Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в условиях общеобразовательной школы

скачать (186.7 kb.)

  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики
ПРОГРАММА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Курсовая работа

Выполнил (а)

Студент(ка) 3 курса

группы_694

О.Н. Бурыкина

Научный руководитель:

О.В. Шварева


Томск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательной школе

.1 Неполная семья, как социально педагогическая проблема.

.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей.

.3 Специфика работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполной семьи

ГЛАВА 2. Программа социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей.

.1 Опыт работы социального педагога с детьми из неполных семей.

.2 Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что в нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей достаточно велико. Существует множество причин, по которым люди разводятся и снова вступают в брак или остаются независимыми от супружеских обязательств. В любом случае структура семьи сильно влияет на развитие ребенка. С одной стороны, семья воспитывает, где ребенок получает азы человеческой культуры. А с другой стороны, воспитание - процесс целенаправленного взаимодействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе.

Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым и общительным, либо тревожным, грубым лицемерным и лживым.

По статистике каждый третий ребенок на сегодняшний день воспитывается в неполной семье, а также растет число детей рожденных вне брака, где один из их родителей уклоняется от воспитания. Даже самой сильной, заботливой женщине в неполной семье, физически не хватает достаточного времени для воспитания своего ребенка. Дети предоставлены сами себе из-за чрезмерной перегруженности матери.

Изучением данной проблемы занимаются многие специалисты: школьные педагоги, правоохранительные органы, социальные работники и государство, которые разрабатывают и реализуют наиболее эффективные программы социальной поддержки детей младшего школьного возраста из неполных семей.

Проблемой развода современных семей, как основной причины возникновения неполных семей, занимаются Г. Раттер, И. С. Голод, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. Г. Раттер считает, что при разлуке с родителями из-за разводов в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного продолжительного отъезда, повышение риска психических нарушений не отмечается. Стоит отметить, что вредной является не разлука сама по себе, но, скорее, неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют (Савинов Л.И., Камышова Е.В., 2008).

Анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики социализации ребенка в семье позволяет выявить противоречие между требованиями общества к уровню социализации подрастающего поколения, с одной стороны, и недостаточным учетом особенностей влияния на социализацию ребенка неполной семьи с другой стороны.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каково содержание программы, работы социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.

Цель данной работы: разработать программу работы социального педагога по решению проблем воспитания детей младшего школьного возраста из неполных семей в школьной среде.

Тема работы: «Программа работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в условиях общеобразовательной школы».

Объект исследования: процесс социально - педагогической поддержки детей из неполных семей

Предмет исследования: дети из неполных семей.

Для реализации цели в работе поставлены ряд задач:

1. Изучить понятие «неполная семья» и неполная семья, как социально педагогическая проблема;

2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей;

. Описать специфику работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполной семьи;

. Обобщить опыт работы социального педагога с детьми из неполных семей;

. Разработать программу работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательном учреждение.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды Ахметшина В.А. «Психолого-педагогические аспекты работы с родителями», Марилов В.В. «Частная психология», Братусь Б. С. «Аномалии личности», Прохорова, О.Г. «Основы психологии семьи и семейного консультирования».

Методы исследования данной темы: теоретический анализ отечественной литературы и практические методы с использованием электронных ресурсов.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты работы социального педагога с детьми младшего школьного возраста из неполных семей в общеобразовательной школе
.1 Понятие «неполная семья» и неполная семья как социально - педагогическая проблема
В данном параграфе мы раскроем ряд задач:

1. Раскрыть понятие неполная семья

. Рассмотреть неполная семью, как социально педагогическая проблему.

А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит воспитание и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правила, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Действительно трудно сохранить душевное равновесие, когда подросший ребенок начинает упорно интересоваться, где папа, кто он, какой он и.т.д. [15 стр. 185]

Всё очевиднее становится сегодня, что процессы, происходящие в нашей стране - разрушение былых идеалов, ломка структур, которые оказывали определённое влияние на развитие, образование и воспитание наших детей, выводят в особое положение семью как важнейший институт развития личности ребёнка. Ведь как никогда в настоящее время повышается зависимость и стабильность общества, государства в целом от личностных качеств, знаний, умений и навыков каждого, и, в первую очередь, это касается детей, жизнедеятельность которых будет определять будущее России.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям.

Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения

Неполная семья - семья с одним родителем и имеющая одного или два несовершеннолетних ребенка, в последние годы стала распространённым явлением. Родителем в такой семье чаще всего является мать, а реже - отец. Неполная семья складывается из разных жизненных обстоятельств: расторжение брака, смерть одного из родителей или раздельного проживание супругов, ребенок, рожденный вне брака.

В связи с этим различают несколько разновидностей неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшиеся. [10 стр. 210]

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские или отцовские неполные семьи. [6 ч. 2 стр. 185]

Неполной семьей могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами, это семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

В современных условиях психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими в следствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей происходят по причине ухода отца. В некоторых семьях матери с агрессией начинают относится к своим детям, или же совсем наоборот с «чрезмерной опекой».

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

неподготовленность молодёжи к браку;

распространение добрачных связей;

изменение моральных норм во взаимоотношение полов;

утрата семей своей производственной функции;

завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

Также существует дополнительная категория, «функциональные неполные семьи» где двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют мало времени для семьи. Такие семьи обычно общаются с детьми только по выходным дням или определенным часам.[8 ч.3 стр. 15-28]

Семьи, ставшие неполными по причине развода, медики указывают, что такие семьи наносят неблагоприятное воздействие на ребенка. По мнению М.И. Буяновой детского психиатра, «семейные раздоры разводящихся или ссоры разведенных родителей, могут привести к тяжелым психическим расстройствам у детей». Чрезмерная моральная и материальная опека старшего поколения, так же приводит к распаду молодых семей.

Еще один тип неполных семей, «Семья матери - одиночки» возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу разных обстоятельств, женщина принимает решения родить ребенка, не вступая в брак. Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщины, начинаются еще в период беременности.

Во-первых, родители не всегда могут понять свою собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принимать участие в воспитание малыша.

Во- вторых, родительские обязанности одинокой матери никто не усложняет, но и никто не поправляет, если она допустит ошибку. [8 ч3. Стр. 32-42]

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Изменяется восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы, желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. [ 24, с. 154-159]

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным.

Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.[12, с. 13-20]

Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями [17, с. 23].

Половая идентификация - это стадиальный процесс. Однако, как полагают некоторые авторы, завершение формирования полоролевых позиций происходит лишь в юношеском возрасте. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, связанная с ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности. [18, с. 1-8]

Неполная семья оказывает различное влияние на ценностные ориентации мальчиков и девочек среднего и старшего школьного возраста. Так мальчики среднего школьного возраста из неполных семей ценят здоровье и любовь, девочки - здоровье и жизненную мудрость. Дети этого возраста из неполных семей наименее значимой целью в жизни считают творчество; мальчики и девочки старшего школьного возраста из неполных семей наиболее значимыми целями в жизни считают здоровье и любовь, а менее значимыми - счастье других, творчество, красоту природы и искусства.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети, воспитывающиеся в неполной семье - это одинокие дети. Их не высокая способность строить межличностное взаимодействие. Прослеживается заниженный авторитет ребенка, причем этот показатель имеет тенденцию роста. Итак, для устранения негативных психологических и социальных причин, деформирующих развитие личности мешающих нормальной адаптации детей из неполных семей в школе необходимо создавать для них комплексные программы помощи и поддержки, которые должны осуществлять профессиональные психологи и социальные педагоги всеми доступными им методами.

Из выше сказанного можно отметить главный принцип построения программ поддержки детей - это психолого-педагогические особенности детей, что в следствии позволит подобрать необходимые элементы воздействия на ребенка. Данные особенности рассмотрим в следующем параграфе.

1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей
Задачи данного параграфа.

1. Раскрыть особенности поведения детей младшего школьного возраста из неполных семей

В результате одностороннего воспитания могут появиться различные нарушения в развитие личности ребенка. И не исключено, что дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания.

Также в таких семьях наблюдается особенности в психологии матерей: во-первых, это повышенная тревожность, к своему ребенку. А во-вторых, мать пытается включиться в жизнь своего взрослого ребенка.
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации