Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура

скачать (126 kb.)

  1   2   3

Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура».

Содержание





Искусство в жизни общества. Искусство и «массовая культура». 1

Содержание 2

Что такое «культура» 3

Культура, личность, цивилизация. 5

Две важнейшие функции культуры. 12

Искусство, общество, человек. 13

Искусство- развивающийся организм. 22

Искусство в эпоху информационных технологий. 24

Созерцание как способ восприятия произведений искусства. 26

Интеграция культуры и искусства- проблемы и пути их решения. 28

Список литературы. 30



Что такое «культура»


Слово культура одно из иаиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют несколько сот различных определении того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепции, моделей культуры. Это приводит и к отказу от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного, и к выделению и систематизации наиболее распространенных и перспективных в научном и практическом отношениях точек зрения на культуру.

В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели культуры. Натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Натурализм превращает культуру в одно из звеньев природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного человека». Именно благодаря культуре человек не исключается из природы, а образует высшее звено в ее развитии, обосновывает идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Французские просветители заметили понятие «культура» понятием «цивилизация», лишили культуру категориального статуса, свел ее к естественным механизмам человеческого поведения, или судьбам общества, нации. Немецкие просветители в центр своего внимания ставили нравственное воспитание, связывали понятие «культура» с личностным развитием человека, тогда как «цивилизация» отождествлялась ими с социально-политической жизнью людей.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно адекватное определение, полученное с помощью формально-логической процедуры причисления к роду или выделения совокупности признаков. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению феномена культуры.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в ХХ в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры. культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления универсальная характеристики любой культуры.

Культура, личность, цивилизация.


Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание», «уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только живая деятельность человека, но и ее предметных воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно важное примечание. «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал русский философ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования.

В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип запрета на плагиат. Всякая новация научная, художественная, технологическая имеет индивидуального автора. Повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый это всегда создатель нового. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер. современное общество пронизано гонкой за новизной.

Величайшим достижением человеческой духовной культуры было то обстоятельство, что люди сохранили свою склонность и привычку к синкретическому мышлению и выражающему его творчеству, не утратили их, но и процессе своего перехода к классового-сударственному строго наполнили их новым содержанием. Через это они сделали их одной из самых значительных форм развития общественного сознания художественным творчеством.

Развитие культуры противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное - две стороны одной медали. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившейся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая цивилизация основана на таком взаимоотношений между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченного Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом«больше».

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философии решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура — это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчетливо проявился в·творчестве И.Тердера. Он обосновывал идею о том, что культура – это прогресс в развития способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, Язык. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности, В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии на рубеже XIX и начала XX вв.

Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо, поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное. Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергий и влечений стать свободный и независимым

О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шпенглер был убежден в том, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующие независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.

Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек — это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью норм и запретов. С той поры «техника» подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась прежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стреми. тельный прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского клуба было сделано ударение на необходимости совершенствования прежде всего самого человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем. А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать сохранении) жизни на нашей планете.

В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Добро — это творение жизни и гармония в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни. Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение и мироощущение россиянина. В ней очень большую роль играет духовное начало, культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. России находится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры – Востока и Запада. Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовного обогащения благодаря такому диалогу.

Говоря о личности, философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Она представляет собой как бы огромный резервуар духовной энергий. Эта энергия несет в себе творческую (= творящую) свободу, посредством которой человек преображает окружающий его мир общества и природы. Личность — это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы. Будет ошибкой называть личность частью мира, ведь она сама есть целый мир.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности культуры с позиций философии.

Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.) Культура — это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим образом: культура = живая деятельность человека –г овеществленная деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс достижении человечества.

Очень часто в философии наряду с культурой употребляется и понятие цивилизации. Нередко эти понятия применяются в одинаковом смысле. На наш взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из того, что цивилизация — это определенная крупная эпоха в истории человечества (собирательская, аграрная и др.), ступень в развитии человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание («содержимое») конкретной исторической эпохи, выраженное в совокупность духовных и материальных ценностей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура. Например, в рамках аграрной цивилизации возникли и сформировались греческая, египетская и иные культуры со своеобразными характеристиками. Каждый шаг в развитии цивилизации означает одновременно и шаг по пути развития культуры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, развитие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революция. Однако не (следует думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой указал, как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж.Руссо. XX в. показывает, что при определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит в войнах, которые разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами и народами. Этому отчасти способствует и политическая борьба, раскалывающая иногда нацию на «белых» и «красных». Гибель культуры проявляется также в угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.

Культурная среда необходима человеку для его духовной, нравственной жизни, для его и духовной оседлости, для его привязанности к родны/и местам, для его нравственной самодисциплины и социальности". Поэтому Д. С. Лихачев считает естественной связь между культурной экологией и экологией нравственной. Виднейший специалист в сфере древнерусской культуры, он полагает, что если в природе утраты до известных пределов восстановимы (она «живая»), то памятник культуры разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно .

Культура это память, она неотделима от накопления и передачи традиции. Хранителями социальной памяти являются живущие люди, поколения, но при этом общественная, историческая память не сводится к простой сумме их индивидуальных опытов и сознаний. Память сохраняется как в отчужденных от сознания, овеществленных источниках знаковой информации, в документах, так и в объектах, не предназначенных для информации, но тем не менее способных ее предоставить.

Традиции, преемственность, конечно, имеют очень большое значение в развитии каждой области культуры. Но традиции сама чем-то создается. Если бы художники воспроизводили характерное в жизни только потому, что до них это с успехом делали другие, они остались бы только подражателями. Искусство воспроизводит жизнь в ее социальной характерности ради ее идеологического, эмоционально оценивающего осознания. И если бы у художников не было 'такого осознания жизни, своего собственной), современного, действенного, он не смог бы продолжать традицию искусства. Даже если бы он был глубоко убежден, что его историческая эпоха и его общественное движение должны иметь свое искусство, это убеждение не продвинуло бы его вперед в области творчества, и с его помощью он мог бы создать только иллюстрация к идеологическим теориям своего времени.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации