Философия. Проблемно – тематический курс

скачать (378.6 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА


ФИЛОСОФИЯ

ПРОБЛЕМНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС


Выполнил:

студент II курса

юридического факультета

Яворский

Дмитрий

Викторович

МОСКВА 1995 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Проблема научности философского знания.(стр. 1)

2. Проблема соотношения философии и частных (конкретных)

наук. (стр. 2)

3. Проблема многообразия философского видения мира. Мате-

риализм или идеализм? (стр. 3)

4. Проблема пространства и времени. (стр. 4)

5. Проблема происхождения жизни на Земле. (стр. 7)

6. Проблема происхождения и сущности сознания. (стр. 9)

7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизи-

ка? (стр. 10)

8. Проблема сущности научного познания. Что значит знать?

(стр. 11)

9. Проблема источников знания и способов познания. Разум

или чувства? (стр. 13)

10. Проблема познаваемости мира. (стр. 15)

11. Проблема истины в философии и науке. Что есть истина?

(стр. 15)

12. Проблема смысла жизни человека. (стр. 17)

13. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и

его сущности. (стр. 18)

14. Проблема личности в истории философии. (стр. 20)

15. Проблема общественного прогресса и его критериев.

(стр. 21)

16. Проблема роли личности и в истории. (стр. 23)

17. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что

такое искусство? (стр. 23)

18. Проблема происхождения, сущности и функций религии.

(стр. 26)

19. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравс-

твенности. (стр. 27)

20. Проблема морали как специфического способа освоения

действительности. (стр. 29)

21. Проблема морального выбора личности. (стр. 31)

22. Проблема соотношения цели и средств в деятельности

личности. (стр. 33)

23. Проблема добра и зла. (стр. 35)

24. Проблема многообразия и специфики способов освоения

мира. (стр. 35)

25. Глобальные проблемы современности. (стр. 36)

Литература (стр. 38)
- 1 -
1. Проблема научности философского знания.
Философия, если восстановить исходную этимологию этого

слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизи-

тельно переводится как "любовь к мудрости". В действительнос-

ти древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и

сложное, чем просто "мудрость".Если бы в представлении Плато-

на, закрепившего в европейской терминологии слово "филосо-

фия", философ был просто мудрецом или любящим мудроствовать,

он не стал бы вводить именно это слово "философ", говорящее о

любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело

в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретен-

ное, субъективное свойство человеческого ума, а некое "вели-

кое и приличествующее лишь божеству" объективное качество ра-

зумно устроенного и гармоничного мира.

Философия в своем зарождении мыслилась не как простое

создание истин, а как стремление к истине, как такой идеаль-

ный настрой души и ума человека, который способен привести к

гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь че-

ловека, так и его сложные взаимоотношения с миром.

Философия когда-то могла иметь и имела статус особой нау-

ки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда

она была, по существу, тождественна всей культуре того време-

ни. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания,

когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике

ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не оста-

лось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.

Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой проти-

вопоставляется другая крайность, т. е. позиция согласно кото-

рой философия не только не "окончилась", но, наоборот, почти

также, как в античности, приобрела синтетическую функцию.

Философия впервые в истории осознала свое истинное место

царицы наук, заменив столь долго царствующую религию. Впервые

она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала

влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.

И впервые же философия получила право на оценку и даже

решение конфликтных проблем не только общественно-политичес-

кой, но и экономической и даже научно-академической жизни.

Если мы не будем открыто признавать эту руководящую роль фи-

лософского мышления, если мы согласимся,что некогда царствен-

ное здание философского здания по кирпичику распалось в поль-

зу частных наук, то мы тем самым лишимся единства нашего ду-

ховного мира, которое одно только способно поддерживать нас в

наших практических действиях. Между тем вопрос о соотношении

философии и науки не может быть решен однозначно. Дело в том,

что в современном общественном сознании между философией и

наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с

одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с
- 2 -
другой - не ставится и непроходимой преграды.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родствен-

ных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как

обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие

наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основ-

ных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского

разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции

прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях

развития, а также первичных гипотез о природе конкретных яв-

лений, еще не проработанных специально-научными методами.
2. Проблема соотношения философии и частных (конкретных)

наук.
ПОЗИТИВИЗМ - философское направление, основанное на прин-

ципе, что все подлинное " положительное "( позитивное ) зна-

ние может быть получено лишь как результат отдельных специ-

альных наук и их синтетического объединения и что философия,

как особая наука, претендующая на самостоятельное исследова-

ние реальности, не имеет права на существование.

Представителями первой " классической " формы позитивизма

ХIХ века были Кант, Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, П.Ларрит, И.Тэн,

Ж.Э.Ренан,Дм.С.Милль, Г.Спенсер. Развитие Позитивизма шло по

линии все более четкого выявления его феноменалистических,

субъективно-идеалистических тенденций.

В конце XIX века позитивизм переживает кризис, вызванный

бурным развитием естественных наук. В начале ХХ века преобра-

зованный позитивизм вступает в новый, второй этап своей эво-

люции - махизм, который носит явно выраженный субъективно -

идеалистический характер.

Натурфилософия - философия природы, умозрительное истол-

кование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы

между естествознанием и натурфилософией, ее место в философии

исторически менялись. Фактически натурфилософия явилась пер-

вой исторической формой философии.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел вы-

ражение в расцвете натурфилософии, связанном с именами

Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Кампанеллы, Дж.Кардано и др. В этот

период широко использовался принцип тождества микро- и макро-

космоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы

и ряд глубоких диалектических положений.

Попытки возрождения натурфилософии были предприняты в

конце ХIХ века - начале ХХ века В.Оствальдом, Х.Дришем, пы-

тавшимися преодолеть с помощью натурфилософии кризис новейше-

го естествознания.

ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих закономерных связях

и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом

учении метод мышления.
- 3 -
Диалектика есть философская теория, метод и методология

научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы

диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.

Таким образом, выполняет теоретические, мировоззренческие и

методологические функции. Основные принципы диалектики, сос-

тавляющие ее стержень - всеобщая связь, становление и разви-

тие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложив-

шейся системы категорий и законов.
3. Проблема многообразия философского видения мира. Мате-

риализм или идеализм?
"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей,

философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с

того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имели ни-

какого понятия о строении своего тела и не умели объяснить

сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и

ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой ду-

ши, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, - уже

с того времени они должны были задумываться об отношении этой

души к внешнему миру".

Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и

в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно,

как правило, не ставился философами. Для осознания мировозз-

ренческой значимости полярности " материальное - духовное "

потребовались века философского развития.

Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в

период активного формирования собственно философской мысли

( XVII - XVIII века ), ее активного отмежевания от религии, с

одной стороны, и от конкретных наук - с другой. Но и после

этого философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия

и сознания в качестве основополагающего. На первый план в

различных учениях выносились проблемы путей достижения истин-

ного знания, природы нравственного долга, свободы, человечес-

кого счастья, практики и др.

Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном

ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а

носит иной характер. Это не столько вопрос, сколько смысловая

направленность, ориентация философской мысли.

Смысл основного вопроса философии заключается в признании

двух фундаментальных типов реальности - объективной, матери-

альной и субъективной, идеальной, их которых одна предшеству-

ет другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или,

наоборот, сознание предшествует материи ? А может быть, они

существуют как равноправные субстанции ?

Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхож-

дения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий

объективно, независимо от сознания человека и человечества.
- 4 -
Объяснение мира из него самого - таков мировоззренческий и

методологический принципы материализма. Идеализм стоит на

противоположной позиции, считая, что развитие мира определя-

ется духовным началом. Существовали в истории философии и та-

кие философы, которые признавали равноценность, равноправие

обоих начал - материального и духовного. Их называли дуалис-

тами.

Другой стороной основного вопроса философии является не

менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли

человек постичь объективные законы мира или мир не познаваем ?

Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем, называют-

ся агностиками. Наиболее ярким примером агностицизма является

религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы

утвердить примат веры над разумом.

Почему же вопрос от отношении мышления к бытию является

основным? Потому что от сути его решения берут свое начало

не только все иные проблемы собственно философии, но и обще-

теоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук,

пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни.

Основной вопрос философии - это не просто вопрос об отно-

шении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос

об отношении общественного сознания к общественному бытию.

Его материалистическое понимание применительно к обществу вы-

ражается емко и просто: общественное бытие в конечном счете

определяет общественное сознание, которое будучи производно,

в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на

это бытие.

Идеализм же в этом вопросе занимает прямо противоположную

позицию, различаясь лишь трактовкой природы движущей силы -

то ли его является бог, то ли объективный мировой дух, то ли

идеи исторических личностей.
4. Проблема пространства и времени.
Для обыденно-житейских представлений пространство и время

нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное.

Но если задуматься над тем, что же все-таки пространство и

время, то возникают сложные вопросы, напряженно обсуждавшиеся

в истории философии и естествознания. В настоящее время нель-

зя решить их без опоры на достижения современной науки.

Каждый объект характеризуется своеобразной "упаковкой"

входящих в него элементов, их расположенностью относительно

друг друга, и это делает любые объекты протяженными. Кроме

того, каждый объект занимает какое-то место среди других объ-

ектов, граничит с ними.

Все эти предельно общие свойства, выражающие структурную

организацию материального мира, - свойства объектов быть про-

тяженными, занимать место среди других, граничить с другими
- 5 -
объектами, - выступает как наиболее общие характеристики

пространства. Если их абстрагировать из действительности, от-

делить от самих материальных объектов, то мы получим предс-

тавление о пространстве как таковом. К универсальным свойс-

твам пространства можно отнести протяженность, единство пре-

рывности и непрерывности.

Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, посколь-

ку сама материя дифференцирована, структурированна. Если бы

мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на

предметы, а эти предметы в свою очередь не членились на эле-

менты, связанные между собой, то понятие пространства не име-

ло бы смысла.

Материальный мир состоит не только из структурно расчле-

ненных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии,

они представляют собой процессы, которые развертываются по

определенным этапам, стадиям. Одна стадия по сравнению с дру-

гой может поступать быстрее или позже. Такие особенности про-

  1   2   3   4   5   6   7



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации