Социально-педагогическое управление в деятельности социального педагога в школе

скачать (15778.6 kb.)

  1   2   3   4   5
Дипломная работа

Социально-педагогическое управление в деятельности социального педагога в школе

Оглавление
Введение

Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогического управления в образовательном учреждении

.1 Специфика социально-педагогического управления в образовательном учреждении

.2 Структура социально-педагогического управления в школе

.3 Модель социального управления в сфере социально-педагогической работы

.4 Классификация моделей социально-педагогического управления

Глава 2. Основы управления педагогическими системами

.1 Общие принципы управления педагогическими системами

2.1.1 Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами

.1.2 Системность и целостность в управлении

.1.3 Рациональное сочетание централизации и децентрализации

.1.4 Единство единоначалия и коллегиальности в управлении

.1.5 Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами

.2 Школа как педагогическая система и объект научного управления

2.3 Социально-педагогическое управление в деятельности социального педагога в образовательном учреждении

.3.1 Стили управления педагогическим коллективом

2.3.2 Профессиональные качества руководителя

Глава 3. Эффективность социально-педагогического управления в деятельности социального педагога в школе

.1 Анализ результатов экспериментальной работы выявления эффективности социально-педагогического управления в деятельности социального педагога в школе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение
Современные социально-экономические условия требуют от муниципальной системы образования, отдельного образовательного учреждения четкой работы ее внутренних компонентов. К таким компонентам можно отнести администрацию ОУ, педагогов, родителей и самих учащихся.

Достичь максимальной эффективности в управлении образовательным учреждением можно, но не только за счет внешних связей образовательного учреждения с другими социальными институтами, но и за счет его внутренних связей и ресурсов. В связи с этим, особенно важной становится задача обеспечения социально-педагогического управления в ОУ с целью решения проблем, входящих в зону взаимных интересов субъектов образовательного процесса.

Различные аспекты этой проблемы стали предметом исследования М.М. Поташника, A.M. Моисеева, В.П. Симонова, (управление современной школой), В.Г. Рындак (повышение квалификации руководителей), Г.К. Селевко, А.Г. Селевко (социально-воспитательные технологии), К.М. Ушакова (ресурсы управления школьной организации) и других. Однако многие проблемы социально-педагогического менеджмента в новых социально-экономических условиях по-прежнему остаются нерешенными.

Эффективность социально-педагогического управления в условиях модернизации образования состоит, прежде всего, в долговременности проекта, а также в том, что это - один из наиболее реальных путей прогнозирования развития школы, ее социального окружения, связей с внешним миром, культурного поля. В реальном образовательном пространстве желание вести качественное управление школой, не только с позиции самого руководителя, но и с позиции педагогического коллектива, социального педагога нередко не совпадают с возможностями. Поэтому, учитывая данный фактор, возникает необходимость поиска гибких подходов к социально-педагогическому управлению, в частности, в деятельности социального педагога школы. Определение главных принципов обеспечивающих эффективность социально-педагогического управления в деятельности социального педагога школы выступает первостепенной задачей.

Актуальность, теоретическое значение, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Социально-педагогическое управление в деятельности социального педагога в школе».

Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогического управления в образовательном учреждении
.1 Специфика социально-педагогического управления в образовательном учреждении
Социальное управление в системе образования имеет ряд особенностей. Он осуществляется в сфере педагогического «производства» и носит педагогический характер, являясь социально-педагогическим управлением. Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в образовательном учреждении, социальный педагог должен на профессиональном уровне владеть всеми функциями управления, которые в литературе рассматриваются как этапы или «относительно самостоятельные виды управленческой деятельности». Совершенно очевидно, что для грамотного выполнения этих функций он должен пройти специальную подготовку, которая представляется нам возможной и целесообразной в рамках обучения специальности «Социальный педагог» при включении в учебные планы дисциплин управленческой направленности.

Социальный педагог в специальной литературе представлен как «специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, с взрослым населением в условиях образовательных учреждений, по месту жительства. Социальный педагог призван обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления», то есть управлять процессом социального развития.

Рассмотрим в сравнении должностные обязанности социального педагога, представленные в его тарифно-квалификационной характеристике, и содержание управленческих функций менеджера, выделяемые П.И.Третьяковым.

Так, в должностные обязанности социального педагога входит:

. Изучение особенностей окружающей микросреды, условий жизни;

. Определение задач деятельности педагогов и учащихся по достижению целей;

. Участие в разработке и утверждении проектов и программ; определение форм, методов социально-педагогической работы, способов решения личных и социальных проблем воспитанников; организация реализации проектов и программ;

. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей в учреждениях и по месту жительства; организация различных видов социально ценной деятельности детей и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив; осуществление мер по социальной защите и реализации прав и свобод личности; работа по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями в плане организации помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;

. Изучение особенностей личности; выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении детей;

. Посредничество между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; помощь в установлении гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде; содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности воспитанников, забота об охране их жизни и здоровья; своевременное оказание детям социально-педагогической помощи и поддержки.

К управленческим функциям менеджера относятся:

. Информационно-аналитическая - самоанализ собственной управленческой деятельности; анализ информации о состоянии и развитии учебно-воспитательного процесса, уровне воспитанности учащихся, сведений о них;

.Мотивационно-целевая - выбор цели; определение стратегических и тактических задач; мотивация педагогов и учащихся на достижение цели; превращение мотивов в мотивы-цели;

.Планово-прогностическая - разработка программ достижения цели, комплексно-целевое планирование;

. Организационно-исполнительская - деятельность по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения цели;

.Контрольно-диагностическая - установление соответствия функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы на диагностической основе общегосударственным требованиям, нормативам;

.Регулятивно-коррекционная - внесение корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне, поддержание того или иного уровня организации системы в данной ситуации [18].

Таким образом, полного соответствия между должностными обязанностями социального педагога и функциями менеджера образования, конечно, нет. И это понятно, так как обязанности педагога сформулированы не с управленческих, а с социально-педагогических позиций. Тем не менее, определенная общность здесь прослеживается, подтверждая нашу мысль о том, что деятельность социального педагога по своему характеру приближена к деятельности менеджера-управленца.

Сегодня официально выделяется 12 специализаций по социальной педагогике: «Социальный педагог - организатор социально-педагогической работы с детьми и подростками»; «Социальный педагог образовательного учреждения» (7 специализаций); «Социальный педагог - воспитатель (педагог-воспитатель)»; «Социальный педагог исправительного учреждения» и т.д. Весьма показателен тот факт, что в обозначении некоторых специализаций присутствует термин «менеджер». Так, социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности представлен как «менеджер досуговой сферы», а социальный педагог - организатор физкультурно-оздоровительной работы представлен в специализациях как «менеджер физкультурно-оздоровительной работы».

В отличие от учителя-предметника, социальный педагог не является преподавателем учебных дисциплин, в его деятельности больше именно организационной работы управленческого характера, как с детьми, так и с педагогами. Социальный педагог может занимать любую ступеньку менеджмента. Он может управлять образовательным учреждением, педагогическим коллективом, воспитательной системой образовательного учреждения, взаимодействием участников педагогического процесса на основе знания человеческой психологии. А поскольку все управленческие действия должны осуществляться на правовой основе, он должен отлично владеть и правовыми основами управления.

В связи с этим сейчас на кафедрах социальной педагогики и психологии различных Педагогических институтов для специальности «Социальный педагог» введена специализация «Социальный менеджмент в системе образования». Она предусматривает введение в учебный процесс следующих дисциплин: «Основы социального менеджмента», «Особенности менеджмента в системе образования», «Психология управления», «Управленческое общение», «Управление педагогическими системами» и «Управление формированием и развитием личности».

Тем самым, наряду со специальными знаниями выпускник по специальности «Социальная педагогика» обретает довольно серьезный багаж знаний в области социального и, в частности, образовательного менеджмента. Следовательно, с учетом широкого круга специальных психолого-педагогических и других дисциплин он получит подготовку, позволяющую молодому специалисту легче адаптироваться к условиям рыночной экономики, в которых существует современная система образования.[22]
.2 Структура социально-педагогического управления в школе
Предполагаем, что для всех, изучающих науку управления и применяющих ее на практике, важно представлять себе сущность менеджмента не просто как набор методов и подходов к управлению, а как логически оправданную систему взаимосвязанных элементов, образующих структуру управленческой деятельности на предприятии. Относительно сферы образования, именно в этих знаниях заключается четкое представление структуры социально-педагогического управления в образовательном учреждении. Если в образовательном учреждении имеется служба управления, в таком случае необходимо профессиональное владение структурой управления, которое приведет к эффективным новообразованиям в учреждении в ходе планирования развития его самого. На современном этапе развития образовательной системы, к сожалению, не все образовательные учреждения формально имеют службу менеджмента (управления). Но если вспомнить определение «менеджмент», обратившись именно к процессу управления, мы в своей работе можем ориентироваться на работу администрации ОУ, работу социального педагога и учителей, ориентированных на развитие собственного образовательного учреждения. В своей работе, на основе изучения структуры и принципов менеджмента как отдельной науки, мы попытаемся наложить данную концепцию именно на структуру социально-педагогического управления в образовательном учреждении, для того, что бы понять ее структуру и найти наиболее показательные методы и формы исследования ее эффективности.[9]

Один из основоположников науки управления, француз Анри Файоль рассматривал учреждение как совокупность материального и социального организмов. Но сам Файоль, развивая науку управления, способствовал тому, чтобы его социальный организм разделился на две составляющие: административную (организация и управление) и человеческую (персонал). Поэтому сейчас мы можем говорить уже не о двух, а о трех «организмах» учреждения, которыми являются материальная база, персонал и менеджмент, как деятельность по организации работ и управлению учреждением, включая также взаимоотношения между людьми в их деятельности (рис.1).
Рис.1. Основные составные элементы учреждения.

Образовательное учреждение


Материальная база ОУ Менеджер ОУ Персонал ОУ
Именно менеджмент, как составляющая управления, соединяет персонал и материальную базу, устанавливает порядок преобразования персоналом исходных ресурсов в конечный продукт. В самом деле, невозможно предоставлять качественное образование, имея только классы, школьные принадлежности, материалы и людей. Надо еще руководить учреждением, то есть - организовать работу и заниматься текущим управлением его деятельностью.[14]

Но что значит организовать работу? В словаре русского языка АН СССР и в словаре Ожегова смысл слова организовать изложен как создать, наладить, устроить, упорядочить, внести во что-либо известный порядок. Применительно к нашему вопросу это означает построить структуру учреждения и создать систему управления. В совокупности структура предприятия и система управления образуют организационное обеспечение управления, статику менеджмента, которая переходит в динамическое состояние, как только руководители всех уровней начинают выполнять свои функции в процессе текущего управления предприятием. Исходя из этих соображений, структуру менеджмента укрупнено можно представить следующим образом, см. рис.2:
Рис. 2. Структура менеджмента


Рассмотрим основные составные элементы менеджмента.
.Структура учреждения.

Структура учреждения - это его внутреннее строение, совокупность функциональных областей, уровней управления и специализированных подразделений, каждое из которых имеет определенное назначение и связи с другими подразделениями по горизонтали и по вертикали для обеспечения деятельности предприятия.

Отсюда следует принцип построения структуры - образование взаимосвязанных функциональных областей и специализированных подразделений путем горизонтального разделения труда, а также формирование уровней управления по вертикали.

Горизонтальное разделение труда осуществляется на основе технологии производства путем организации служб и подразделений, специализированных в выполнении определенных видов работ и технологических процессов. При этом нельзя чрезмерно увлекаться специализацией, так как это приведет к дроблению работ и уменьшению их содержательности для персонала, а, значит, к отчуждению работников от общего результата работы предприятия и снижению их творческой активности.

Формирование уровней управления по вертикали производится исходя из норм управляемости, чтобы на каждом уровне управления начальники справлялись с объемом работ при управлении своими подчиненными. Для этого нужно сначала определить количество менеджеров нижнего уровня для управления участками работ, где персонал непосредственно выполняет свои производственные функции. После этого, также исходя из обеспечения норм управляемости, нужно определить необходимое количество менеджеров для более высоких уровней - для управления подразделениями, службами и так далее.

Для организации работы учреждений применяются бюрократические, адаптивные или смешанные структуры. Перед построением структуры необходимо определить состав линейных и штабных полномочий для того, чтобы предусмотреть в структуре соответствующие подразделения. Процедура построения структуры предприятия, как правило, включает следующие основные этапы работ:

.Анализ внешней среды, миссии, стратегии и технологии ОУ и определение наиболее подходящей структуры (бюрократической, адаптивной или смешанной) с учетом величины учреждения.

.Анализ системы образования, специфики учреждения выделение видов педагогической деятельности и образовательных процессов, которые требуют специализации учителей, заместителей директора. Организация специализированных подразделений для выполнения отдельных видов работ и технологических процессов - разделение труда по горизонтали (департаментализация).

.Организация структурных подразделений для выполнения функций по обслуживанию и консультации линейных подразделений.

.Определение (исходя из норм управляемости) количества уровней управления с учетом оптимальной цепи команд.

.Интеграция - установление взаимосвязи между подразделениями по вертикали и по горизонтали для обеспечения единства усилий всех подразделений для достижения целей учреждения.

В процессе построения структуры необходимо иметь в виду, что этапы работ по построению структуры учреждения тесно связаны и пересекаются с работами по созданию системы управления.

.Система управления.

Сущность управления заключается в воздействии субъекта на объект управления путем выполнения управленческих функций.

Систему управления будем понимать как совокупность руководителей всех уровней (субъектов управления), каждому из которых поручено управление своей сферой деятельности (объектом управления), для чего руководителям определены соответствующие функции, выделены ресурсы для их выполнения и предоставлены необходимые полномочия.

Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение работ. Существуют линейные и штабные полномочия. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются от начальников к подчиненным и непосредственно связаны с основной производственной деятельностью, направленной на создание продукции и оказание услуг. Штабные полномочия - это полномочия консультативного и обслуживающего аппарата (штаба), который, в основном, создается для помощи линейным руководителям в принятии решений. Штабной аппарат стал необходим в связи с ускорением изменений и усложнением внешней среды, технологии, методов и моделей принятия управленческих решений, для чего потребовались специально подготовленные работники.

Делегирование полномочий - это передача полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Благодаря этому руководство предприятия обеспечивает управляемость организации, предоставляя руководителям каждого уровня управления возможность выполнять возложенные на них функции. Именно это имела в виду М.П. Фоллет, которую иногда называют матерью современного менеджмента, когда говорила, что сущность управления заключается в том, чтобы добиться выполнения работ другими работниками.

Пределы полномочий ограничены вне предприятия существующими законами, а внутри - нормативными документами, должностными инструкциями, традициями. При делегировании полномочий необходимо иметь в виду, что делегирование не может быть эффективным, если не соблюден принцип соответствия полномочий и ответственности. Тем не менее, несмотря на то, что каждое лицо, получившее полномочия, принимает на себя ответственность за их выполнение, ответственность высшего руководителя за все, что происходит на предприятии, не дробится и не делегируется подчиненным.[9]

Таким образом, принцип создания системы управления учреждением заключается в том, чтобы, провести разделение труда по вертикали, которое осуществляется путем делегирования линейных полномочий сверху вниз по уровням управления, сформированным при построении структуры предприятия. В результате в структуре определяются руководители всех уровней (субъекты управления) и подчиненные им сферы контроля (объекты управления), создается иерархия уровней управления и образуется цепь команд. Кроме делегирования линейных полномочий сверху вниз, нужно определить штабные полномочия, обязанности руководителей по координации (стыковке) работ подразделений по горизонтали и обеспечить интеграцию деятельности всех подразделений для достижения общих целей организации.

Содержание и методы работ при выполнении перечисленных выше функций в процессе управления учреждением определяются для каждой функции в отдельности. При этом необходимо применять методы и подходы к управлению, накопленные практикой менеджмента и отвечающие содержанию и характеру реализуемых функций. Например, для реализации функции мотивации персонала могут применяться методы, начиная с древнего (кнут и пряник) и включая современные содержательные и процессуальные теории мотивации.

Функция контроля в зависимости от сферы применения требует для своей реализации применения самых разных методов, например статистических. Особое положение среди подходов к управлению занимают системный и ситуационный подходы, которые нужно всегда применять при реализации управленческих функций. Такое же особое положение занимает процессный подход, который применяется не для реализации функций, а для формирования из них процесса управления.

Приведенный состав функций позволяет на основе процессного подхода построить модель управления ОУ и показать на ней процесс управления как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений на разных уровнях управления. Как правило, оперативные решения, принимаемые директором, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик образования при управлении учреждением, а также на улучшение качества образования и образовательного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности директора, например, на изменение организации работ, на повышение квалификации и мотивации персонала.

По достижению поставленной цели, выбранная модель менеджмента в образовательном учреждении поставляется образовательный рынок сбыта, и поставщик получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался - взаимодействием с внешней средой.

Для завершения создания системы управления образовательным учреждением необходимо разработать нормативные документы, указывающие, как надо выполнять указанные выше функции их исполнителями. Только когда будет определено, кто, что и как делает при управлении учреждением, можно будет сказать, что система управления образовательным учреждением сформирована.[19]

.Текущее управление образовательным учреждением.

Конечно, модель управления, представленная на рис.3, всего лишь концептуальная схема, принцип управления образовательным учреждением.

В реальной жизни от постановки цели по развитию учреждения и до его выполнения реализуется не один подобный цикл (процесс) управления. При этом последовательно выполняются управленческие функции, которые необходимы для управления работой на данном конкретном этапе. Но это уже другие уровни управления.

Особенность представленного на рис.3 процесса управления заключается в том, что он включает в себя два аспекта управления учреждением: общее руководство и оперативное управление.

На примере образовательного учреждения, общее руководство осуществляется высшими руководителями предприятия - директором, и включает в себя взаимодействие с внешней средой, определение стратегии и политики, принятие стратегических и наиболее важных оперативных решений, организацию работ, подбор, подготовку и мотивацию персонала.

Оперативное управление осуществляется руководителями среднего - заместителями директора и низшего звеньев управления и включает в себя планирование, подготовку и управление производством, контроль, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие оперативных решений и внедрение мероприятий.

Разделение функций между двумя аспектами управления носит в известной мере условный характер и, конечно, не является абсолютным. Смысл выделения двух аспектов управления заключается в том, что функции общего руководства как бы настраивают производственный процесс на нужный режим, задавая ему определенные параметры, которые в дальнейшем поддерживаются за счет оперативного управления.

При рассмотрении процесса управления следует иметь в виду, что оба аспекта управления - общее руководство и оперативное управление тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. На это мы уже обращали внимание, когда говорили, что при внедрении мероприятий для реализации оперативных решений иногда приходится вторгаться в сферу ответственности высшего руководства - изменять организацию работ, повышать квалификацию и мотивацию персонала и т.д. Это нашло отражение и на модели управления предприятием (рис.3). Важно, что в совокупности эти два аспекта управления образуют концептуальную модель, которая наглядно изображает полный цикл управления на уровне учреждения.

Причем, если в процессе управления по результатам контроля и анализа полученной информации будут подготовлены, утверждены руководством, и внедрены в производство мероприятия, необходимые для повышения эффективности деятельности, - следующий цикл управления повторится уже на более высоком уровне. В этом случае оперативное управление образовательным учреждением будет проходить по восходящей спирали с повышением эффективности деятельности после каждого успешного цикла управления. Если затем обобщить мероприятия, необходимые для повышения эффективности образовательной деятельности в основные факторы эффективности и наглядно представить их вместе с восходящей спиралью в виде модели, можно получить модель эффективного управления образовательным учреждением. На наш взгляд такую модель можно рассматривать как концепцию эффективной деятельности учреждения [21].

Модель эффективности предприятия

Как уже отмечалось, обобщенными факторами, представляющими основу эффективности учреждения, являются материальная база и квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе.

Тогда «Модель эффективности предприятия» приобретает следующий вид:
Рис. 3
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации