Налоговый кодекс РФ. Общая характеристика и направления совершенствования

скачать (124.1 kb.)

  1   2   3
Содержание
Введение

Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации

Нормативные правовые акты о налогах и сборах

Общая характеристика и направления совершенствования Налогового кодекса РФ

Заключение

Список литературы

Введение
Налоговая реформа является очень важной сферой российских экономических преобразований. Причина этого кроется в том, что государственное управление в области налогов - прямой способ воздействия на развитие производства, потребления, на все сферы экономической деятельности. Государственная власть использует налоги, как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе эти сферы одинаково важны в период переходной к рыночной экономике.

Взимание налогов - по сути, перераспределение собственности в пользу государства для выполнения им собственных задач и функций. При этом власть императивным путем изымает частную собственность, поэтому необходима подробная регламентация такой деятельности и неукоснительное соблюдение налоговых норм. Единообразное исполнение норм налогового законодательства обеспечивает нормальное формирование государственных доходов.

Реформирование налоговой сферы государства, как правило, проходит в соответствии с утвержденными принципами и заранее намеченной программой.

Без этого любые реформы обречены на неудачу, поскольку они носят хаотичный характер. Для того чтобы точным образом определить принципы и программу реформирования, желательно проанализировать имевшиеся и имеющиеся на период реформирования общественные отношения в области налогообложения и их отражение в налоговом законодательстве.

Задачей настоящей работы ставится анализ российского налогового законодательства, с целью выявления проблем, а также путей и перспектив его развития.

Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации
Законодательство РФ о налогах и сборах - совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят:

ѕ международное законодательство, действующее на территории РФ;

ѕ законодательство о налогах и сборах;

ѕ иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

ѕ по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

ѕ возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основой функционирования налоговой системы Российской Федерации на современном этапе является Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которым законодательство о налогах и сборах РФ включает:

ѕ НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;

ѕ законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

ѕ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Введение в текст НК понятия "законодательство о налогах и сборах" и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Основные начала законодательства о налогах и сборах

. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.

. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом Российской Федерации. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Нормативные правовые акты о налогах и сборах
Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).

Нормативные правовые акты о налогообложении включают:

) Указы Президента РФ;

) Постановления Правительства РФ;

) подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами субъектов РФ;

) подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами муниципальных образований;

) акты Министерства финансов РФ, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;

) акты налоговых органов. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Порядок принятия и введения в действие законов о налогах можно рассматривать по трем аспектам:
. Действие актов во времени

Направленность актов

Действие во времени

Акты законодательства о налогах

Не ранее одного месяца со дня их официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода

Акты законодательства о сборах

Не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов

Не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы

Не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования


Под официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации", а не дата их подписания.

. Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны.

. Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резиденства обязанность по уплате налога распространяется также на лиц, являющихся резидентами РФ.

Порядок применения норм законодательства о налогах и сборах

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

ѕ устанавливающие новые налоги и (или) сборы;

ѕ повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

ѕ устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

ѕ устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;

ѕ иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

ѕ устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

ѕ устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

ѕ отменяющие налоги и (или) сборы;

ѕ снижающие размеры ставок налогов (сборов);

ѕ устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

ѕ иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 НК) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

) нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

) отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

) вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

) разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

) изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;

) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Общая характеристика и направления совершенствования Налогового кодекса РФ
Налоговый кодекс РФ - это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи Налогового кодекса

НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

) формы и методы налогового контроля;

) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации