Использование нетрадиционных методов воспитания и обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями

скачать (155.2 kb.)

  1   2   3   4   5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени И.Н.Ульянова
Реферат по дефектологии на тему:

Использование нетрадиционных методов воспитания и обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями
Ульяновск 2012 г.

Введение



Оптимизация коррекционно-развивающей работы для детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных задач, которую пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи таким детям для решения важнейших задач их психического и физического развития в последнее время активно стали внедряться нетрадиционные методы и средства. В настоящий момент разработано множество нетрадиционных методик обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Среди них:

Ш изотерапия - лечение посредством изобразительной деятельности;

Ш иппотерапия - терапия через общение с животными, в частности с лошадьми;

Ш музыкотерапия - терапия через музыку, куда входят музыкопсихотерапия, музыкосамототерапия, кинезитерапия;

Ш имаготерапия - терапия через образ, куда входят такие виды как куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама;

Ш либропсихотерапия или лечебное чтение;

Ш библеотерапия - терапия через книгу.

Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок с ограниченными возможностями может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Ему зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность.

1. Арт-терапия



Арт-терапия - реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и др.


1.

Вид деятельности

Художественно-творческая, прикладная, изобразительная

2.

Форма деятельности

Индивидуальная, групповая

3.

Реабилитационная направленность

Развитие тонкой моторики, возможностей частей тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психо-эмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия, развитие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления

4.

Преобладающие методы

Разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра, поощрение

5.

Уровень применения

Универсальный, предметный, локальный

6.

Характер деятельности

Творчество, познание, образное мышление, фантазия

7.

Режим, условия

Время проведения - по самочувствию, желанию. Периодичность - график занятий, желание произвольно. Продолжительность - по психовозрастной устойчивости, желанию. Место проведения - наиболее подходящее помещение, открытая местность.

8.

Используемый инвентарь

Кисти, мольберт, краски, музыкальные записи, предметы для эскизов, бумага, художественный наглядный материал

9.

Элементы инноваций

Сочетание с другими социокультурными технологиями, применение изопродуктов в культурном досуге, мероприятиях, акциях

10.

Базовый ресурсодержатель

Учреждения: образования, социальной защиты, культурно-досуговые, социально-педагогические. Социальные формирования: семья, неформальные объединения

11.

Возрастные границы

Для всех возрастных групп (начиная с 1,5-2 лет).

12.

Характер нарушений

Для всех типов нарушений


Арт-терапия связана с визуальным искусством и подразумевает возможность актуализации психических резервных возможностей, формирование на их основе адекватного поведения за счёт творческой изобразительной деятельности. Для арт-терапии не нужны художественные способности. Главное, чтобы ребенок через рисунок смог отразить внутреннее состояние, ощущения, переживания, без акцента на художественные достоинства. С другой стороны, применяется прием эстетотерапии, основанный на невербальном воздействии художественных форм на формирование духовной личности. При этом он выступает в пассивной роли зрителя или в активной роли, выражая свои эмоции в художественном образе.

Изобразительная деятельность имеет большой биологический смысл - рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма, его психики. В первые годы жизни ребенка оно развивает сенсомоторную координацию, формирует зрительные образы, помогает овладевать формами. Оно способствует развитию межполушарного взаимодействия, т.к. в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Ребенок в рисунке оформляет свое знание о предметном и социальном мире. Поэтому детское рисование называют графической речью. Рисование помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющихся представлений об окружающем мире.

Существуют мнения, что индивидуальные особенности рисуночной деятельности являются отражением индивидуально-психологических свойств ребенка, его мироощущения, характера, самооценки и других свойств личности. В рисунке ребенок бессознательно предлагает тот вариант, который соответствует особенностям его персонального мира.

С этих позиций детский рисунок зарекомендовал себя для исследования личности ребенка. В практике используются так называемые рисуночные пробы "Рисунок семьи", "Нарисуй человека", "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек".

Движимый творческим потенциалом и потребностью выпустить наружу свои эмоции ребенок создает уникальные поделки, рисунки. И этот успех в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Человек видит, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. Сознание получает возможность больше замечать и активно работать с новыми возможностями. Так же можно решить и психологическую проблему - посмотреть на неё по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Арт-терапия дает возможность ребенку изменить взгляд на самого себя, обрести уверенность в собственных силах.

Специфика построения занятий по арт-терапии:

1. Музыкальный разогрев (5-10 минут): приветствие, танец под музыку, введение в арт-терапию;

2. Рисование под музыку (15-30 минут): задания на развитие мелкой моторики, творческого воображения, право-левостроннего ориентирования;

. Релаксация (5-10 минут): действия по снятию напряжения на фоне спокойной музыки, телесно-ориентировочные упражнения.

Основные принципы построения арт-терапии:

· Доступность и постепенное усложнение задания;

· Учет индивидуальных медико-психологических показаний;

· Учёт возможностей и интересов детей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению.

Методические приемы организации занятий арт-терапией:

· Использование классической музыки;

· Использование медиативной музыки и музыки, воспроизводящей звуки природы;

· Рисование сначала под классическую, потом под медиативную музыку;

Результаты арт-терапии:

· Развитие коммуникативных навыков с помощью музыки и элементов рисования: преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся контактными.

· Стабилизируется психо-эмоциональный фон в группе. Появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний.

· Внимание становится более устойчивым.

· Значительно улучшается работоспособность детей.

· Развивается мелкая моторика руки.

· Развивается творческое, образное мышление.

· Дети получают возможность выразить себя и быть услышанными. [1, с.5-8]

Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода:

использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;

побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике как в разных областях медицины: психиатрии, терапии, так и в медицинской и специальной психологии. Применение изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии - в большей мере коррекционно-профилактическими. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами - задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.[2, с.176]

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Искусство создает целостную картину мира посредствам эмоциональных образов, мыслей, чувств доступных каждому ребенку. Рисуя что-либо, ребенок может сочувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость. Рисунки - это изображение действительности, которая отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом; состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, т. к то, что не воспринято , не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка. [3, с.69]
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации