А.А. Ивин Теория аргументации

скачать (234 kb.)

  1   2   3   4   5   6
Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса

Кафедра офисного


и культурного

сервиса

Конспект


(А.А. Ивин «Теория аргументации»)

Выполнила:

студентка

группы

ДВ-00-02

Вронская Т.А.

Проверила:

Метляева Т.В.

Владивосток 2003г.
§ 1. Что такое аргументация

Аргументация как деятельность. Аргументация — это приведение до­водов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (ауди­тории).

Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько свя­занных между собой утверждений. Довод предназначается для под­держки тезиса аргументации — утверждения, которое аргументирую­щая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений.

Теория аргументации исследует многообразные способы убеждения аудитории с помощью речевого воздействия.

Теория аргументации анализирует и объясняет скрытые механизмы «незаметного искусства» речевого воздействия в рамках самых разных коммуникативных систем — от научных доказательств до политичес­кой пропаганды, художественного языка и торговой рекламы.

Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровер­жения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение.

Таким образом, для аргументации характерны следующие черты;

аргументация всегда выражена в языке, имеет форму про­изнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мо­тивы, которые стоят за ними;

аргументация является целенаправленной деятель­ностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;

аргументация — это социальная деятельность, по­скольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспри­нимает, их способность рационально взвешивать аргументы, при­нимать их или оспаривать2.

Убеждение как предмет теории аргументации. Теория аргументации изучает те многообразные дискурсивные (рассудочные) приемы, кото­рые позволяют усиливать или изменять убеждения аудитории.

Убеждение — одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности, и в то же время это сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. Большую группу людей можно убедить в том, чтокаждый из них бессмертен, и они с радостью примут коллективное самосожжение.

Убеждение изучается многими науками: психологией, логикой, лингвистикой, философией, риторикой, теорией социальной комму­никации и др. Особое место среди них занимает теория аргумента­ции, систематизирующая и обобщающая то, что говорят об убежде­нии другие дисциплины. Эта теория отвечает на такие вопросы, как: способы обоснования и опровержения убеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обо­снования в разных областях мышления и деятельности — от естест­венных и гуманитарных наук и до идеологии, пропаганды и искусства.

Аргументы могут приводиться не только в поддержку те­зисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов. Аргументировано отстаиваться могут не только добро и справедливость но и то, что кажется или впоследствии окажется злом.

Основания принятия высказываний могут быть очень разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными опи­саниями реального положения дел, другие принимаются в качестве полезных советов, третьи — в качестве эффективных оценок или норм и т.д. Невозможно создать полный перечень оснований приня­тия высказываний или их групп. Существуют определенные приемы, по­зволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо извест­ных приемов — ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические сооб­ражения, на оправдавшую себя временем традицию, на особо про­ницательную интуицию или искреннюю веру, на здравый смысл или на вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д.

Из истории теории аргументации. Теория аргументации начала по­степенно складываться еще в древности, в период, названный К. Ясперсом осевым временем (VII—II вв. до н.э.), когда почти одновременно в Китае, Индии и на Западе наметился прорыв мифологического ми­росозерцания, переход от мифа к логосу. Не удовлетворенный объяснением мира в форме мифа, человек все больше апеллирует к своему разуму. Начинает формироваться наука логика, изучающая законы и операции правиль­ного мышления, а вместе с нею и теория аргументации. У истоков последней в Древней Греции стояли Сократ, Горгий, Платон и др., развивавшие ее проблемы в рамках теории ораторского искусства, или риторики.

Сейчас можно говорить о становлении новой теории аргументации, складывающейся на стыке целого ряда наук и учитывающей в полной мере достижения современной логики, методологии научного позна­ния, философии науки, философской герменевтики, социальной пси­хологии, лингвистики и др.

В формировании главных идей новой теории аргументации важную роль сыграли работы X. Перельмана, Г. Джонстона, Ф. Ван Еемерена, Р. Гроотендорста и др.

В теории аргументации аргументация исследуется в трех взаимо­связанных аспектах: в логико-эпистемологическом, в социальном и, наконец, в историческом.,

Анализ аргументации с первой, логико-эпистемологической точки зрения включает три основных направления:

Описание способов обоснования и рационализации описательных и оценочных утверждений. В число данных способов включаются не только такие традиционные общезначимые приемы, как, скажем, дедуктивный вывод и индуктивное подтверждение след­ствий, но и контекстуальные способы обоснования, подобные ссылкам на интуицию и традицию.

Анализ зависимости аргументации от той проблемной ситуации, в общих рамках которой она протекает.

Выявление тех особенностей аргументации, которые связаны с приложением ее в разных областях мышления. Существуют три такие области и, соответственно, три основные разновидности ар­гументации: теоретическая, практическая и художественная аргу­ментации. Теоретическая аргументация, в свою очередь, распада­ется на естественнонаучную и социально-гуманитарную, практи­ческая — на идеологическую и утопическую.

Анализ аргументации как человеческой деятельности, имеющей со­циальный характер, предполагает исследование тех аудиторий, в кото­рых разворачивается аргументация. Самая узкая аудитория включает только того, кто выдвигает определенное положение или мнение, и тех, чьи убеждения он стремится укрепить или изменить. Узкой ауди­торией могут быть, например, два спорящих человека или ученый, выдвигающий новую концепцию, и научное сообщество, призванное её оценить. Более широкой аудиторией в этих случаях будут все те, кто присутствует при споре, или все те, кто вовлечен в обсуждение новой научной концепции, включая и неспециалистов, завербованных на какую-то сторону благодаря пропаганде. Изучение социального изме­рения аргументации предполагает также анализ зависимости манеры аргументации от общих характеристик того конкретного целостного общества или сообщества, в рамках которого она протекает.

Изучение исторического измерения аргументации включает три вре­менных среза:

Учет того исторически конкретного промежутка времени, в ко­торый имеет место аргументация и который оставляет на ней свой след.

Исследование стиля мышления исторической эпохи и тех осо­бенностей ее культуры, которые налагают неизгладимый отпечаток на всякую аргументацию, относящуюся к данной эпохе. Такое ис­следование позволяет выделить пять принципиально разных, сме­нявших друг друга типов, или стилей, аргументации: архаическую аргументацию, аргументацию древнего обще­ства, средневековую аргументацию, «класси­ческую» аргументацию Нового времени и современную аргумента­цию.

Анализ тех изменений, которые претерпевает аргументация на протяжении всей человеческой истории. Именно в этом контексте становится возможным сопоставление стилей аргументации раз­ных исторических эпох и постановка вопроса о сравнимости этих стилей, возможном превосходстве одних из них над другими, о реальности исторического прогресса в сфере аргументации.

§ 2. Требование обоснованности знания

Из истории принципа достаточного основания. Наиболее важным компонентом аргументации, является умение рассуждать обоснованно, подкреплять выдвигаемые положения убедительными аргументами. Обоснованность знания — одно из наиболее важных требований, предъявляемых к теоретическому мышлению.

Важное значение принципу достаточного основания придавал не­мецкий философ Г.Лейбниц(1646—1716), которого иногда называ­ют даже первым исследователем данного принципа. По мысли Лейбни­ца, все существующее имеет достаточные основания для своего сущест­вования. В силу этого ни одно явление не может считаться действитель­ным и ни одно утверждение истинным или справедливым без указания его основания'. Если в основе всех необходимых истин лежит логический закон противоречия, считал Лейбниц, предпосылкой всех фактических и случайных истин выступает принцип до­статочного основания.


§ 3. Абсолютное и сравнительное обоснование

Структура абсолютного и сравнительного обоснования. В самом общем смысле обосновать некоторое утверждение — значит привести те убедительные или достаточные основания, в силу которых оно должно быть принято.

Обоснование теоретических положений — как правило, сложней процесс, не сводимый к построению отдельного умозаключения или проведению одноактной эмпирической, опытной проверки. Обосно­вание обычно включает серию процедур, касающихся не только самого рассматриваемого положения, но и той системы утверждений, той тео­рии, составным элементом которой оно является. Существенную роль в механизме обоснования играют дедуктивные умозаключения, хотя лишь в редких случаях процесс обоснования удается свести к умозак­лючению или цепочке умозаключений.

Все многообразные способы обоснования, обеспечивающие в ко­нечном счете достаточные основания для принятия утверждения, де­лятся на абсолютные и сравнительные.

Абсолютное обоснование — это приведение убедительных доводов, в силу которых обосновываемое положение должно быть принято. Это обо­снование относится к отдельному утверждению и представляет собой совокупность доводов в его поддержку.

Сравнительное обоснование — это система убедительных доводов в поддержку того, что лучше принять обосновываемое положение, чем иное, противопоставляемое ему положение. Оно касается пары связанных между собой утверждений и является системой доводов в поддержку того, что должно быть принято одно из утверждений, а не другое.

Основанием обоснования называют совокупность доводов, приводимых в поддержку обосновываемого положения.

Различие между абсолютным и сравнительным обоснованиями яв­ляется принципиальным. В первом случае обоснованность приписы­вается отдельному утверждению и выступает как его свойство:

«Обоснованно А» или «А является обоснованным».

При сравнительном обосновании обоснованность оказывается от­ношением между утверждениями:

«А более обоснованно, чем В».

Иными словами, абсолютное обоснование является аб­солютной оценкой какого-то утверждения, взятого само по себе; сравнительное обоснование — это сравнитель­ная оценка, связывающая между собой два утверждения.

Если какое-то описательное утверждение оценивается как обосно­ванное, есть основания принять его в качестве истинного. Если же говорится, что одно описательное утверждение более обоснованно, чем другое, и что лучше — в силу приведенных оснований — принять пер­вое, а не второе, это не означает, что первое утверждение истинно, а второе ложно. Они оба могут быть малоправдоподобными, но при этом одно из них может быть более правдоподобным, чем другое.

Сравнительное обоснование обычно называют рационализацией. В ус­ловиях, когда абсолютное обоснование недостижимо, сравнительное обоснование позволяет сделать существенный шаг вперед .в совершенствовании знания, в приближении его к стандартам рациональности. При этом абсолютное обоснование именуется просто обоснованием.

Независимость двух типов обоснования.

Вопрос о соотношении абсолютного и сравнительного обоснова­ний (обоснования и рационализации) остается пока неисследованным. Однако очевидно, что сравнительное обоснование несводимо к абсолют­ному. Если удалось обосновать, что одно утверждение более правдопо­добно, чем другое, этот результат невозможно выразить в терминах изолированной обоснованности одного или обоих утверждений.

Дуализм обоснования и рационализации. Требования обоснованнос­ти и рациональности знания играют ведущую роль как в системе теоретического и практического мышления, так и в сфере аргументации. Можно сказать, что обоснованность и рациональность являются си­нонимами способности постичь посредством разума действительность и извлечь выводы, касающиеся практической деятельности. Если ар­гументация не отвечает данным требованиям, она теряет одно из своих существенных качеств: перестает апеллировать к разуму тех, кто ее воспринимает, к их способности рационально оценивать приводимые аргументы и на основе такой оценки принимать их или отбрасывать.

Три момента смысла проблемы обо­снования.

Требования обоснования и рационализации (аб­солютного и сравнительного обоснования) конкретизируют принцип достаточного основания. Эти требования представляют собой фунда­ментальные, описательно-оценочные принципы, имманентные самой сути знания. Они аккумулируют прежний опыт познания и вместе с тем являются критерием оценки нового знания. Будучи в широких пределах независимыми друг от друга, они являются двумя разными видениями знания.

Способы обоснования составляют в совокупности ядро всех много­образных приемов аргументации, но не исчерпывают последних. В ар­гументации используются не только корректные приемы, к которым относятся способы обоснования, но и некорректные приемы, подоб­ные лжи или вероломству, не имеющие ничего общего с обоснованием. Кроме того, процедура аргументации как живая непосредственная че­ловеческая деятельность должна учитывать не только защищаемый или опровергаемый тезис, но и контекст аргументации, в первую очередь ее аудиторию. Приемы обоснования обычно безразличны к контексту аргу­ментации, в частности к аудитории.

Приемы аргументации могут быть и почти всегда являются более богатыми и более острыми, чем приемы обоснования. Но все приемы аргументации, выходящие за сферу приемов обоснования, заведомо менее универсальны и в большинстве аудиторий менее убедительны, чем приемы обоснования.

  1   2   3   4   5   6



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации