Учение Гегеля о государстве, праве, гражданском обществе

скачать (126.9 kb.)

  1   2
Учение Гегеля о государстве, праве, гражданском обществе

гегель философский право нравственность

Введение
Философия Гегеля явилась кульминационным моментом развития немецкой философии, начавшегося с Канта. Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта. Его влияние, теперь уменьшившееся, было очень сильным, и не только в Германии. Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. В конце XIX века ведущие академические философы, как в Америке, так и в Великобритании, были в большинстве своем гегельянцами. Помимо чисто философии, многие протестантские теологи приняли его учение, а его философия истории оказала глубокое влияние на политическую теорию. Маркс, как всем известно, был в молодости учеником Гегеля и сохранил в своей системе, в ее окончательном виде, некоторые существенные гегельянские черты.

Целью исследования данной работы является анализ философских взглядов Г.В.Ф. Гегеля на государство, право и гражданское общество.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1. проанализировать работы Гегеля и труды других авторов о его философии;

2. классифицировать полученную информацию по трем основным категориям философии Гегеля: “государство”, “право” и “гражданское общество”;

. показать значимость философии Гегеля для мировой науки.

1. Биография Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штутгарте в семье крупного финансового чиновника. Предки его были родом из Каринтии, но в XVI в. бежали в Швабию, спасаясь от католической реакции на принятие протестантства. В семь лет он поступил в штутгартскую гимназию, где у него проявились способности к древним языкам и истории. Получив в гимназии первоначальное образование, он в 1788 г. поступил в теологический институт в Тюбингене, поскольку отец Гегеля хотел, чтобы сын стал пастором. В тюбингском институте, где в преподавании основное внимание уделялось лейбнице-вольфианской мысли, Гегель прослушал философские, теологические курсы и защитил написанное сочинение о нравственных обязанностях в духе лейбнице-вольфианской мысли.

Здесь же он подружился с Гёльдерлином и Шеллингом, вместе с которыми посадкой «дерева свободы» приветствовал Французскую революцию, произведшею на него сильное впечатление. В этот период Гегель выступал противником феодальных порядков в Германии, был сторонником республики и ожидал в ближайшем будущем новых революций, уничтожающих деспотизм остальной Европы. В пылу юношеского максимализма Гегель отрицает государство - «орудие подавления свободы человека», «Любое государство, - пишет он в ранней работе «Первая программа системы немецкого идеализма», - не может не рассматривать людей как механические шестеренки, а этого как раз делать нельзя, следовательно, оно должно исчезнуть». Одновременно подвергаются резким нападкам церковь за союз с государством и официальная вера, противоречащая разуму. По его словам, «государство, которое подчиняется церкви, либо отдано на произвол фанатизма и погублено, либо в нем вводится поповский режим».

Впоследствии Гегель изменяет взгляды, прибегает к абсолютизации роли государства, связывает с ним утверждение юстиции, правопорядка, законности, «всеобщей воли», которой должна подчиняться индивидуальная воля во имя сохранения «целого» (целостности народа). Государство - «действительность нравственной идеи», «разумная, объективно себя сознающая и для себя сущая свобода».

В 1793 Гегель получает степень магистра философии. В том же году он завершает образование в институте, после чего работает домашним учителем в Берне и Франкфурте. В этот период, кроме философии, он усердно занимается религиозными и политическими предметами. В написанной им «Жизни Иисуса» оригинально его отношение к чудесам; в то время как современные ему богословы отрицательного направления старательно занимались «рациональным» объяснением библейских чудес. Гегель, справедливо признавая несостоятельность всех этих натянутых объяснений, просто умалчивает о чудесных фактах, передаваемых в Евангелии. Кроме того, он создает так называемые «теологические работы», опубликованные лишь в 20 веке - «Народная религия и христианство», «Позитивность христианской религии».

Несмотря на то, что интересы Гегеля сосредоточились на философии еще во время его учебы в институте, заниматься ею профессионально он начал позже. И только наследство отца и собственные сбережения из педагогических заработков дали ему возможность посвятить себя науке.

В начале 1801 года Гегель приезжает в Йену, где после защиты двух диссертаций преподает в местном университете как приват-доцент. Он сотрудничает с Шеллингом в издании «Критического философского журнала» и пишет работу «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», в которой поддерживает Шеллинга (потом их взгляды разошлись). В том же 1801 он защищает диссертацию «Об орбитах планет». Гегель много работает над созданием собственной системы, пробуя самые разные подходы к ее обоснованию, например, утверждает, против Кеплера, что между Марсом и Юпитером нет необходимости предполагать какое-нибудь планетарное тело: однако в том же году первый астероид «Церера» был открыт итальянским астрономом Пьяцци в Палермо.

После 1803 г., когда Шеллинг переселился в Баварию, Гегель, не изменяя ничего в содержании своей системы, признал необходимым излагать ее чисто философски, через диалектическое развитие понятия, а не основываться на одном проблематическом «умственном созерцании» истины. В этом пункте он разошелся с Шеллингом, хотя продолжал еще несколько лет с ним дружескую переписку. В университете Гегель после отъезда Шеллинга стал читать курс философии - totam philosophiae scientiam, состоявший из трех частей: логика (с метафизикой), философия природы и философия духа; уже тогда сущность его учения вошла в свою окончательную форму. Смутное время, наступившее в 1806 г., когда Йена была занята сначала прусскими, а потом французскими войсками, причем Гегель сочувствовал более французам, нежели пруссакам, побудило его покинуть этот город. В это время он впал в такую бедность, что Гёте поручил одному их общему приятелю ссудить его суммой до 6 талеров.

В 1807 он публикует «Феноменологию духа», первую из своих значительных работ. Ряд ярких образов «Феноменологии» (часть рукописи которой Гегель чудом спас при вторжении французских войск в Йену) - «диалектика раба и господина» как этюд о свободе, возможной только через рабство, концепция «несчастного сознания» и др., а также мощно заявленное учение об историчности духа сразу привлекли к себе внимание и обсуждаются по сей день.

Покинув Йену, Гегель (при помощи своего друга Ф. И. Нитхаммера) устраивается редактором «Бамбергской газеты» в Баварии, которую вел в официозно-французском духе, так как Бавария была тогда в вассальных отношениях к Наполеону. Уже после его ухода газета закрылась по цензурным соображениям.

В 1808 году Гегель становится директором гимназии в Нюрнберге, где по тогдашнему уставу должен был, между прочим, преподавать в старших классах философию, чем он очень ревностно занимался в течение 8 лет. В 1811 он женится (в браке он имел несколько детей, был у него и внебрачный сын), а вскоре публикует одну из центральных своих работ - «Науку логики» (в трех книгах - 1812, 1813 и 1815).

Находясь в Нюрнберге, Гегель получает приглашение в Гейдельбергский университет (1816 - 1818). Здесь была опубликована «Энциклопедия философских наук» (из трех частей), включающая в себя сокращенный и переработанный вариант «Науки логики» (так называемой «Малой логики», в отличие от «Большой логики» 1812-1815), «Философии природы» и «Философии духа» (при жизни Гегеля «Энциклопедия» дважды переиздавалась - в 1827 и 1833). Это была первая в Германии основательно разработанная юриспруденция, важнейшее достоинство которой - метод диалектики.

До 1818 Гегель работает в Гейдельберге, а с 1818, будучи признанным крупнейшим немецким мыслителем, приглашается на кафедру философии университета в Берлине, где на некоторое время становится его ректором. В Берлине Гегель становится «официальным философом», хотя и не во всем разделяет политику прусских властей. Он публикует «Философию права» (1820, на титуле - 1821), ведет активную лекционную деятельность, пишет рецензии, готовит новые издания своих работ. У него появляется множество учеников.

«Гегель был весьма необычным человеком. С трудом, подбирая слова, при разговоре на обыденные темы, он интересно рассуждал о сложнейших вещах. Размышляя, он мог часами стоять на месте, не обращая внимания на происходящее. В рассеянности он мог не заметить башмаков, оставшихся в грязи и продолжать прогулку босиком. При этом он был «душой компании» и любил женское общество. Мещанская скупость сочеталась у него с широтой души, осторожность с авантюризмом. Гегель долго шел к своей философской системе, но, стартовав, сразу далеко обогнал своих учителей».

В последние годы своей жизни он был прусским патриотом, лояльным чиновником государства, который спокойно наслаждался своим признанным философским превосходством. Но в юности он презирал Пруссию и восхищался Наполеоном до такой степени, что радовался французской победе при Вене.

Творческих сил и планов было много, но эпидемия холеры скоропостижно оборвала жизнь мыслителя. После его смерти, 14 ноября 1831 г. от холеры, ученики издают его лекции по истории философии, философии истории, философии религии и философии искусства.
2. Философия права Гегеля
Философия права в качестве науки имеет “определенную исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет ее так называемое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как должное”.

Философская наука о праве, - отмечает Гегель, - имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление”. Идея права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, ее сфера объективного духа предстает как идеальная правовая деятельность - объективация форм права и свободы. Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе объективации понятия права.

Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, а, занимаясь позитивным правом (законодательством), имеет дело по его характеристике, лишь с противоречиями.

Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие. Эта понятийная трактовка права “Философия права”, содержит систему объективных формообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без уяснения особого смысла категории “понятие” невозможно понять ни один из разделов гегелевской философии.

Философия, поясняет Гегель, “есть наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что ее способ есть наивысший - понятие”.

Абсолютная идея, как “единственный предмет и содержание философии” имеет различные формации и философское постижение их - “дело особенных философских наук”. Такой “особенной философской наукой” является и “Философия права”.

Согласно Гегелю: “Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли”. Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую волю отдельного лица. Гегель же стремиться постигнуть сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности.

Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:

1) право как свобода (идея права)

2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право)

) право как закон (позитивное право).

1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы - “свобода” и “право” выражают единый смысл.

2. Система права представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).

Конкретизация понятия права это форма свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти “особые права” даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

Последующее “особое право”, диалектически “снимающее” предыдущее, более абстрактное “особое право”, представляет его основание и истину. Более конкретное “особое право” первичнее и сильнее более абстрактного.

На вершине “особых прав” стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности “особые права” всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и окончательно истинно лишь право высшей ступени.

3. Право как закон (позитивное право) является одним из “особых прав”.

Гегель пишет: “То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть, определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право”.

Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идет о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.

Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развертывании признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему естественного права. Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и недействительность такой трактовки различия права и закона.

Предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь идеальное право (право и закон едины по своей идеальной природе).

Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни.

В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются:

1) абстрактное право

2) мораль

) нравственность

1. Сфера абстрактного или формального права - область самоопределения воли отдельной личности, наличие свободы воли.

2. Сфера морали - наличие воли, самоопределение воли отдельной личности, находящее свое выражение в ее действиях.

. Сфера нравственности - область конкретного единства внешней и внутренней свободы, абстрактного права и морали.

Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.

Абстрактное право - первая ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. В основе права - свобода отдельного человека. “Личность начинается только здесь, поскольку субъект имеет самосознание о себе не только вообще, как о конкретном и каким-то образом определенном “я”, а скорее имеет самосознание о себе, как о совершенно абстрактном “я”.

Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. “Будь лицом и уважай других в качестве лиц” - является основной заповедью абстрактного права. Тем самым абстрактное право предполагает определенные отношения между отдельными личностями”.

Понятие Гегеля об абстрактном праве было абстрактным понятием о правоотношениях, свойственных буржуазному обществу. Понятие абстрактного права - наименее развитое понятие о праве и не является еще истинным правом. “Абстрактное понятие права содержит в себе, как в зародыше, все более конкретные правовые определения, но в начале понятие абстрактно, то есть все определения, правда, содержатся в нем, но вместе с тем только содержатся: они суть только в себе и еще не развиты в самих себе в целостность”.

Свою реализацию свобода личности находит в праве частной собственности. “Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо есть как разум. Пусть эта первая реальность моей свободы находится во внешней вещи, и, следовательно, есть другая реальность, но ведь абстрактная личность именно в ее непосредственности не может обладать никаким другим наличным бытием”.

Собственность, по мысли Гегеля, прежде всего определенное отношение человеческой личности к внешнему миру, к природе, к вещам.

Он рассматривает частную собственность, как абсолютное право свободной воли отдельного лица на присвоение вещи, для него частная собственность являлась первым и необходимым звеном в цепи развития объективного духа, в процессе реализации духа во внешнем мире.

Так как собственность необходима для выражения внешнего наличного бытия собственной воли, то каждое лицо должно было бы обладать частной собственностью. Гегель не делает, однако, отсюда вывода, что каждый гражданин должен обладать собственностью для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, для проявления наличного бытия свободной воли с точки зрения Гегеля достаточно владеть хотя бы одной единственной рубахой.

Гегель - сторонник имущественного неравенства, неравенства распределения владений и состояний нельзя назвать несправедливостью природы; ибо “природа не свободна и потому ни справедлива, ни несправедлива”.

Гегель признавал лишь формальное равенство людей: “Люди, разумеется, равны, но лишь как лица, то есть в отношении источника их владения”.

Свое понимание свободы и права Гегель направлял также против рабства и крепостничества. “В природе вещей, - отмечает Гегель, - заключается, что раб имеет абсолютное право освободиться...”

Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельцы частной собственности.

Для договора являются, по мнению Гегеля характерными 3 момента:

1) Договор зависит от произвола особенной воли, воли отдельного собственника;

2) Достигнутая в договоре путем соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля.

) Предметом договора могут быть лишь только единичные вещи.

В силу последнего основания Гегель отвергает взгляды на брак, как на своеобразный договор и считает, что такой подход к браку противоречит человеческому достоинству.

Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские суждения о неправде, принуждении.

Право восстанавливается и утверждается путем отрицания неправды.

Неправда есть видимость, и через ее исчезновение право получает определение прочного и имеющего силу утверждения.

Гегель различает: гражданскую неправду (простодушную) - лицо не сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права, ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право, и обман.

Второй формой неправды, по учению Гегеля, является обман.

В обмане особенная воля обманутого лица не нарушается, так как его заставляют верить, что с ним поступают согласно праву, то, что выставляется как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право.

Преступление есть такая неправда, которую человек насильственно и открыто ставит на место “права в себе”. «Кто совершает преступление, например воровство, тот отрицает не только особенное право другого лица на эту определенную вещь, и отрицает вообще его право, и поэтому не только обязывают отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают еще наказанию, потому что он нарушает право как таковое, т. е. право вообще». Согласно этому наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали.

На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта.

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.
3. Философское учение Гегеля о государстве
Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, делится на четыре всемирно - исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны”.

Наличие идеи государства Гегель рассматривает лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении синтезируется с доктриной “господства права”; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства.

Подобно тому, как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее государства.

Гегелевская версия правового государства существенно отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа) и либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция, право и закон.

Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство.

Гегелевская концепция “разумного государства” в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.

Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - “пустым мнением”.

Различные трактовки государства приведены в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как “политическое государство” - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает”.

Гегель считает надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его “текучими членами”. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновники характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Гегель считает чиновничество главной опорой государства “в отношении законности и интеллигентности”.

Законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения, палата же депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т.п., а не путем индивидуального голосования. Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

) во всемирной истории.

Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:

- во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства”.

- во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.

Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными положениями, имеющими всеобщее значение.

Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. “Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух”. Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире, благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.

Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства. Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога”.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию.

Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право - это не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель, может быть решен лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.

В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их.

Гегель восхваляет государство как идею (т.е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах. В этом радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма террора.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации