Особенности управления лесохозяйственным комплексом

скачать (114.9 kb.)

  1   2
Реферат

Особенности управления лесохозяйственным комплексом

Введение
Завершающим разделом проекта организации и развития лесного хозяйства предприятия является проект организации лесоуправления. Хотя в порядке составления проекта организации и развития лесного хозяйства этот вопрос излагается последним, в методическом отношении ряд его составных частей решается в самом начале - на первом лесоустроительном совещании (границы устраиваемого объекта, деление лесхоза на лесничества). Основная же часть вопросов организации лесоуправления разрабатывается лесоустройством на заключительном этапе работ, после второго лесоустроительного совещания.

Некоторые из этих вопросов рассматриваются в течение всего цикла лесоустройства. Следовательно, эти вопросы все время находятся в поле зрения лесоустроителя.

1. Особенности разработки проекта лесоуправления
Задачи лесоустройства при разработке проекта лесоуправления заключаются в следующем:

) уточнении границ и месторасположения центров административно-хозяйственных единиц (лесхозов, леспромхозов и лесничеств), которое производят на основании всестороннего анализа и оценки существующего деления и сложившейся системы управления;

) разделении лесничеств на обходы, мастерские и технические участки;

) установлении штатов инженерно-технических работников, состава и численности лесной охраны, необходимых для осуществления надлежащего лесоуправления и выполнения намечаемых лесоустройством видов и объемов лесохозяйственных мероприятий;

) обеспечении предприятия постоянными квалифицированными кадрами рабочих, необходимых для выполнения плана хозяйства;

) определении затрат на содержание административно-управленческого персонала.

Решение указанных вопросов должно основываться на существующей системе управления, действующих штатных расписаниях и нормативах в лесном хозяйстве. При необходимости в эти общие положения должны вноситься коррективы применительно к местным условиям устраиваемого объекта с таким расчетом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для ведения лесного хозяйства в соответствии с установленными направлением развития его, видами и объемами лесо-хозяйствен»ых мероприятий/на ревизионный период.

Лесохозяйственное предприятие осуществляет комплекс работ по ведению лесного/хозяйства и является первичным органом государственного/управления лесным хозяйством. В устраиваемых объектах лесоустройство, как правило, имеет дело с ранее установленным делением на административно-хозяйственные единицы.

Лесохозяйственные предприятия делятся на лесничества, а последние - на технические и лесные мастерские участки (обходы). В состав предприятий могут входить цеха по переработке древесины, ремонтные, лесозаготовительные (лесопункты), сельскохозяйственные и другие специализированные подразделения. Задача лесоустройства заключается в том/ чтобы на основе анализа оценить существующее деление исходя из степени соответствия его поставленным задачам по развитиюлесного хозяйства на ревизионный период и опыта прошлой хозяйственной деятельности.

Изменения в разделении лесхоза на лесничества, уточнения границ лесничеств могут быть вызваны возросшим уровнем интенсивности лесного хозяйства, которым обусловливается большая дробность деления, а также вытекать из намечаемых видов, объемов и территориального размещения различных работ на предстоящий ревизионный период.

В тех случаях, когда лесоустройством намечается значительное расширение видов и объемов лесохозяйственных работ и лесоэксплуатационной деятельности, возникает необходимость разукрупнения лесничеств, изменения их численности и территориального размещения. В лесхозе, как правило, не должно быть более 6-7 лесничеств. В лесах I и II групп, в районах, где отсутствуют специализированные лесозаготовительные предприятия, при соответствующих запасах эксплуатационного фонда при лесхозе может быть организован лесопункт с объемом лесозаготовок не менее 30 тыс. м3 в год.

При лесхозе могут быть созданы на правах отдельных цехов: объединенный нижний склад, транспортно-ремонтный, цех переработки древесины и другие специализированные цехи. В зоне интенсивного лесного хозяйства, где в общем объеме производства промышленная деятельность имеет большой удельный вес, могут создаваться производственные лесохозяй-ственные объединения на базе наиболее 'Крупного головного , предприятия (лесхоза). В объединение на правах филиалов ' включаются 3-5 лесхозов в радиусе до 100 км. Лесхозы, входящие в состав объединений, должны выполнять главным образом лесохозяйственные функции.

В объединении на правах отдельных структурных подразделений целесообразно иметь крупные цехи по переработке низкосортной древесины и отходов с объемом производства не менее 50-100 тыс. м3, а также транспортно-ремонтные, строительные, подсобные сельскохозяйственные, животноводческие и др. При наличии значительных площадей спелых древо-стоев, а также перспектив расширения рубок промежуточного пользования в объединении следует иметь один или несколько специализированных лесопунктов. При небольших объемах производства лесозаготовительные работы могут выполняться силами лесхозов.

Рассматривая вопрос о размерах лесохозяйственных предприятий и их структурных подразделениях, лесоустройство должно исходить из проектируемых на ревизионный период | видов и объемов лесохозяйственной и промышленной деятельности, соответствующих назначению лесов и целям выращивания. Оптимальные варианты решения должны предусматривать такие соотношения различных видов деятельности, при которых обеспечивается достижение главной цели лесохозяйственного производства - высокопродуктивного лесовыращивания, т. е. чтобы другие виды деятельности не подменяли, а дополняли основную лесохозяиственную деятельность.

Изменения и уточнения существующих границ лесхозов и лесничеств, обусловленные перспективными потребностями хозяйства, должны создавать большие удобства для управления и отвечать требованиям охраны леса. Необходимо при этом учитывать особенности пространственного размещения лесов, густоту и размещение дорог и населенных пунктов.

В многолесных районах, освоенных промышленной лесоэкс-плуатацией, следует стремиться к согласованию административно-хозяйственного разделения с эксплуатационными. Такое согласование облегчает оперативную деятельность по контролю за проведением лесоэксплуатации. Целесообразно, чтобы лесо-сырьевые базы лесозаготовительных предприятий не дробились между несколькими лесничествами, а территория лесничества целиком входила в состав эксплуатационного района.

С точки зрения удобства и действенности связей с местными административными органами важно, чтобы границы лесхозов и лесничеств находились в пределах установленных границ административных районов. В среднелесистых местностях границы лесхозов целесообразно совмещать с границами административных районов. В малолесных районах лесной фонд лесхоза может занимать территорию нескольких районов, однако не следует допускать, чтобы в пределах одного района находились отдельные части нескольких лесничеств.

На основании закономерностей изменения размеров предприятий, анализа сложившихся на практике размеров и опыта передовых предприятий, а также соответствующих расчетов возможны такие оптимальные размеры предприятий лесного хозяйства, по Г.М. Киселеву (табл. 1).

В некоторых районах высокоинтенсивного развития комплексного лесного хозяйства организация лесоуправления может иметь специфические особенности. Так, в республиках Прибалтики, осуществляющих комплексное ведение лесного хозяйства, структура организации лесоуправления, как правило, характеризуется схемой леспромхоз (лесхоз) - лесопункт (лесничество) - мастерский участок. Здесь наблюдается более высокая дробность выделяемых единиц, отвечающая требованиям высокоинтенсивного лесного хозяйства. В Литовской ССР лесхозы площадью 20-30 тыс. га включают лесничества величиной 2-3 тыс. га. В Латвии при средней площади леспромхоза 60 тыс. га площадь лесопунктов - лесничеств не превышает 7-8 тыс. га, а мастерских участков 800-900 га.

Структура низового лесохозяйственного звена в настоящее время мобильна. На смену существующим обходам и техническим участкам, возглавляемым соответственно лесниками и участковыми техниками, приходят мастерские участки и во главе с мастером леса - низовым организатором всех лесохозяист-, венных работ на закрепленной за ним территории гослесфонда.
Таблица 1

Лесистость, %

Зона интенсивности




высокая

средняя

низкая




Уровень хозяйственной деятельности (условный объем производства в расчете на 1 га), руб.




более 60

20-60

6,6-20

2,2-6,6

0,7-2,2

0,2-0,7

Более 32

45-60 5-7

60-80 7-10

80-120 10-15

120-210 15-30

210-100 30-60

400-900 60-130

16-32

35-45 4-6

45-60 6-8

60-80 8-11

80-170 11-25

170-310 25-50

_

8 - 16

23-35 3 - 5

35-45 5 -7

45-60 7 - 9

_

_

_

4 - 8

15-25 2-4

23-35 4-6

35-45 6-8

_

_

_

2 - 4

10-15 2-3

15-25 3-5

_

_

_

_

Менее 2

4-6 1 - 2

_

_

_

_

_


В этом случае из структуры лесоуправления исключаются участковые техники, достигается приближение руководства к непосредственному исполнению при неизмеримо возрастающей роли мастера леса. Наиболее рациональное использование аппарата управления лесничеством достигается в тех случаях, когда на лесничего и его помощника приходится по 6-8 мастерских участков.

В особо интенсивных и небольших хозяйствах, например в пригородных лесах I группы, когда возникает необходимость организации специальной охраны леса, в составе мастерского участка могут быть организованы один или несколько обходов, возглавляемых лесниками, выполняющими функции охраны леса.

Большое значение для организации лесоуправления и оперативной деятельности по лесоохранению имеет постоянная связь между лесхозом и лесничествами. В освоенных средне-и малолесистых районах с высокой плотностью населения, густой сетью дорог и телефонной сети связь между структурными подразделениями и персоналом лесной охраны осуществляется по телефону. В многолесных районах, где административно-хозяйственные единицы занимают обширные площади при отсутствии или слабом развитии дорожной сети, связь осуществляется посредством радиостанций.

При составлении проекта организации и развития лесного хозяйства лесоустройство должно предусмотреть систему и средства внутрихозяйственной связи и соответствующие затраты на ее развитие и эксплуатацию. После разделения лесхоза на административно-хозяйственные единицы и единицы охраны леса, учитывая проектируемый объем, виды и территориальное размещение различных работ на предстоящий ревизионный период, лесоустройство должно определить потребности хозяйства в штатах инженерно-технических работников, лесной охраны и обслуживающего персонала по каждому лесничеству и лесхозу в целом.

Для предприятий лесного хозяйства в настоящее время нет достаточно обоснованных нормативов численности работников управленческого аппарата. Поэтому лесоустройство должно руководствоваться при разработке данной части проекта организации и развития лесного хозяйства действующими штатными расписаниями, которые сложились на основе временных типовых штатов и их изменений.

При наличии в лесхозе или при проектировании на предстоящий ревизионный период 'Крупных базисных питомников, лесосеменных плантаций или других специализированных хозяйств лесоустройство должно предусмотреть обеспечение затрат на содержание персонала, занятого в указанных хозяйствах.

Далее лесоустройство рассматривает вопросы кадров организации труда, решение которых определяется целями хозяйства, объемами и видами предстоящих лесохозяйственных работ. От правильного решения этих вопросов во многом зависит реальная выполнимость всего проекта организации и развития лесного хозяйства.

Расчеты трудовых затрат лесоустройство выполняет на основе укрупненных нормативов по соответствующим разделам проекта организации и развития лесного хозяйства. На основании опыта прошлой хозяйственной деятельности и проектируемых видов и объемов работ на предстоящий ревизионный период лесоустройство определяет ориентировочную потребность в кадрах постоянных и временных рабочих и их территориальное размещение в лесхозе. Установленные та^им образом численность и размещение постоянных рабочих, а также ИТР и лесной охраны являются основой для намечаемых объемов работ, размещения жилищного строительства и служебных наделов. После произведенных расчетов численности ИТР и лесной охраны, затрат на его содержание составляется смета административно-управленческих расходов, которая должна сопоставляться с расходами по этой статье на год лесоустройства.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации