Административные правонарушения и административные наказания

скачать (747.8 kb.)

  1   2   3   4



Реферат



по теме: «Административные правонарушения и административные наказания»

Вступительная часть

  1. Административная ответственность: понятие и особенности. Понятие, признаки и юридический состав административного правонарушения.

  2. Административные наказания.

Заключительная часть

Литература:


  1. Основная




  1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФА.М), 2001.

  2. Административное право. Общая часть: Учебник./ Под ред. докт. юрид. наук, проф. В.А. Юсупов; канд. юрид. Наук, доц. В.Д. Симухина. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

  3. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. И доп. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. Гос. Академия права», 2003.

  4. Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

  5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма,2004.

  6. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2004.

  7. Агопов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Статут, 2004.

  8. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2005.

  9. Рогачёва О.С. Административная ответственность: Учебное пособие/ О.С. Рогачёва; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,2005.

  10. Административная ответственность: вопросы теории и практики. П/р Хаманевой Н.Ю. – М.: ИГП РАН, 2005.

В В Е Д Е Н И Е.
Данной лекцией мы начинаем изучение третьей заключительной части курса административного права России. Часть охватывает вопросы применения норм административного права в связи с нарушениями требований административного законодательства и получила в литературе наименование "Административная юрисдикция". Административная юрисдикция как разновидность правоприменения и вид правоохранительной деятельности является составной частью административного процесса, в пределах которой рассматриваются правовые нормы о признании действий субъектов административными правонарушениями и применение к ним мер административного воздействия. Основное содержание административной юрисдикции составляет производство по делам об административных правонарушениях. Помимо этого в разделе "административная юрисдикция" мы рассмотрим ряд таких важных проблем как понятия административного проступка и его состав, административные наказания и порядок их наложения, характеристика отдельных видов административных правонарушений и субъектов административной юрисдикционной деятельности, содержание административных производств и стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо пояснить содержание термина “административная юрисдикция”. Наиболее часто термин “юрисдикция” воспринимают как очень близкий по содержанию к термину “компетенция”. Это широкое понимание юрисдикции. Юрисдикция в собственном или узком смысле представляет собой деятельность, права и обязанности органов власти, но лишь в той части компетенции, которая связана с разрешением юридических дел и завершается применением мер государственного принуждения к правонарушителям. Под административной юрисдикцией (схема 2) понимается совокупность прав и обязанностей должностного лица (органа) по рассмотрению и разрешению конкретной группы индивидуальных юридических дел в сфере государственного управления, и применению по результатам рассмотрения к правонарушителям мер административного принуждения, преимущественно в виде административного наказания. То есть речь идет об определенном типе правоприменительной деятельности в форме юридического процесса, завершающегося вынесением правоприменительного акта.

Представление об административной ответственности и административном правонарушении является основой для рассмотрения всей проблематики административной юрисдикции. Знание о юридической ответственности и административных правонарушениях имеют как теоретическое, методологическое значение для понимания последующего учебного материала, так и практически-прикладное значение, как основа рассмотрения дел об административных правонарушениях.

В О П Р О С № 1.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ.
Общественная жизнь, трудовая деятельность, отдых граждан регламентируется правовыми нормами, важное место среди которых занимают административные нормы (правила). К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, пожарной безопасности, санитарные и ветеринарные правила, правила охоты, правила рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила паспортной системы и многие другие, которые должны выполнять (соблюдать) граждане. Они устанавливаются в законах, указах, постановлениях правительства, решениях местных органов власти и их администрации.

Нарушение таких правил, если это предусмотрено уголовным законодательством, может повлечь уголовную ответственность виновного. Но в большинстве своем вред от нарушения упомянутых правил не настолько велик, чтобы их нарушение считалось преступным. Для подобных случаев государство устанавливает административную ответственность. Административные правонарушения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Они посягают на разные виды общественных отношений, служат питательной средой для преступности. Борьбой с ними заняты многие государственные органы и общественные организации, в том числе органы внутренних дел, которые выполняют свои функции, используя определенные формы и способы правовой деятельности. Подавляющее большинство граждан соблюдают Конституцию, предписания других законов и подзаконных актов. Но в нашем обществе есть лица, игнорирующие нормы общественной жизни, не соблюдающие общеобязательные правовые предписания, т.е. допускающие правонарушения.

В отношении их государство вынуждено применять меры юридической ответственности.

В теории права юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его отдельных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований норм права.

В зависимости от характера деяний, посягающих на охраняемые отношения, правонарушитель может быть привлечен к уголовной, гражданско-правовой, административной или иной ответственности. Наличие разных видов ответственности обусловлено многими обстоятельствами: характером противоправных деяний, степенью их общественной опасностью, характером причиняемого ими вреда, видом охраняемых правом общественных отношений, а также задачами в области охраны правопорядка. Так, меньшая степень общественной опасности правонарушения влечет применение административной, а не уголовной ответственности; причинение имущественного вреда - гражданско-правовой ответственности, а нарушения по службе - дисциплинарной ответственности.

Все виды ответственности имеют в принципе общие объективные и субъективные основания, каким является противоправность действия (бездействия), наличие вреда, причинная связь между действием и наступившим результатом, вина нарушителя.

Разные виды юридической ответственности имеют свои особенности. Они отличаются по органам, их применяющим, основаниям применения и методам воздействия на правонарушителя, выражающимся в степени осуждения и порицания его противоправного поведения и характера претерпеваемых им лишений.

Возможно, сформулировать два понятия административной ответственности. Первое указывает на специфику административной ответственности в сравнении с другими видами юридической ответственности. Второе в большей степени показывает особенности административной ответственности с точки зрения ее содержания как вида правоприменительной юрисдикционной деятельности.

Под административной ответственностью понимается (схема 3) возникшие в связи с административным правонарушением в сфере государственного управления правоотношение между государством в лице органа административной юрисдикции наложить на правонарушителя административное наказание, а также в обязанности правонарушителя претерпеть, понести определенные законом лишения личностного, материального, морального и организационного характера.

С другой стороны под административной ответственностью следует понимать (схема 4) применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения, в целях их наказания, воспитания, в целях восстановления нарушенных правоотношений, а также предупреждения новых правонарушений как со стороны нарушителей, так и других лиц.

Содержание административной ответственности с этой точки зрения двояко. С одной стороны, это деятельность уполномоченных государством субъектов по применению норм административного права в связи с конкретным нарушением административно-правовых норм. С другой стороны, содержание административной ответственности заключается в реализации, исполнении обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия в виде определенного административного наказания за административный проступок.

Цель административной ответственности состоит (схема 5), в наказании нарушителя, служит его воспитанию в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, предупреждению новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами, а также восстановлению нарушенных общественных отношений, ликвидации его последствий.

Оказываемое в результате привлечения к административной ответственности воздействие на правонарушителя связано с осуждением его противоправного деяния государством в лице полномочного органа, налагающего наказание. Применяемые при этом меры содержат элемент кары, выступают в качестве наказания: лишение определенной суммы денег (штраф), ограничение некоторых прав (управления автомототранспортом, охоты, приостановление действия лицензии, ее отзыв или аннулирование) и т. п. Назначение наказания влечет не только осуждение действий нарушителя, но и определенные отрицательные последствия, которые могут проявиться при совершении повторно однородного правонарушения в течение года.

Понятие административной ответственности не совпадает с административным принуждением. Если административное принуждение представляет совокупность всех принудительных мер, которые используют органы внутренних дел и другие полномочные органы в борьбе с правонарушениями, то ответственность - его составная часть, выражающаяся в применении лишь административных наказаний. В понятие административной ответственности включается применение не всех, а только материальных карательных санкций. Этот вывод подтверждается указанием в ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на то, что административное наказание является мерой административной ответственности.

По сравнению с другими видами юридической ответственности административная ответственность имеет специфические особенности. Она отличается по органам ее применяющим последствиям возложения, основаниям и процедуре применения. В законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом особенности административной ответственности сводятся к следующему (схема № 6.1):

1) Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права.

2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной - физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

4) Мера административной ответственности - административное наказание, т.е. за административные правонарушения предусмотрены административные наказания(схема 6.2). За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные наказания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.

5) Административная ответственность реализуется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные наказания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке. В отличие от уголовной и гражданской правовой ответственности, определяемой лишь судом, административная ответственности чаще всего применяется органами государственного управления, с которыми нарушитель не находится в служебных или иных организационных отношениях. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административной ответственности, определены в ст. 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

6) Административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).

7) Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока. Различные формы уголовной и административной ответственности. Первая выражается в большей репрессивности, более суровом характере мер уголовного наказания и наступлении более тяжких последствий для осужденных. Административные меры воздействия даже в том случае, когда они применяются су- дом и народными судьями, не влекут судимости нарушителя. Различны и сроки для наступления этих видов ответственности; они значительно короче (не позднее 2 месяцев) применительно к административной ответственности.

8) Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Отмеченные выше особенности административной ответственности касались в основном характеристики ее материального содержания. Однако рассматриваемый вид ответственности реализует не только на основе норм материального права. Административной ответственности, как и другим видам юридической ответственности, присущ свой процессуальный порядок ее осуществления. Полномочные органы и их должностные лица, применяя к правонарушителю меру административного наказания, вступает с ним в административно-процессуальные правоотношения. Эти правоотношения возникают с момента установления должностным лицом нарушения и правонарушителя, составления протокола, направления его по подведомственности и прекращаются с приведением в исполнение наложенного наказания. Материальные же правоотношения остаются до истечения предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ годичного срока со дня окончания исполнения наказания. Если в течение этого срока лицо не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному наказанию.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами реализации - административные наказания.

Принципы административной ответственности. (схема 7).

Под принципами административной ответственности понимаются основные требования, соблюдение которых обязательно при привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний.

К ним относятся: законность; ответственность за вину; индивидуальность ответственности (наказания); неотвратимость ответственности; целесообразность ответственности; гласность ответственности. Понятие содержания отдельных принципов.

Принцип законности наряду с требованием неуклонного исполнения законов и иных нормативных актов всеми гражданами, организациями и должностными лицами с точки зрения материального права заключается тем же и в том, чтобы административная ответственность имела место лишь за деяния, предусмотренные законом, и только в пределах закона (См. ст. ст. 1.1; 1.6; 1.7 КоАП).

Принцип ответственности за вину предполагает привлечение к административной ответственности лишь лицо, виновно совершившее административный проступок, т.е. обладающее всеми признаками субъекта административного правонарушения и проявившее определенную степень осознания общественного деяния и последствий деяния в умышленной либо неосторожной форме (ст. ст. 1.4; 2.3 – 2.6 и др. КоАП).

Индивидуальность ответственности состоит в привлечении лица к административной ответственности исключительно за его деяния, и соразмерность вида и меры наказания содеянному. (Ст. ст. 2.2; 4.1).

Принцип неизбежности ответственности означает его неизбежность. Ни одно правонарушении не должно оставаться без реакции со стороны государства. Реальное претворение в практику данного принципа зависит от эффективности деятельности правоприменительных органов. Ст. 3.1 КоАП РФ определила срок, в течение которого может быть наложено административное наказание в 2 месяца (ст. ст. 4.5; 4.6).

Целесообразность предполагает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия целям административной ответственности (ст. 3.1).
Законодательные основы административной ответственности.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Конституция Российской Федерации разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации) принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.

По смыслу конституции федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеет форму закона; субъектами федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты.

Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, совершенные до издания этих актов имеют обратную силу. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Однако в законодательстве еще не разрешен вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения. Хотя Кодекс РФ об административных правонарушениях в этой части пока не изменен, тем не менее он вошел в противоречие с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. В результате практика весьма противоречива и не поддается однозначной правовой оценке с точки зрения ее законности.

В зависимости от характеристик субъекта правонарушения в настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.

Специфика структуры КоАП РФ состоит в том, что его составной частью являются нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о назначении административных наказаний (глава 32).

Законодательство об административных правонарушениях коллективных образований также кодифицировано (ст. 2.10).

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, ибо крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконена возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.

Тем не менее, законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Как отмечено, действуют пока лишь от- дельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах.

Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Из этого правила есть частные и конкретные исключения (например, филиалы предприятий могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства).

Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций фокусируются в деяниях тех или иных физических лиц, должностных. Если деяния обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники. Субъектами такого правонарушения могут быть признаны одновременно соответствующие должностные лица и организация в целом.

Субъектами многих видов правонарушений признаются юридические лица, исключая их должностных лиц, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами и других нарушений земельного законодательства, правонарушений в области строительства.

В настоящее время организации признаются субъектами нарушения, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие, конкретизируется в законодательстве, устанавливающим за них административную ответственность. Так, под правонарушением в области понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущие снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т.д.

Коллективные образования не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного назначения может быть наложен штраф на граждан, должностных лиц, юридических лиц.

Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды право- нарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации