образом, в отрешении от должности Президента РФ участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.


  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации