Организационные структуры управления и типы этих структур

скачать (2119.2 kb.)

  1   2   3
Содержание
Введение

. Организационные структуры управления и типы этих структур

. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами

. Значение экономических преобразований для совершенства социального управления

Заключение

Список литературы


Введение
Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.

Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, какая находит свое проявление в осуществлении социального управления.

Социальное управление - воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Главной целью оно имеет упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).

Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.

В данной работе мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию, и, соответственно, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.


1. Организационные структуры управления и типы этих структур
Социальная система - это структурное целостное образование, основные элементы которого - люди, их взаимодействие, связи и взаимоотношения.

Специфика социальных систем состоит в следующих аспектах:

Иерархичность построения. Это порядок соподчинения, соотношение целого и частей, свойства самоорганизации.

Целостность - состояние единого и целого

Интеграция - проникновение элементов друг в друга и создание единого целого

Системный эффект качества, т.е. суммарный эффект действия всей системы. Он не равен сумме действий ее отдельно взятых элементов, он обычно больше.

Социальная система и все ее элементы связаны с внешней средой (она формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии с внешней средой)

Социальная система, как и любая другая система вообще, требует управления. Социальное управление в общественных системах не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными проблемами. В разработке социальных планов и реализации процессов социального управления участвуют три стороны: власть (три ее ветви), общество (политические институты) и население (социально-профессиональные объединения граждан, организации и т.п.).

Можно выделить три модели социального управления.

Первая модель - координация (в переводе с латыни "сорасположение"). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций.

Вторая - субординация (от лат. "соподчинение"). Это такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени.

Третья модель - реординация (с лат. "переподчинение"). Это такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.

Любая система, в т.ч. и социальная, имеет свою структуру.

Структура - это внутреннее строение целостного объекта. Социальная структура общества - это совокупность социальных групп. Она отражает состав и связи элементов целого. Поведение объекта зависит не столько и не только от числа его элементов, сколько от количества и разнообразия связей между ними. Под организационной структурой управления понимают обычно структуру управляющей системы, в экономическом субъекте - состав и связи подразделений и должностей аппарата управления.

Формирование организационной структуры организационного управления начинается с постановки целей. Затем формируются функции социального управления. Необходимо также сразу позаботиться о механизме подстройки к новым задачам. Другое требование - устойчивость организационного механизма, позволяющего исполнителям профессионально освоить их рабочие функции и задачи. Например, если кампания разрабатывает программу для решения корпоративных социальных задач, то создается соответствующая организационная структура управления такими социальными программами, как:

Развитие персонала

Охрана здоровья и безопасность условий труда

Природоохранная деятельность и ресурсосбережения

Развитие местного сообщества

Добросовестная деловая практика

Социально ответственная реструктуризация и др.

Каждая программа включает в себя комплексы социально значимых задач и социальных условий их исполнения.

Для разработки организационной модели социального программного управления необходимо ответить на четыре вопроса:

. Каковы социальные цели и результаты программ управления;

. Необходимы ли изменения в существующих отношениях, делегировании прав и обязанностей для достижения целей;

. Нужны ли изменения в действующих рабочих процедурах, и какие;

. Как будет оцениваться и контролироваться осуществление и использование программных результатов.

Типы организационных структур социального управления:

Формальная

Регламентирована в различных организационно - распорядительных документах (структура и штатная численность сотрудников, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.) Данная структура никогда не объясняет полностью и не определяет поведение людей.

Бюрократическая

Тип организации с сильно формализованной структурой. Отличительные черты:

жестко регламентированные правила и положения (в процессе работы проявление инициативы возможно только в рамках установленных «от» и «до»);

строгая субординация;

иерархия не персонифицированных должностей и т.п.

Неформальная

Отражает взаимоотношения между группами и людьми, выполняющие свои роли и функции в иерархии управления. Здесь имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов, социально значимых параметров. Огромную роль в неформальной структуре и в обеспечении ее единства с целями формальной организации играют коллегиальные органы.

Иерархические структуры (адаптивные):

Функциональная структура

Применяют в условиях:

относительно ограниченная номенклатура продукции;

неизменные технологии;

стабильный спрос;

относительно низкий уровень конкуренции;

массовое производство;

стабильная внутренняя социальная среда;

прогнозируемые социальные процессы и явления

Эффективна, пока руководство способно осуществлять межфункциональную координацию и контроль. Ее недостатки заключаются в неэффективности в условиях динамичной и агрессивной социальной и рыночной среды, быстрой сменой различных событий, требующих адекватной реакции управления.

Дивизионные структуры

Применяют в условиях:

активного развития номенклатуры социальных услуг, продукции;

многофункциональности действий;

рыночного многообразия;

Эффективна, если выгода от реализации социальных услуг (продукции) превышает издержки от дублирования функций. Социально эффективна, если социальный результат от работ и продукта социально значим, и удовлетворяет потребителя.

Институциональные аспекты управляющей системы:

Связаны с поддержанием устойчивости форм социальной практики по удовлетворению определенных социальных потребностей;

Основываются на совокупности ценностей и норм в обществе, социальных группах (например - ценностей и норм организационной культуры)

Выполняют функции поддержания целостности социальных ролей и статусов, соответствующих им нормативных (правовых, моральных, ритуальных) и организационных условий

Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сопереживания ближнему невозможно осуществить реально социальнозначимые цели социальной политики ни в обществе, ни в организации. Все же, как показывает практика, в социальных организациях, где обеспечивается забота о подборе руководящих кадров и их систематическом обучении, качество социального управления становится выше.

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации