Психолого-педагогическая подготовка осужденных к освобождению

скачать (136 kb.)

  1   2   3
Введение
Развитие и функционирование пенитенциарной системы в условиях правового государства, реализация международных стандартов в отношении осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, сегодня в значительной мере зависит от совершенствования воспитательной работы, а именно психолого-педагогического воздействия на личность осужденного.

Необходимо отметить, что психолого-педагогическое воздействие в период подготовки к освобождению осужденных должно быть направлено, прежде всего, на актуализацию процессов самоизменения и совершенствования личности, то есть на активизацию деятельности самого объекта исправления по устранению имеющихся у него недостатков.

Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ИУ имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации осужденного к условиям нормального существования в обычной социальной среде на свободе. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИУ, вновь совершают преступления.

Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Эта подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний, в формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного складывается психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность.

Вызвана психологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Для осужденных такая встреча часто бывает неожиданной и вызывает реакции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Это часто усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и как следствие неправильно действовать.

Процесс адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания.

1. Понятие, виды, цели и принципы психолого-педагогической подготовки осужденных
Необходимость психологической подготовки вызвана тем, что лицо, отбывшее наказание, попадая в новые условия жизни, встречается с трудностями, к преодолению которых оно чаще всего не готово. Результатом этого является поведение, не соответствующее требованиям норм морали и права. Известны факты, когда лица, долгое время отбывающие наказание, не хотят покидать место лишения свободы.

Психологическая подготовка - вид формирования личности, нацеленный на развитие способностей к определенной деятельности в конкретных условиях и усиление ее мотивации и нравственного компонента.

Целями психологической подготовки являются:

а) стимулирование ресоциализации осужденных и твердого становления их на путь исправления;

б) подготовка осужденных к жизни на свободе;

в) прогнозирование их адаптации после освобождения.

При освобождении из исправительных учреждений осужденные попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на их психику экстремальное воздействие. В этой ситуации необходима не только установка на новый образ жизни, но и создание условий для реализации этой установки. Для того чтобы облегчить осужденному переход к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению конкретных вопросов, с которыми ему придется встречаться.

Помимо психологической подготовки с осужденными проводится воспитательная работа, разъясняются их права и обязанности, так же с ними работают начальники отрядов и социальные работники.

Иногда психологическая подготовка осужденных к освобождению в ИУ общего режима недооценивается. Это часто объясняют тем, что здесь осужденные содержатся непродолжительное время и, по мнению начальников отрядов, не представляют большой общественной опасности. Однако, учитывая довольно высокий процент рецидивной преступности среди лиц, освобожденных из ИУ общего режима, следует признать такое мнение не совсем правильным.

Известно, что за несколько месяцев до освобождения осужденные начинают переживать так называемый «период ожидания», для которого характерно состояние напряженности, тревоги и т. п. Их радует скорое освобождение и пугает то, что ожидает на свободе. Перед ними встает масса вопросов: куда поехать? как встретят дома? где жить и работать? У осужденных, которые длительное время отбывали наказание, утеряна способность к самостоятельной и активной деятельности.

Период ожидания освобождения характерен тем, что человек начинает недооценивать фактор времени: ему кажется, что оно тянется чрезвычайно медленно. У некоторых осужденных этот период сопровождается снижением активности и появлением мотива необходимости «отдохнуть» перед освобождением. Поэтому начинать работать с осужденными по подготовке их к освобождению следует примерно за 6 месяцев до окончания отбывания наказания (этот срок закреплен в Уголовно-исполнительном кодексе РФ).

Шестимесячный срок наиболее оптимален, так как за менее длительное время можно не успеть провести необходимый комплекс мероприятий, а растягивать подготовку к освобождению на большие сроки нецелесообразно по той причине, что она теряет свою актуальность и растворяется в массе других проблем, возникающих у осужденного. Естественно, что психолого-педагогическая подготовка связана с социализацией осужденного.

Подготовка к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание. Поэтому проводить такую подготовку нужно своевременно, и тогда она поможет осужденным позитивно адаптироваться.

Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников по активизации таких качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и трудовом коллективе. Она должна быть направлена на приведение в готовность положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача - помочь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка - это приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков и умений в определенной профессиональной сфере.

Эти формы подготовки осужденных к жизни на свободе находятся или должны находиться в тесной связи друг с другом и осуществляться с учетом вида режима, срока отбывания наказания, возрастных, криминологических, индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей личности освобождаемого.

Освобождающихся из мест лишения свободы можно разделить на три группы:

вполне исправившиеся в период отбытия наказания;

с дефектами воспитания (положительный прогноз поведения лиц этой категории в значительной степени зависит от условий окружающей среды, в которую они попадут);

не исправившиеся в период отбытия наказания (в процессе нахождения в местах лишения свободы они не только не избавились от своих криминальных взглядов и убеждений, но и обогатили свой преступный опыт; освобождение они связывают с продолжением преступной деятельности).

Психолого-педагогическую подготовку осужденных к жизни на свободе следует строить как на ее индивидуализации и дифференциации, так и на глубоком изучении отрицательных и положительных факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на адаптацию освобождаемого из мест лишения свободы. Программу психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях составляют два ее вида:

а) общая психологическая, или заблаговременная подготовка;

б) специальная (непосредственная).

Программа психологической подготовки направлена на решение задач активизации психической деятельности осужденного как в процессе всего периода отбывания наказания, так и после освобождения.

Ее специальными задачами могут быть:

Развитие и укрепление нравственно ценных черт и качеств осужденного: осуждение им своего прошлого образа жизни; вызов чувства вины и раскаяния за совершенное преступление; формирование установки на правопослушное поведение. Важно оказать положительное влияние на изменение криминальных убеждений осужденного.

Вызвать к жизни, развить и укрепить астенические эмоции, которые повышают психическую активность человека в позитивной активности, сформировать умение управлять своими эмоциями и чувствами.

Развитие волевой сферы у осужденных - умения преодолевать различные трудности и препятствия, которые встретились или могут встретиться в повседневной жизни.

Программа адаптации освобожденных из мест заключения - это процесс многогранный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с нравственной, психологической подготовкой к жизни после освобождения, освоением ими новых социальных ролей, восстановлением полезных контактов, устранением и нейтрализацией отрицательных факторов, препятствующих их возвращению к категории правопослушных граждан. Положение освобождаемых, осложняется тем, что в период лишения свободы у них снижается, а у некоторых утрачивается способность к самостоятельности и инициативности (буквально все в ИУ предусматривается и организуется администрацией). При выходе на волю они не готовы проявить энергию, инициативу и самостоятельность для того, чтобы преодолеть встречающиеся проблемы и трудности, и идут по пути наименьшего сопротивления, то есть по преступному пути. Ресоциализационная практика в исправительных учреждениях должна быть направлена на уменьшение их изоляционного характера и создание условий, приближающихся к условиям жизни на свободе (бесконвойное содержание, проживание вне колонии, условно-досрочное освобождение, предоставление отпусков и т. п.).

Известно, что этих целей мы часто не достигаем, во-первых, в связи с дальнейшей криминализацией осужденного; во-вторых, из-за того, что процесс адаптации освобожденных проходит в условиях, когда бывает трудно получить своевременную помощь от соответствующих служб; в-третьих, вследствие экономической нестабильности, криминогенности общества, отсутствия социальной помощи освобожденным. Чаще всего это касается лиц без постоянного места жительства, несовершеннолетних, не имеющих родителей (одного или обоих), воспитанников детских домов, наркоманов и алкоголиков, освободившихся из мест лишения свободы.

Практика подтверждает взаимосвязь длительного пребывания человека в колонии (тюрьме) и трудностей его адаптации в условиях свободы.
. Психолого-педагогическая адаптация освобожденных из мест лишения свободы
Психолого-педагогическая адаптация граждан, отбывших уголовное наказание, заключается в создании необходимых условий для вовлечения их в общественно полезную деятельность и достигается с помощью системы правовых, социально-экономических, воспитательных, организационных и других мер, направленных на реализацию их права на труд, жилище, образование, медицинское обслуживание и других прав и свобод. Меры по психолого-педагогической адаптации основываются на принципах законности, гуманизма, справедливости.

Длительная изоляция человека влечет, как известно, психические и социальные негативные последствия.

Психические последствия выражаются в том, что примерно через 5-7 лет заключения наступают труднообратимые изменения в психике: так, 35% освобождающихся нуждаются в специальной психиатрической или психологической помощи в восстановлении разрушенных механизмов адаптации. Они с трудом приспосабливаются к жизни на свободе, где нужно проявлять активность, энергию, предприимчивость, ответственность, самостоятельность и инициативность. Поэтому чаще всего бывшие осужденные пополняют число лиц без определенного места жительства, попрошаек, мелких воришек, алкоголиков и наркоманов, через некоторое время вновь совершают преступление и оказываются в колонии. Последствия изоляции от общества проявляются в том, что в местах лишения свободы складываются устойчивые общности осужденных со своими тюремными нормами, оказывающими сильное влияние не только на быт и поведение осужденных, но и на философию их жизни.

Длительная общественная изоляция вызывает:

· прочные негативные, криминальные изменения в личности осужденного;

· разрыв с семьей и утрату родственных связей;

· поддержку и связь с отрицательной средой за пределами колонии;

· отсутствие возможности проявить инициативу и самостоятельность в условиях колонии (тюрьмы).

Все эти обстоятельства затрудняют позитивную активность личности в условиях свободы.

Успешность адаптации, как показывают практика и исследования, зависит:

а) от включения освобожденного в общественно полезный труд, обучение;

б) от установления здоровых семейных отношений, в том числе и с родителями;

в) от восстановления коммуникативных социальных связей;

г) от укрепления нравственных ценностей как фактора социального поведения.

Профессиональная адаптация состоит из множества компонентов (поиск работы, выбор профессии, проблема производственной адаптации, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т. д.). Почти 40% освобожденных испытывают серьезные трудности при устройстве на работу, хотя 68,2% из них владели той или иной профессией.

Восстановление нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха адаптации освобожденных. Многие из них стремятся вернуться в семью, и от того, как их встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.

Восстановление нормальных коммуникативных связей является еще одним важным процессом адаптации бывших осужденных. К сожалению, поиск общения чаще всего ведется в знакомой среде бывших осужденных или криминальных лиц, где легче ориентироваться, получать информацию и находить сочувствие. Около 70% освобожденных вновь попадают в окружение, которое ранее отрицательно воздействовало на них. Поэтому создание специальных учреждений, центров, которые занимались бы адаптацией отбывших наказание, в какой-то мере могло решить эту задачу, но забота об их адаптации возложена на правоохранительные органы.

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом некоторые категории освобожденных берутся на учет и контролируются органами внутренних дел.

Целесообразность подобной превентивности вызывает сомнение потому, что освобождаемые (кроме совершивших преступления неоднократно) находятся в положении подозреваемых и, таким образом, о них создается мнение окружающих как о преступниках. Опросы сотрудников правоохранительных органов показывают, что 49,6% из них полагают необходимым формирование материальной помощи бывшим заключенным, а 37,7% придерживаются прямо противоположной точки зрения. Столь же неоднозначно оценивают они и создание центров социальной адаптации. Около половины сотрудников ОВД указали, что они могут помочь освобожденным устроиться, свыше 11% признали, что у них такой возможности нет. Число разуверившихся сотрудников, в позитивной адаптации освобожденных, возрастает по мере увеличения стажа их работы.

Наибольшая вероятность совершения повторного преступления наблюдается в первый год после освобождения. Этот период, должен быть патронажным годом, годом социальной реабилитации освобожденного с соответствующим социально-правовым статусом, годом контроля и проведения мероприятий по упрочению связей с положительной социальной средой. Личностные характеристики освободившихся неоднократно судимых становятся все более негативными, их состав омолаживается, увеличивается криминальный профессионализм, усиливается влияние традиций, правил и норм поведения, принятых в криминальной среде.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации