Средневековая Германия

скачать (86.5 kb.)

  1   2




Средневековая Германия

Германское самостоятельное государство как и Франция образовалось в результате распада Франкского королевства в 843г. Внуку Карла Великого - Людовику Немецкому перешли земли, лежавшие к востоку от Рейна. Это 4 герцогства и 3 архиепископства. В первой половине Х в. к Германии была присоединена Лотарингия (прежние земли Франции, отвоеванные Германией).

Таким образом, в середине IX в. центре Европы возникло государство, получившее название Тевтонского1. Позднее в 962 г. государство получило название "Священной Римской империи германской нации".2 "Священной" она называлась потому, что во главе ее стояли совместно папа и император при фактическом главенствовании последнего; "Римской" - ибо ее рассматривали преемницей Западной римской империи; "германской" - так как ставилась цель объединить Германию и Италию при господсве Германии.

Особенностью развития Германии являлась политическая раздробленность в период с ХIIв. и вплоть до XIX в. Исключением является начальный короткий период с Х до ХIIв.

На начальной стадии Германия представляла собой относительно единое государство. Это было обусловлено 1) слабым развитием феодализма и 2) активной политикой первых германских королей, направленной на формирование централизованного государства. Однако в дальнейшем начался необратимый процесс феодальной раздробленности. Это было вызвано рядом причин.

Во-первых, экономическое развитие Германии шло неравномерно по отдельным районам, экономические интересы отдельных районов нередко расходились; в экономическом отношении отсутствовали прочные связи между составными частями государства.

Во-вторых, борьба между феодалами за политическое верховенство, междоусобные войны ослабляли центральную власть.

В-третьих, захватнические войны, с одной стороны, отвлекали Германию от решения своих чисто национальных интересов. С другой стороны, ведя эти войны, короли вынуждены были обращаться за помощью к крупным феодалам, а поэтому часто жаловали им землю и тем самым укрепляли их власть.

В-четвертых, ослабляла государство и не способствовала политической централизации борьба немецких императоров и римских пап.

Наконец, императорская власть не сумела установить необходимую связь с городским сословием, средними и мелкими феодалами, которые являлись противниками всевластия крупных феодалов.

Таким образом, в отличие от Англии и Франции развитие Германского государства шло по пути территориальной раздробленности.

Ввиду этого, смена форм феодального государства, подобно другим государствам, прослеживается здесь не в масштабе всей империи, а в масштабах отдельных германских государств.

Периодизация истории Германии.

1 период - становление и развитие централизованного феодального государства в рамках единого государства (Х-XII в.в.)

2 период - территориальная раздробленность в Германии (XIII в. и начало XIX в.).

На втором этапе истории Германия представляла собой сеньориальную монархию с отдельными элементами сословно-представительной монархии.

Если же вести речь об отдельных государствах, входящих в состав Германской империи, можно отметить следующее. В XIV -XVI в.в. в отдельных княжествах Германии установились сословно-представительные монархии, а в XVII-XVIIIв. абсолютные монархии.

В 1806г. войска Наполеона захватили Германию и "Священная Римская империя Германской нации" прекратила свое существование.

Становление и развитие раннефеодального государства


В Х-ХI вв. в Германии шел процесс становления феодального общества и государства.

В ХII в. была сформирована социально-классовая структура феодального общества.

Господствующий класс

1. Крупные и средние феодалы, принадлежавшие к родовой и служилой аристократии.

К родовой аристократии относились герцоги - племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев.

Служилая аристократия состояла из лиц графского ранга. Она занимала важные светские и духовные должности в административных округах (графствах).

2. Мелкие феодалы - рыцари образовались из мелкого поместного дворянства и из верхушки свободных крестьян.

Все феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на ранги, или как их называли щиты. Саксонское зерцало (в 20х г. ХIIв.) упоминает 7 военных щитов: король, духовные князья (епископы и аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и "неблагородные сословия (т.н. шеффенское сословие). Из них избирались судьи общинных судов - шеффены.

Крестьянское население делилось на две группы - свободных и крепостных.

Свободные крестьяне имели землю или в собственности или во владении. В соответствии с этим эта группа включала:

1) Аллодистов (владельцев собственных земельных участков - аллодов), не несших никаких повинностей;

2) Чиншевиков (держателей чужой земли, плативших за нее оброк или чинш);

3) арендаторов (лиц, получавших землю во временное пользование в аренду).

Вторая группа - крепостные крестьяне, включая лично зависимых и лично свободных.

Лично зависимые были прикреплены к земле и несли ряд повинностей, носивших твердо установленный размер. Эти крестьяне не могли перейти от одного феодала к другому, не имели права заключать брак без разрешения сеньора.

Лично свободные отбывали повинности, размер которых не был определен. Во всем остальном их правовое положение было схоже положением лично зависимых крестьян.

Вне этих групп стояла категория холопов. Они жили при дворе и выполняли повинности по усмотрению феодала. За это они получали содержание.

Государственный строй. В Х-XII в. Германия представляла собой единое государство. Главой государства являлся король (королевский престол был выборным).

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973гг.). В борьбе с герцогами он опирался на церковь. Его мероприятия в отношении церкви получили название "оттоновский привилегий". Они сводились:

- часть функций герцогов была передана епископам;

- в областях были созданы независимые от герцогов епископские территории;

- духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти;

- король назначал своей властью епископов, пользовался частью доходов с церковных земель.

Результатом "оттоновских привилегий" явилось развитие церковного землевладения и рост независимости церковных магистров. Дальнейшее развитие феодализма вызвали в ХII в. ослабление королевской власти.

Центральный аппарат сохранил в себе черты дворцово-вотчинной системы управления (высшие сановники дворца исполняли важнейшие государственные функции. Это канцлер (1й министр), камерарий (финансист), капелан (заведовал делами канцелярии), маршал (командующий войском) и др.

Для решения общеимперских вопросов созывался съезд духовных и светский феодалов - непосредственных вассалов императора.

При императоре с начала ХI в. образовался узкий королевский совет (гофмаг), состоявший из сановников императора.

На местах происходило постепенное заложение системы королевских округов - графств. Прежние королевские чиновники - графы превращались в наследственных ленников. Они создавали собственный аппарат управления своими владениями. Деятельность местного аппарата все в меньшей степени начинает зависеть от воли императора.

Армия. Вооруженные силы империи подразделялись на имперские и княжеские войска, а также ополчение.

Императорское войско формировалось из рыцарей - вассалов императора, которые были обязаны службой своему господину. Император устанавливал численность войска для участия в военных походах. Вместе с тем участия феодалов в этих походах определялось обычаем. Так, военная служба феодалов определялась 6ю неделями. В дальнейшем феодалы вместо лично явки поставляли с каждого имения определенный континент для конницы. Города, монастыри выставляли пехоту.

Ополчение крестьян созывалось в случае военного нападения на страну.

Суды. В рассматриваемый период в Германии сложилась пятизвенная судебная система.

Верховных судьей являлся император. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора ограничивалась судебной властью светских и духовных феодалов.

Феодалы образовали второе звено судебных органов - сословные суды, действовавшие на основе принципа "суда равных". В соответствии с ним сложились княжеские, графские и т.д. виды сословного суда.

В поместьях землевладельцев функционировали феодальные (господские) суды, юрисдикция которых вначале распространялась на крепостных крестьян. В дальнейшем она была расширена на все население сеньории. Господские суды действовали также в зависимых городах.

Городские суды действовали в свободных городах.

Наконец, наряду с вышеупомянутыми судебными органами существовали церковные суды. Их юрисдикция распространялась на духовенство и некоторых светских лиц, а также на отдельные категории дел. Это бракоразводные дела, некоторые дела, направленные против церкви и др.
2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX в.в.)

В ХIII в. Германия вступила в период развитого феодализма, для которого характерна глубокая феодальная раздробленность.

Значительный рост экономики, развитие товарно-денежного хозяйства привели к завершению децентрализации, усилению экономической и политической разобщенности страны.

Для сравнения: В Англии и Франции развитие торговли, промышленности привели к объединению интересов в масштабе всей страны и в результате этого - к политической централизации. В Германии этот процесс привел к группировке интересов по провинциям.

Изменения в социальной структуре общества. В XIII-XIV в.в. в Германии сложилась система сословий. В масштабе империи существовали имперские сословия (чины), в княжествах - княжеские сословия.

К имперским сословиям относились имперские князья, имперские рыцари и представители имперских городов. В состав княжеских сословий входили дворянство и духовенство отдельных княжеств и жители княжеских городов.

Из сословия высшего дворянства - князей выделяется группа крупных духовных и светских феодалов - курфюрстов (князей-избирателей).1 Среднее дворянство практически исчезло. Одна часть его перешла в разряд высшего дворянства, другая опустилась до положения низшего дворянства рыцарей.

Германские города в рассматриваемый период делились на имперские, княжеские (земские), и вольные. Имперские подчинялись непосредственно императору и обязаны были платить налог в казну, поставлять войско, принимать императора и т.п. Княжеские (и епископские) города подчинялись светским или духовным феодалам. Вольные города были освобождены от уплаты налогов и формирования войска.

Жители германских городов включали верхушку городского населения - патрициат, среднюю часть - бюргерство (ремесленики, полноправные мастера и низшее чиновничество) и низы - плебс (подмастерья, поденщики и др.)

Развитие товарно-денежных отношений вызвало изменения в правовом положении крестьянства. Получает развитие практика освобождения крестьян, а затем предоставление им земли в аренду. В некоторых районах барщина заменяется денежной рентой. На восточных землях Германии крестьяне получали земельные наделы, экономическую и личную свободу. Однако эта практика вскоре изжила себя. Во второй половине XIV в. феодалы начали захват общинных земель и образование поместий.

Как выше уже отмечалось, начавшийся с XII в. процесс децентрализации привел к тому, что с XIII в. в германии стали складываться отдельные центры политической власти и управления. В XIV политическая раздробленность была закреплена на законодательном уровне. В 1356 г. император Карл IV издал акт под названием "Золотая булла".

В этом документе, во-первых, был урегулирован вопрос избрания императора. Он избирался семью крупнейшими князьями - курфюрстами (тремя духовными и четырьмя светскими). Курфюрсты добились того, что каждый император при избрании принимал выработанные ими условия, ограничивающие его власть. (С XVI в. эти условия получили название избирательных капитуляций).2

Во-вторых, Булла закрепила полную политическую самостоятельность курфюрстов и их равенство с императором. Князьям избирателям были предоставлены захваченные или регалии, т.е. право на добычу драгоценных металлов, на чеканку монет, на взимание пошлин. Они пользовались правом высшей юрисдикции. Булла узаконила ведение частных войн между курфюрстами за исключением войн вассалов против своих сеньоров. Городам было запрещено заключать договоры против курфюрстов.

Государственное устройство (XIV-XVI в.в.). Высшее управление империей сосредотачивалось в руках курфюрстов. Булла предусматривала создание постоянно действующего органа - коллегии курфюрстов. Один раз в год созывался съезд коллегии для решения государственных дел. Коллегия получила право смещать императора и вершить суд над ним.

Общегосударственным органом являлся рейхстаг. Он сложился в XIV в. и состоял из 3х коллегий: 1) коллегии курфюрстов, 2) коллегии графов, князей и свободных господ, 3) коллегии представителей свободных городов.

В отличие от других европейских государств рейхстаг не был представлен мелким дворянством и бюргерством неимперских городов. Кроме того духовенство не составляло отдельной коллегии, а заседало в двух первых коллегиях. Исходя из этого рейхстаг фактически являлся не органом сословно-представительного характера. Он являлся органом представительства отдельных политических единиц (курфюршеств, княжеств, имперских городов и т.д.).

Полномочия рейхстага не получили законодательного закрепления. На практике он обладал правом законодательной инициативы, утверждал указы императора. Рейхстаг давал также согласие на решения императора по военным, финансовым вопросам и вопросам международного характера.

Рассмотрение вопросов производилось отдельно каждой палатой, после чего между ними происходило согласование принятого решения. Император мог принять или отклонить решение рейхстага. В случае несогласия императора с принятым решением оно вновь поступало на рассмотрение и обсуждение.

В 1495г. в Германии был учрежден имперский верховный суд по делам имперских подданых и подданых отдельных княжеств. Суд состоял из 17 членов: председателя, назначаемого императором и членов (14 человек назначались курфюрстами и князьями и 2 человека - городами). В состав суда входили 2 коллегии: по делам имперских подданых и по делам подданных отдельных княжеств. Имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права, которое с этого времени стало широко применяться в Германии.

Военная организация. В Империи не сложилось постоянных войска. В случае военной опасности имперская армия формировалась из отрядов, поставляемых имперскими сословиями. Основой войска являлись отряды наемников. Во всех немецких землях были свои наемные армии. На создание имперской армии князья согласия не давали.

Таким образом, в рассматриваемый период в Германии в масштабе империи не существовало единства. Центральный аппарат был слаб. Органы центрального управления находились под контролем влиятельных князей, принимавших решения выгодные феодалам. Создавая видимость сословной монархии, князья фактически закрепили в Германии феодальное многовластие.

Власть князей в отдельных землях первоначально не была неограниченной. В отдельных княжествах - государствах в XIV в. сложились сословно-представительная монархии. Органам сословного представительство стали ландтаги (собрания местных чинов). В них были представлены духовенство, дворяне и горожане. В некоторых ландтагах были и представители свободного крестьянства.

В большинстве случаев в ландтагах земские чины образовывали три палаты (в некоторых землях палат было две, поскольку духовенство и дворянство заседали вместе).

В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае прекращения правящей династии, решение некоторых внешне-политических вопросов. Например, в некоторых землях объявление войны могло иметь место лишь с согласия этого органа. Ландтаги занимались также некоторыми церковными и полицейскими вопросами: попечение о бедных, наблюдение за качеством чеканки монет и т.д. Согласие ландтагов было обязательно при решении финансовых вопросов и вопросов, связанных с изменением законодательства. В некоторых случаях решения этих органов имели для князей рекомендательное значение. Например, определенное влияние ландтаги оказывали на формирование княжеских советов и на назначение высших чиновников. Однако здесь за князем было последнее слово.

Ландтаг считался верховным судом до тех пор, пока не были созданы особые суды - гофгерихты. После образования таких судебных органов во многих землях ландтаги превратились в кассационную инстанцию.

Эволюция государственного управления в землях сводилась к постепенному росту княжеской власти. Высшим органом управления в княжестве был княжеский совет. Со временем его полномочия возросли, отдельную организацию имел суд и финансовое ведомство.

На местах единицей управления являлся бург (городское поселение) с примыкающими к нему мелкими поселениями. Во главе бурга стоял бургграф, назначаемый князем. Позднее бургграф получил наименование амтмана. В руках последнего находилось все местное управление. Впоследствие он стал терять некоторые полномочия, передаваемые специально назначенным должностным лицам.

Таким образом, власть князей в своих землях была несколько ограничена местным сословным представительством.

Последующее развитие германии связано с установлением в отдельных землях империи княжеского абсолютизма. В отличие от централизованных абсолютных монархий Запада германский абсолютизм сложился в пределах отдельных княжеств, а не в рамках империи. Это явилось результатом полного торжества немецких феодалов, победу ее над буржуазией. Этот абсолютизм играл негативную роль в истории германского государство, поскольку на длительное время закрепил состояние экономической раздробленности страны.

Установлению абсолютизма способствовали реформация (первая половина XVI в.),крестьянская война 1524-26гг. и Тридцатилетняя война 1618-1648гг.

Реформация - широкое общественное движение, носившее форму борьбы против католической церкви - главной опоры феодального строя. Началось в Германии с выступления М.Лютера. Под идейным знаменем Реформации происходила крестьянская война.

Тридцатилетняя война велась под религиозными лозунгами: борьба католиков с протестантами. Однако религиозная борьба была тесно переплетена с политической. Северо-германские князья боролись против усиления имперской власти и создания единого государства.

В результате отмеченных событий выигрыш получили князья, последние существенно укрепили свою власть. Под Вестфальскому миру (1648г) князья получили право заключать союзы с иностранными государствами. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование. Духовенство в протестанских землях было поставлено в полную зависимость от княжеской власти.

В то же время власть императора становилась все более фиктивной

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации