Конституционное право СНГ

скачать (243.5 kb.)

  1   2
Тема №1: «СНГ как межгосударственное объединение»


  1. образование СНГ


СНГ образовано 8 декабря 1991 года, подписан первый из 4х учредительных документов – «Соглашение об образовании СНГ». 21 декабря 1991 года были подписаны – Протокол к Соглашению и Алма-атинская Декларация. 22 января 1993 года подписан четвертый и главный документ – «Устав СНГ». Изначальной целью создания СНГ было правовое обеспечение правопреемства. Правопреемство в СНГ касалось 4х объектов – государственной собственности; государственных долгов и активов; обязательств по международным договорам; государственных архивов.

Правопреемство в отношении государственной собственности было осуществлено в зависимости от доли каждого из государств совокупным ВВП бывшего СССР на 8 декабря 1991 года.

Правопреемство в отношении долгов и активов. Все государственные долги и активы взяла на себя Россия.

Обязательства по международным договорам. Все страны СНГ обязались выполнять условия международных договоров, подписанных бывшим СССР, в полном объеме за исключением обязательств, касавшихся хранения и уничтожения ядерного оружия.

Государственные архивы были поделены по состоянию на 8 декабря 1991 года, но при этом государства обязались обмениваться архивными данными, представляющими взаимный интерес для стран СНГ.

Членство в СНГ:

- государства-учредители: государства, подписавшие и ратифицировавшие первые три учредительных документа, т.е. соглашение, протокол, декларацию до подписания Устава. Молдова, Грузия и Азербайджан не успели вовремя ратифицировать и им был продлен срок ратификации был продлен еще на 12 месяцев. Грузия ратифицировала все документы только в 1997 году. В марте 1994 года экономический суд СНГ вынес определение, что Украина не может считаться государством-учредителем, поскольку не выполняет взятые уставные обязательства в полном объеме. Туркменистан был учредителем, а в 2006 году вышел из состава СНГ и получил статус ассоциированного члена. Статус учредителя в принципе ничем не отличается от других категорий членства, кроме права быть депозитарием (хранитель официальных текстов учредительных документов СНГ). Депозитарий СНГ – Беларусь;

- постоянные члены: государство, международнопризнанное, подписавшее и ратифицировавшее все 4 учредительных документов в полном объеме без оговорок и заявлений. Решение о приеме в состав СНГ на правах постоянного члена принимает высший орган – Совет Глав Государств.

Выход из СНГ свободный. Условие – уведомление депозитария за 12 месяцев до выхода.

Исключение из состава СНГ возможно по 2м основаниям: невыполнение или ненадлежащие выполнение взятых уставных обязательств; грубое или систематическое нарушение уставных целей и принципов.

- ассоциированные члены СНГ: государства, которые по своему усмотрению участвуют в отдельных многосторонних программах или документах СНГ;

- государства-наблюдатели: государства, представители которых имеют право участвовать в работе органов, организаций или учреждений СНГ. Китайская народная республика, Латвия, Финляндия.

- Россия, как член СНГ. Россия является государством-учредителем. Русский язык является рабочим языком СНГ; российский рубль является общим платежным средством по согласным программам СНГ; Россия имеет преимущественное право председательствования в органах СНГ (по устной договоренности); Россия имеет право представлять интересы СНГ в целом в международных организациях

Органы СНГ. Все органы СНГ разделяются на органы общей и отраслевой компетенции.

Совет Глав Государств. Состоит из президентов стран СНГ. На заседания созывается не реже двух раз в год. Основная функция – решение общих вопросов названиям государств-участников. Основной, и фактически единственный, способ принятия решений – консенсус. Государства, не согласные с предложенным решением обязаны письменно уведомить депозитария о своем неучастии в его исполнении.

Совет Глав Правительств. В состав входят Главы правительств государств-участников. Собирается на заседания не реже 4х раз в год. Порядок председательствования и развития СНГ. Порядок председательствования установлен в порядке русского алфавита по принятия решений такой же как в Совете Глав Государств.

Межпарламентская Ассамблея. Функции: сближение законодательства; координация ратификации актов СНГ; информационно-правовой обмен. Формируется из парламентских делегаций государств-участников. Порядок формирования: численность и персональный состав делегации определяются национальным законодательством. Численность делегаций принципиального значения не имеет: действует принцип – одна делегация – один голос.

Порядок формирования делегации РФ определяется актами Палат Федерального Собрания. Принцип – общая численность делегации – 40 человек: по 20 от Совета Федераций и от Государственный Думы. В Государственной Думе делегация формируется пропорционально численности Парламентских фракций (обязательно председатель или его зам). От Совета Федерации: по 2 от каждого Федерального органа – один от законодательной власти, второй – от исполнительной; остальные места отдаются пограничным субъектам в зависимости от повестки дня.

Межпарламентская Ассамблея – это однопалатный орган. Состоит из секретариата, из Президиума. Повестка дня формируется по предложениям Парламентских Делегаций. На пленарные заседания Ассамблея собирается не реже 4х раз в год. Порядок председательствования такой же как в Совете Глав Государств и Совете Глав Правительств.

Решения принимаются двумя способами: по принципиальным вопросом – консенсусом, по вопросам организационного характера – голосованием. Издает несколько видов актов, можно выделить 3, как наиболее значимые,: Модельные Законы СНГ (принято более 300 модельных законов); Рекомендательные Акты – предложения о разработке национального закона на заданную тему с указанными общими принципами правового регулирования; Меморандумы - напоминание о взятых обязательствах по ратификации международных договоров, обращенное к Парламентам государств-участников.

Экономический Совет. В его состав входят: заместители Глав Правительств. Основная функция – формирование единого экономического пространства и зоны свободной торговли в рамках СНГ. В своей деятельности подотчетен и подконтролен Совету Глав Государств. На заседания собирается не реже 4х раз в год. Предусмотрено три способа принятия решений: консенсусом; голосование абсолютным большинством голосов по вопросам организационного характера; голосование большинством 2/3 голосов по вопросам, требующих финансирования из государственного бюджета государств-участников.

В структуре Экономического Совета есть постоянно действующий вспомогательный орган – Комиссия Постоянных Представителей. Эта Комиссия занимается подготовкой заседаний Экономического совета и подготовкой проектов решений Экономического Совета.

Исполнительный Комитет СНГ. Функции: организационное обеспечение деятельности глав государств и Совета Глав Правительств; исполнение решений этих органов. В его состав входят представители государств-участников, назначаемые Советом Глав Государств, не более половины из состава всего Комитета могут быть гражданами одного государства. Возглавляет Исполком председатель, или исполнительный секретарь СНГ. Орган постоянно действующий.

Экономический Суд СНГ. Разрешение споров, возникающих при разрешении споров, возникающих при исполнении экономических обязательств в рамках СНГ; толкование актов общего права СНГ. Формируется из судей Высших Арбитражных, Экономических или Хозяйственных Судов государств-участников по 2 человека от государства. Назначаются на срок 10 лет. Порядок назначения (избрания) на эту должность определяется национальным законодательством. Требования к судьям так же определяются национальными законами, но Конвенцией установлены минимальные условия – высшее юридическое образование и соответствующие познания в области экономических отношений. Председатель Суда избирается сроком на 3 года, при этом один и тот же не может быть председателем более 2х сроков подряд. Суд осуществляет свою деятельность только коллегиально и только в полном ставе. Решения Суда носят рекомендательный характер. При вынесении решений Экономический Суд имеет право проверять соответствие актов СНГ, бывшего СССР, а также актов государств-членов СНГ Уставу СНГ. Решение Экономического Суда может быть обжаловано в его Президиум, в состав которого входят, помимо самих членов Экономического Суда, председатели Высших Арбитражных, или Экономических, или Хозяйственных Судов государств-участников.

Комиссия по правам человека. Надзор за исполнением обязательств в области реализации, защит прав и свобод человека на территории стран СНГ. Члены Комиссии назначаются Советом Глав Государств бессрочно по одному от каждой страны. Назначаются лица, имеющие опыт в защите прав человека.

Органы отраслевого сотрудничества.

Совет Министров Иностранных Дел СНГ. Функции: координация внешнеполитической деятельности государств-участников (переговоры о вступлении в ВТО); содействие мирному разрешению споров и конфликтов. Собирается на заседание не реже 4х раз в год. Подотчетен и подконтролен Совету Глав Государств.

Совет Министров Обороны СНГ. Функция: координация (организация) военного сотрудничества (проведение совместных учений, разработка военных стандартов).

Штаб по координации военного сотрудничества. Состав: начальники Генеральных Штабов государств-участников. Функция: управление деятельностью миротворческих сил на территории СНГ. Совет Глав Государств СНГ принял решение, что к январю 2008 года Штаб по координации военного сотрудничества будет объединен с Советом Министров Обороны СНГ.

Совет Командующих Пограничными Войсками. Функции: совместная охрана внешних границ сотрудничества.

Совет Министров Внутренних Дел. Функция: совместная борьба с терроризмом и организованной преступностью.

Совет Глав Государственных Информационных Агентств. Функция: информационное обеспечение деятельности СНГ.

Совет по Культурному Сотрудничеству. Функция: совместная охрана памятников истории и культуры; реституция культурных ценностей.

Межгосударственный Банк СНГ. Состав: заместители Центробанков государств-участников. Функция: обеспечение платежей по межгосударственным договорам СНГ, предусматривающих общее финансирование из государственных бюджетов.

Тема №2: «Межгосударственные союзы, образованные на основе СНГ»
Экономический Союз. Договор об Экономическом Союзе заключен 24 сентября 1993 года сроком на 10 лет. Если ни одна из сторон договора не заявляет о необходимости его отмены или пересмотра, то он автоматически продлевается еще на 5 лет.

Состоит из нескольких частей: формирование общих рынков (товаров, услуг, капиталов и рабочей силы); формирование зоны свободной торговли; формирование единого таможенного пространства; формирование валютно-денежного союза.

Платежный Союз. Договор о нем был подписан 21 октября 1994 года. Этим договором предусмотрены две платежные системы в рамках СНГ: моновалютная и поливалютная системы платежей. Моновалютная предусматривает использование единого платежного средства, в качестве такового используется российский рубль – по межгосударственным многосторонним договорам в рамках СНГ; если участникам договора становится третья сторона, не входящая в СНГ, то в качестве платежного средства может использоваться американский доллар или евро.

Поливалютная система предусматривает в качестве платежного средства валюту государств-участников. Применяется по двухсторонним межгосударственным сторонам.

Для реализации целей Платежного Союза созданы два органа: Межгосударственный Банк и Межгосударственный Валютный Комитет, который занимается согласованием курсов национальных валют.

Таможенный Союз. Формировался с 1995 по 1999 годы. Три составных части: унификация таможенных тарифов (начало единых принципов формирования); унификация таможенных правил и процедур; образование единых органов управления таможенным делом.

Транспортный Союз. Договор заключен 22 января 1998 года. Части: формирование единых транспортных тарифов; формирование единых транспортных систем; формирование единых органов управления транспортной системы.

Интеграционный Союз. Договор подписан 29 марта 1996 года. Составляющие: формирование и внедрение единых стандартов жизненного уровня на территории стран СНГ (минимальная зарплата, минимальный отпуск и т.д.); совместная борьба с терроризмом и организованной преступностью; обеспечение равных условий граждан стран СНГ в области пользования достижениями науки у культуры, а также в области образования, здравоохранения и социального обеспечения (взаимное признание документа об образовании, медицинском страховании).

На основе всех вышеперечисленных отраслевых союзов 10 октября 2000 года была создана одна из самых перспективных структур в СНГ - ЕврАзЭС (евразийское экономическое сообщество). В содержание договора о ЕврАзЭС вошли все наиболее значимые положения предыдущих договоров. В рамках ЕврАзЭС были созданы органы, наделенные властными полномочиями, появился общий бюджет.

Высший орган ЕврАзЭС – межгосударственный совет. Входят главы государств и главы правительств. По функциям и по организации деятельности он похож на Совет Глав Государств СНГ.

Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС. По порядку формирования и по функциям похожа на межпарламентскую Ассамблею СНГ. Одно принципиальное отличие – модельные законы и рекомендательные акты межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС являются обязательными для рассмотрения парламентами государств-участников.

Интеграционный Комитет ЕврАзЭС. По порядку формирования и по функциям аналогичен Экономическому Совету СНГ. Отличие – Интеграционный Комитет разрабатывает и исполняет бюджет ЕврАзЭС, чего в СНГ нет и быть не может в принципе.

Суд ЕврАзЭС. По функциям и порядку формирования аналогичен Экономическому Суду СНГ. Отличие – Суд ЕврАзЭС еще не создан и его функции временно выполняет Экономический Суд СНГ.

Бюджет ЕврАзЭС. Бюджет ЕврАзЭС формируется на основе долевого участия государств-участников. Российская Федерация – 40% бюджета, Беларусь, Узбекистан и Казахстан – по 15%, Киргизия и Таджикистан – по 7,5%. Бюджет формирует Интеграционный Комитет на основании принципа минимальной бюджетной обеспеченности (объем финансирования не может быть меньше, чем в прошлом финансовом году). Бюджет утверждает межгосударственный Совет и выносит для голосования в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС. Доли государств в бюджете ЕврАзЭС соответствуют количеству голосов, принадлежащих каждому из государств в Интеграционном Комитете при решении вопросов, предусматривающих финансирование из бюджета ЕврАзЭС. Решение по таким вопросам принимаются большинством в 2/3 голосов.

Интеграционный комитет ЕврАзЭС контролирует исполнение декретов и выступает с предложением о применении санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение. В ЕврАзЭС не предусмотрено ассоциированное членство, а государственными наблюдателями являются Украина, Молдоваи Армения.

Союз четырех. Договор о ЕП (едином экономическом пространстве) 20 января 2004 года. Участники: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан. Он развивает положения предыдущих союзов по зоне свободной торговли, таможенных пошлин и др.

Союзное государство Белоруссии и России. Устав Союзного Государства от 10 мая 1997 года и Договор о союзном государстве от 8 декабря 1999 года. Появляются некоторые признаки государственности: общие органы (в т.ч. выборные), наделенные властными полномочиями; предусмотрена единая конституция; единые законы прямого действия; единое гражданство; единая валюта; единые вооруженные силы.

В рамках СНГ существуют союзы и без участия РФ. Самый известный из них – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Его называют альтернативой ЕврАзЭС. Создан в 1997 года. В мае 2005 года приобрел нынешний статус, как организация за демократию и экономическое развитие.

Тема №3: «Конституции и конституционные реформы в странах СНГ»
Этапы конституционного развития стран СНГ.

1 этап (90-92гг.). Принятие документа о независимости (суверенитете) страны.

2 этап (91-92гг.) Реформирование старых советских конституций 1978 года. Узбекистан первый из стран СНГ принял новую конституцию, которая вступила в силу 1 января 1992 года. Грузия признала действие конституции 1921 года. В Грузии, а так же в Казахстане в этот период были приняты некоторые конституционные законы, дополнявшие старую конституцию. В своих декларациях по независимости (суверенитете) провозглашалась необходимость конституционных реформ, кроме Туркменистана.

3 этап (вторая половина 92 года-96гг.). Принятие новой конституции стран СНГ.

4 этап (97-2007гг.). Внесение поправок и принятие новых редакций конституции.

Беларусь. Поправки: «О государственном статусе русского языка», «Об изменении порядка формирования верхней палаты парламента (совета республики)».

Украина. 1 ноября 2006 года – перераспределение полномочий между президентом и верховной рады Украины, по формированию правительства и порядка организации его деятельности

Молдова. 2001г. Стала парламентской республикой и президент теперь избирается не народом, а парламентом.

Грузия. 2004г. О статусе Аджарии.

Армения. 2004г. Порядок формирования правительства (фактически стала парламентской республикой).

Азербайджан. 2003г. Об изменении порядка выбора президента.

Казахстан. 1998г. – придание официального статуса языку и изменение административно-территориального деления. 1997г. – сокращение сроков президентских полномочий, президентом можно быть не более одного раза. 2006г. – ввели верхнюю палату парламента

Киргизия. 2006г. Об упразднении верхней палаты парламента. 2001г. О государственном статусе русского языка.

Таджикистан. Срок полномочий президента уменьшен с 7 до 5 лет, уменьшены полномочия президента по формированию правительства и по руководству совместной деятельностью, об изменении порядка избрания президента и о порядке исполнения обязанностей президента.

Общие черты конституционных реформ.

- отказ от социалистической и принятие либеральной (рыночной) модели экономики;

- обретение международной правосубъектности;

- изменение идеологии государственных символов;

- введение политического и идеологического плюрализма (исключение – Туркменистан, в котором закреплена государственная идеология – Рух Нама);

- признание принципа разделения властей;

- во всех странах СНГ появились новые конституционно-правовые институты – должность президента, конституционный суд (исключение – Туркменистан, Казахстан), должность уполномоченного по правам человека, пропорциональная избирательная система;

- признание многообразия форм собственности;

- признание верховенства права и закона;

- признание естественного характера прав и свобод и их правовые гарантии;

- в большинстве стран СНГ конституция расширила права местного самоуправления по сравнению с советским периодом (исключения – Туркменистан и Беларусь). Украина в большей степени в нынешнем виде решила права местного самоуправления. Румыния и Италия. Грузия взяла понемногу из Германии и США. Армения в большинстве взяла от России. Азербайджан. Казахстан – Россия и Франция. Туркменистан – Франция, США. Киргизия – Россия. Таджикистан – Россия.

Основы конституционного строя стран СНГ.

- государственный суверенитет: во всех странах СНГ государственный суверенитет признается единым и не делимым и положения о его характере в большинстве стран СНГ являются закрепленными конституцией. Туркменистан конституцией предусмотрел право сецессии. Некоторые страны СНГ объявили о своем нейтралитете в международных отношениях, либо о возможности его установления (Туркменистан официально объявил себя нейтральным государством, а Беларусь и Молдовазакрепили возможность нейтралитета)

- во всех странах СНГ закреплено равенство конфессий (вероисповедания). Исключения: Грузия и Казахстане (президент имеет право участвовать в назначении руководителей представительств зарубежных религиозных организаций).

Во всех странах СНГ существует децентрализованная модель судебной системы, по типу относящаяся к романо-германской. В большинстве стран СНГ суды общей юрисдикции построены по принципу наличия трех инстанций. 4х звенная система, с наличием аппеляционного суда, юрисдикция которого распространяется на все государства, в Молдове, Азербайджане и т.д. Всего 2х звенная система существует в Туркменистане. Среди специальных судов отдельную ветвь составляют арбитражные/хозяйственные/экономические. В Азербайджане 2 высших экономических суда – Высший Экономический Суд, рассматривающий дела по национальному хозяйственному законодательству, и Высший Экономический Суд, рассматривающий дела, вытекающие из международных экономических обязательств. В Казахстане отсутствуют низшие инстанции хозяйственных судов, а хозяйственные дела по первой инстанции рассматривают по первой инстанции суды общей юрисдикции области, а в качестве высшей инстанции – Высший суд Казахстана. В нескольких странах СНГ создана система административных судов (Украина, Молдова, Грузия, Армения, Казахстан). Также в нескольких странах СНГ существует подветвь военных судов во главе с высшим военным судом (Беларусь, Армения, Киргизия, Казахстан) – военные суды округов/гарнизонов и высший суд.

Остальные виды специальных судов создаются при судах общей юрисдикции первой и второй инстанции. Жалобы на их решения рассматривают соответствующие коллегии/палаты высших судебных органов.

Конституционное правосудие. ВО всех странах СНГ, кроме Казахстана (Конституционный Совет республики) и Туркменистана (Парламент и Президент), существуют конституционные суды. В нескольких странах СНГ существуют относительно самостоятельные системы автономий. В некоторых предусмотрено обязательное представительство судей высших судов автономий в общегосударственных судебных органах. В большинстве стран СНГ существуют органы судейского самоуправления (исключение – Туркменистан). Назначение судей во всех странах СНГ производится либо самостоятельно президентом, либо президентом с согласия Парламента.

В большинстве стран СНГ существуют понятия и вторичного значения судей (исключение – Туркменистан)

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации