Особенности развития народного хозяйства России на современном этапе

скачать (189.5 kb.)

  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

на тему:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (создание финансово-промышленных групп, холдинговых компаний и др. )

Выполнил: студентка

группы 122

Филиппенко Ольга Сергеевна



Проверил: доц.

Житников Василий Григорьевич


Ростов-на-Дону, 1999

Содержание


Содержание 2

Введение 3

1 Финансово-промышленные группы: специфика России 4

2 Основы функционирования ФПГ 5

1.1 Цели и задачи ФПГ 5

1.2 Типы ФПГ 6

1.3 Функции ФПГ 11

3 Крупнейшие ФПГ 15

4 ФПГ и перспективы развития российской экономики 29

Заключение 38

Список использованной литературы 40



Введение

Процесс интеграции промышленного и банковского капитала стал заметным явлени­ем уже в начале нынешнего века. Исходно пре­обладающими формами интеграции были кон­церны и семейные группы. Поиск эффектив­ных форм организации межфирменных отно­шений, которые занимали бы некое промежу­точное положение между чисто рыночной сре­дой и внутрифирменной организацией, про­должается в течение всего столетия. Эти иска­ния диктуются стремлением к оптимальному сочетанию преимуществ концентрации мате­риальных и нематериальных ресурсов с пре­имуществами децентрализации управления и ответственности.

Перспективы развития финансово-промышленных групп в России - это создание не только федеральных, но и региональных, а также межрегиональных и субрегиональных групп. Следует усиленно продвигать идею создания транснациональных корпораций, большую роль в развитии которых призвана сыграть ассоциация групп. Новое российское "экономическое чудо" возможно лишь при наличии прочного союза сильного государства и крупного бизнеса, сознающих свою общую ответственность за судьбу нашей страны. Для выживания российской экономики необходим альянс мощных компаний, индустриальных наукоемких отраслей, крупных диверсифицированных финансо­во-промышленных групп. Необходимо мобилизовать имеющиеся ресурсы самой России, приступить к кардинальным структурным реформам всей хозяйственной системы.

В предложенной работе будут рассмотрены особенности развития народного хозяйства России на современном этапе через призму функционирования финансо­во-промышленных групп.

  1. Финансово-промышленные группы: специфика России

Экономическая ситуация в народном хозяйстве России характеризуется инвестиционным кризисом, не очень успешной денежной приватизацией, кризисом фондового рынка. России также свойственны ограниченные рамки развития совместного предпринимательства и привлечения иност­ранного капитала, желание государственных органов удержать на плаву все производст­венно-хозяйственные единицы без учета эффективности их деятельности. Экономический фундамент довольно отсталый. Сказывается возрастание роли торговли и услуг, ведущее к вымыванию промышленного капитала. На таком экономическом фундаменте пробивает себе дорогу идея создания финансово-промышленных групп (ФПГ). Нормативные документы об этих группах рождались в Госкомимуществе, подготовившем указ президента от 5.12.93г. № 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации". Поскольку ФПГ подрезали крылья еще в младенческом возрасте, то должного эффекта в структурной перестройке экономики так и не было достигнуто. Этому препятствовали ограничения, исключавшие слияние банковского капитала с промышленным, а значит, и перелив денег в сферу промышленного производства. Следует отметить, что государство в последнее время хотя и медленно, но поворачивается к нуждам групп. Показательно, что на Западе рынки практически целиком контролируются аналогом финансово-промышленных групп - ТНК, которых насчитывается свыше 40 тыс. Располагая в 150 с лишним странах более чем 180 тыс. филиалами, они контролируют от 1/3 до 1/2 промышленного производства, половину внешней торговли, около 4/5 патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу хау.1

  1. Основы функционирования ФПГ

1.1 Цели и задачи ФПГ

Вступивший в конце 1993 г. в силу закон о группах определяет их как "совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест".

Таким образом, группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным производством крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в том, что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается с процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, а также активное продвижение на мировой рынок.

Важными целями создания финансово-промышленных групп являются2:

Исходя из перечисленных целей перед группами стоят следующие задачи:

1.2 Типы ФПГ

Исходя из специфики российского рынка, группы можно подразделить на три основных типа:

1. Группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора, образованная по распоряжению властей ("официозные");

2. Холдинг, создающий банки ("холдинговые");

3. Банк, создающий холдинг («банковские империи»).

Если первый и второй типы (где по сути банк является расчетно-кассовым центром) имеют один основной недостаток - финансовая составляющая является их ахиллесовой пятой, то третий тип претендует на то, чтобы оказаться потенциально ТНК.

Среди лидеров в этой области - "ОНЭКСИМ - МФК" (более 35), "Российский кредит" (свыше 30), "Мост-Банк" (42), "Альфа-банк" (около 26 юридических лиц), «Энергомашиностроительная корпорация (ЭМК)» ( около 30). Ес­тественно, что их состав изменяется, в том числе и в сторону роста числа участников.

Финансово-промышленные группы условно можно разделить на две категории: постро­енные по технологическому признаку (куда входят предприятия-смежники, связанные производственным процессом) и построенные по территориальному признаку (куда могут входить предприятия разных отраслей, но относительно компактно расположенные в пределах, к примеру, одной области). Кроме того, создаются неформальные финансово-промышленные группы (отраслевой ориентации) - "ЛУКойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз", лидеры среди вертикально-интегрированных групп нефтегазового комплекса.

Сочетание ряда типов экономической инте­грации показано на рис. 2.1, где круги разного диаметра представляют различающиеся по ве­личине компании, а стрелки — имущественные связи с указанием направления имущественного контроля.4



Рис. 2.1. Комбинирование межкорпоративных структур:

1 — универсальная (многоотраслевая, ди­версифицированная) ФПГ («intermarket keirctsu»); 2 — вертикально интегрированная ФПГ («vertical keiretsu»); 3а — виртуальная корпорация или близкая ей сетевая индустриальная организация; 3б — стратегический альянс с учреждением компании для совместных разработок.
Что касается характера деятельно­сти объединяемых предприятий, то соотноше­ние здесь между универсальными и отраслевы­ми ФПГ представлено на рис. 2.2.



Рис. 2.2. Соотношение между универсальными (1) и отраслевыми (2) ФПГ.5

В универсальных (многоотраслевых) ФПГ объединение участников чаще всего идет во­круг универсальной торговой компании («sogo shosha») и банка; в соответствии с ведущей ро­лью банка эти ФПГ называют еще «финансо­выми кэйрецу». Применительно к вертикаль­но интегрированным группам можно говорить о производственной (технологической), рас­пределительной и имущественной вертикалях, Производственный альянс («production keiretsu») выступает как иерархия субподряд­чиков разных уровней, поставляющих свою продукцию головной фирме; такого рода груп­пы («производственные кэйрецу») более все­го распространены в электронной, авто- и иной машиностроительной промышленности, где продукт состоит из многих комплектующих. Распределительный альянс («distribution keiretsu») представляет собой систему распре­деления, возглавляемую крупным производи­телем или оптовым торговцем; этот тип групп («торговые кэйрецу») имеет много общего с системами сбыта продукции, создаваемыми крупными американскими производителями. Имущественный альянс или холдинг («capital keiretsu») характеризуется направленным «сверху вниз» контролем над деятельностью участников группы.

Стратегические альянсы охватывают широ­кий ряд межфирменных организаций, создава­емых для решения некоторых конкретных задач. К таким альянсам относятся: совместные предприятия; консорциумы для реализации инвестиционных проектов; различные формы ко­операции, обеспечивающие уже функциониру­ющим ФПГ освоение новых для них видов дея­тельности и технологий. Стремясь выйти за рамки своей традиционной ориентации, круп­ные фирмы устанавливают связи с небольши­ми высокотехнологичными фирмами,

К стратегическому альянсу близка концепция «виртуальной корпорации». По мнению многих ведущих специалистов в области управления, в будущем она может стать общепринятой орга­низационной моделью американского бизнеса, Виртуальная корпорация — это создаваемая на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, зачастую даже быв­ших конкурешов), объединяемых современны­ми инфорационными системами с целью взаим­ного пользования ресурсами (людскими, матери­альными, финансовыми), снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Эта мо­дель организации бизнеса прежде всего ориен­тирована на быстрое использование вновь от­крывающихся возможностей за счет целенаправ­ленных действий по решению некоторой конк­ретной задачи. Как только дело сделано, объе­динение обычно распадается. Если стратегичес­кие альянсы направлены на создание новых бла­гоприятных возможностей для партнеров, то виртуальные корпорации больше ориентирова­ны на использование имеющихся ресурсов.

Чаще всего структура российских групп характеризуется вертикальной схемой построе­ния (центральная компания во главе и группа дочерних под прямым ее управлением). Именно так построены практически все известные крупные зарубежные ТНК -вертикальная холдинговая структура с единой финансовой политикой. Такой видится нам и долгосрочная перспектива российских групп - глубокое взаимопроникновение капиталов ее участников и придание центральной компании реального статуса управляющей.

Однако сегодня концентрация крупных пакетов акций в центральной компании - практически недостижимая, или, в лучшем случае, трудно достижимая цель. Владельцы контрольных пакетов акций, затратившие немало сил и средств на их приобретение, вряд ли добровольно откажутся от права распоряжаться ими по своему усмотрению.

Горизонтальная же многопрофильная, стратегическая структура, в которой предусмат­ривается объединение в консорциумы для различных по срокам инвестиционных программ, разнообразная кооперация и разделение труда для внедрения инноваций, повышения конкурентоспособности, завоевания рынков, получения максимальной прибыли, пока еще недостаточно активно пробивает себе дорогу.

По мнению ряда аналитиков, формирование прогрессивной структуры групп в значи­тельной мере зависит от конкретного состава, критериев и принципов, заложенных при их основании. Подбор участников должен вестись по критерию их включенности в процесс создания и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

Немаловажным фактором является ядро групп - система финансовых инструментов и экономических отношений. Группа - это прежде всего инвестиционно-финансовый инсти­тут, а не производственно-технолоический комплекс.

Некоторые специалисты предпочитают смотреть на группы шире - как на объединения технологически и экономически взаимосвязанных производственных, торговых и финансо­вых предприятий. Однако в основе всех объединений лежат интересы тех или иных субъектов хозяйства, часто противоречивые и приводящие к частичной потере свободы принятия решений, распоряжения собственностью, доходами, иногда даже к подчинению этим субъектам интересов всей группы. Взаимоотношения на уровне "слабый - сильный" также несут в себе противоречия в плане сбалансированности интересов. Нахождение разумного баланса должно способствовать успеху многих новых начинаний и развитию уже действующих групп. Немаловажен и фактор взаимоотношения членов группы с федераль­ными и другими ветвями власти в процессе формирования окончательного их состава.

Итак, подавляющее число финансово-промышленных групп создается по инициативе снизу на договорной основе, через рыночную консолидацию пакетов (перекрестное участие, скупка ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках, инвестиционные конкурсы, залоговые аукционы и т.д.); по решению органов власти (федеральных, республиканских, областных, муниципальных, отраслевых) и по межправительственным соглашениям.

1.3 Функции ФПГ

Финансово-промышленные группы могут выпускать в обращение векселя, облигации, имеющие весьма высокую привлекательность. Следует отметить, что огромное число акций приватизированных предприятий лежит мертвым грузом. Они не участвуют в обращении даже на внутреннем рынке, не говоря уже о мировом. Обменивая (конвертируя) их на акции групп, как правило, по номиналу, то есть без потерь, предприятия становятся активными участниками фондового рынка, поскольку ценные бумаги групп ориентированы именно на этот рынок. При этом весь эмиссионный доход не облагается налогом.6

Группы также играют значительную роль в качестве специализированного инвести­ционно-финансового института. Учитывая крайнюю привлекательность российского рынка, где, по оценкам экспертов Мирового банка, доходность может составлять до 1 долл. на цент за один-два года, ФПГ также способны стать своеобразным каналом для портфельных и прямых инвестиций Запада в экономику России.

На российском рынке иностранному бизнесмену порой трудно получить элементарную информацию о потенциальных объектах инвестиций и объемах средств для них, то есть отсутствует информационная инфраструктура. Финансово-промышленные группы пред­ставляют весьма значительный элемент этой инфраструктуры. "Система" обеспечивает и представляет объект вложения капитала, служит готовым финансовым механизмом вложения инвестиций в любой форме и расчетов по ним. И самое главное, чего требуют все инвесторы, - гарантирует надежность этих вложений (гарантии на государственном уровне, органов власти и управления регионов, залоговые гарантии имущественных прав, контрактные гарантии).

Что касается весьма наболевшей и специфичной для России проблемы неплатежей, то группы могут выполнять функцию финансового ("клирингового") института для развязки взаиморасчетов внутри самой "системы" и вне ее. В этой связи широкое применение могут получить инструменты финансового рынка: ГКО, корпоративные обязательства и другие формы вплоть до "электронных денег". Кроме того, в рамках групп получают развитие известные всему миру банковские технологии: траст, овердрафт, факторинг, форфейтинг, фьючерсные операции, андеррайтинг, клиринг и др.

Финансовая составляющая групп, предоставляя участникам свои депозитарные возмож­ности, дает право говорить об ускорении в рамках "системы" оборачиваемости денежных потоков. Широкое распространение получили так называемые "системные инвестиционные кредиты" на весьма льготных условиях. Группа имеет возможность оказывать существен­ное влияние на возврат долгов России в целом, а не только предприятиям в пределах отдельно взятой финансово-промышленной группы.

Вхождение в состав группы позволяет целенаправленно диверсифицировать производ­ство, осуществлять технологический трансферт, в том числе двойного назначения, и обес­печивать экономическую эффективность производства. Имеющиеся торговые предприятия также получают преимущества, являясь по сути авторизованными дилерами и дистрибью­торами предприятий группы. Благодаря согласованной политике цен удается также преодолевать ценовые диспропорции. Кроме того, "система" позволяет заранее организо­вать и завязать схемы организации товарооборота, что также уменьшает налогообложение предприятий группы.

Анализ статистических данных позволяет говорить о преобладании тенденции к объединению крупных предприятий с существенно более масштабными инвестиционными предложениями и объемами реализованной продукции.

Динамика и темпы создания групп до кризиса показана в таблице 2.1.7
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации