Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции

скачать (514.4 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Содержание
Введение

1. Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции

.1 Предпосылки нормативного закрепления института антикоррупционной экспертизы

.2 Правовая природа антикоррупционной экспертизы

.3 Место антикоррупционной экспертизы в системе мер предупреждения коррупции

. Анализ положений ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»

2.1 Предмет антикоррупционной экспертизы

.2 Органы, осуществляющие антикоррупционную экспертизу

2.2.1 Прокуратура Российской Федерации

.2.2 Министерство Юстиции Российской Федерации

.2.3 Правовое значение результатов антикоррупционной экспертизы

.2.4 Независимая антикоррупционная экспертиза

. Анализ правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденных Правительством РФ

3.1 Общая характеристика правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы

.2 Общая характеристика коррупциогенных факторов законодательства

.3 Коррупциогенные факторы законодательства

Заключение

Список использованных источников

Введение
Идея антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов возникла в 2002 - 2003 годах. Авторами этой идеи стали специалисты фонда «Индем», специалисты Счетной палаты РФ, а также преподаватели Высшей школы экономики. В это же время в научный оборот был введено понятие «коррупциогенность законодательства», означающее возможность использования правовых норм в целях извлечения личной выгоды, возможности необоснованного привлечения либо уклонения от юридической ответственности. В 2004 году была издана Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта. В 2006 году указанная памятка подверглась изменениям, позволившим применять ее при анализе подзаконных нормативных правовых актов и административных регламентов.

В научной литературе были высказаны мнения о правовом факторе, способствующем развитию коррупции. Например, С.В. Максимов справедливо отмечает, что одним из свойств нормы права является ее неопределенность, а российская правовая система является неопределенной по своему содержанию. Правоприменитель всевластен везде, где у него есть выбор применимости той или иной нормы. Также законодатель отказался от аутентичного толкования принятых им законов по причине отсутствия правовых оснований и беспрецедентности такой практики в нашей стране. Л. Гаухман отмечает, что «одним из факторов, благоприятствующим коррупции, является закон, сформулированный неоднозначно или содержащий оценочные признаки и тем самым предоставляющий должностным лицам возможность применять его по собственному усмотрению, произвольно с целью личного обогащения». Мнение о необходимости уменьшения принятия ФЗ с бланкетными нормами и установки законодательных критериев для принятия подзаконных нормативных правовых актов было высказано А.В. Куракиным.

Об актуальности исследования свидетельствуют проведенные неоднократно научно - практические конференции. На заседании «Круглого стола» на тему «Политическая коррупция в России» высказывались мнения о необходимости введения антикоррупционных стандартов в сфере правотворчества. А именно, запрета на разработку и принятия нормативных правовых актов без проведения антикоррупционной экспертизы. Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении правовых актов и их проектов, устанавливающих гражданско - правовую, дисциплинарную ответственность, административную или уголовную ответственность, а также иных нормативных правовых актов и их проектов, относящихся к приоритетным сферам правового регулирования антикоррупционной политики.

На дефекты, противоречия и пробелы законодательства, способствующие проявлению коррупции, свое внимание обратили А.В. Федоров и Е.Л. Забарчук на седьмой научно - практической конференции «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики» на тему «Совершенство законодательства и правоприменительной практики - стратегический приоритет государственной политики: качество закона - качество жизни».

Тезис о необходимости проведения антикоррупционной экспертизы был высказан на научно практической конференции «Правовые меры противодействия коррупции», проведенной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Результатом проведения этой конференции стало принятие рекомендации о рассмотрении вопроса о возможности внесения в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Регламент Совета Федерации Федерального собрания РФ, Регламент Правительства РФ и в Правила подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти положений об обязательной антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов. В 2008 году была проведена научная конференция под названием «Актуальные вопросы разработки научно - методической базы проведения оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность», проведенная Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Исследованию необходимости проведения антикоррупционной экспертизы в последнее время были посвящены научные работы И.И. Лившица, П.А. Кабанова, В.М. Корякина, М.А. Краснова, Н.А. Лопашенко, С.В. Матковского, А.В. Нестерова, А.Ф. Ноздрачева, Е.Ю. Савченко, К.А. Стрельникова, Э.В. Талапиной, Ю.А. Тихомирова, В.Н. Южакова. Так как институт антикоррупционной экспертизы был законодательно закреплен в ФЗ «О противодействии коррупции» в 2008 году и ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в 2009 году, а в 2010 году вступили в силу новые правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы, исследуемая тема не утрачивает своей актуальности и представляет интерес для новых исследований. Кроме того, некоторые указанные авторы изучали и анализировали коррупциогенные факторы законодательства в целом, не акцентируя внимание на антикоррупционной экспертизе.

Теоретической базой исследования стали научные работы В.К. Гулиева, М.В. Евсеевой, С.В. Грудцыной, П.А. Кабанова, В.М. Корякина, М.А. Краснова, Н.А. Лопашенко, А.В. Малько, С.В. Матковского, Н.Н. Меньшениной, М. Мошкович, А.В. Нестерова, А.Ф. Ноздрачева, Е.Ю. Савченко, К.А. Стрельникова, Э.В. Талапиной, Ю.А. Тихомирова, В.Н. Южакова.

Для анализа и раскрытия коррупциогенных факторов использовались научные работы Е.К. Глушко, Г. Жилина, А.В. Конина, Г.В. Матвиенко, Н.И. Матузова, С.В. Стародубцева, Ю.А. Старилова, Н.А. Хлуденевой.

Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие в связи с реализацией положений законодательства, посвященного антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Предметом настоящего исследования стали нормы антикоррупционного законодательства, подзаконные нормативные правовые акты, нормы российского законодательства, содержащие коррупциогенные факторы, научные работы.

Целью данной работы является: 1) комплексный теоретический и научно - практический анализ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; 2) выявление потенциальных проблем реализации антикоррупционной экспертизы; 3) внесение предложений по совершенствованию действующей нормативной базы регулирующей отношения, возникающие по поводу проведения антикоррупционной экспертизы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) исследовать правовую природу понятия «антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; 2) проанализировать законодательство, регулирующее проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; 3) проанализировать правила и методику проведения антикоррупционной экспертизы; 4) провести анализ коррупциогенных факторов законодательства; 5) рассмотреть компетенцию субъектов, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу, установить пределы их компетенции.

При написании работы автором были использован общенаучный метод диалектического познания и несколько частно - научных методов: системно - структурный и формально - логический.

Нормативную базу исследования составили: федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты.

Структура работы состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются предпосылки нормативного закрепления института антикоррупционной экспертизы, правовая природа антикоррупционной экспертизы. Отличие антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов от других видов экспертиз, а именно, правовой, финансовой, лингвистической, экологической. Место антикоррупционной экспертизы в системе мер предупреждения коррупции. Во второй главе рассматриваются предмет антикоррупционной экспертизы, субъекты, которые могут проводить антикоррупционную экспертизу, и пределы их компетенции, правовое значение результатов антикоррупционной экспертизы. Рассматривается возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы. В третьей главе анализируются правила и методика проведения антикоррупционной экспертизы, дается общая характеристика коррупциогенным факторам законодательства. Коррупциогенные факторы законодательства раскрываются согласно утвержденной постановлением Правительства РФ методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

1. Антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации