Развитие словесно-логического мышления у школьников в процессе изучения математики

скачать (28.5 kb.)

Задание 1



Разработать систему заданий по формированию одного из приемов умственных действий;

Анализ и синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Аналогия

Ответ:

При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 10 возможны такие задания:

Классификация

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Цель системы заданий: научить детей прибавлять к числу 1 и 2 и вычитать из числа 1, 2

Содержание заданий:

Разбейте данные выражения на две группы по какому-то признаку:
) 3+1, 4-1, 5+1, 6-1, 7+1, 8-1

+1 4-1

+1 6-1

+1 8-1
) 5+1, 4+2, 6+1, 8-2, 7-1, 5+2,8-1, 9-2

+1 4+2

+1 8-2

-1 5+2

-1 9-2
3) 4+2, 7-2, 8+2, 3+2, 8-2, 1+2, 5-2, 9-2

+2 7-2

+2 8-2

+2 5-2

+2 9-2
) 3+1, 1+9, 4+1+1, 6-1, 2-1, 7+1,3-1, 1+2, 6+1+1

+1 4+1+1 6-1

+1 1+2 2-1

+9 6+1+1 3-1
) 1+4, 2+1, 5+1, 1+6, 6+1, 1+7

+4 2+1

+6 5+1

+7 6+1
) 2+1, 5+2, 7+2, 2+6, 6+2, 2+3

+1 5+2

+6 7+2

+3 6+2
Подчеркните суммы синим цветом, а разности красным цветом. Вычисли значения сумм и разностей:
) 5+1, 4+2, 6+1, 8-2, 7-1, 5+2,8-1, 9-2
По каким признакам можно разложить пуговицы в две коробки?

Рассматривая пуговицы с точки зрения их размеров, положим в одну коробку 2 пуговицы, а в другую 1,

с точки зрения цвета: 2 и 1,

с точки зрения формы: 2 и 2.

На сравнение

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Цель системы заданий: закрепление умения складывать и вычитать числа в пределах 10, применять сочетательное свойство сложения.

Содержание заданий:

В чем сходство и различие:

) выражений: 6+2 и 6-2; 6+(2+1), (6+2)+1 и 6+3; 6+2=8 и 8-6=2

) равенств: 4+5=9 и 5+4=9

) чисел: 32 и 45; 32 и 42; 32 и 23; 1 и 11; 2 и 12; 111 и 11; 112 и 12

) текстов задач: Коля поймал 2 рыбки, Петя - 6. На сколько больше поймал рыбок Петя, чем Коля?

Коля поймал 2 рыбки, Петя - 6. Во сколько раз больше поймал рыбок Петя, чем Коля?

) геометрических фигур

На анализ и синтез

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Цель системы заданий: закрепление умения складывать и вычитать числа в пределах 10, применять сочетательное свойство сложения.

Содержание заданий:

) прочитай по-разному выражения:6-2 (6 уменьшили на 2, разность чисел 6 и 2, из 6 вычесть 2, уменьшаемое - 6 вычитаемое - 2)

) прочитай по-разному равенство: 9-4=5 (9 уменьшить на 4, получим 5; 9 больше 4 на 5, разность чисел 9 и 4 равна 5; 9-уменьшаемое, 4-вычитаемое, 5-значение суммы, число 4 меньше 9 на 5)

) разгадай правило, по которому составлена таблица, и заполни пропущенные клетки:


4

6

9

3

8

6

5




2




5

7

8

2










4




6

4) Выложите из 13 палочек 6 одинаковых квадратов.

5) Как можно к трем прибавить пять разными способами?

) Расшифровать волшебное слово. Для этого надо решить примеры и записать букву, которая соответствует ответу.
У 1 + 4 Ж 10 - 4

Р 3 - 1 Б 6 - 3

А 3 + 4 Д 4 + 1
) Найди результат, пользуясь решённым примером:
+4=7

+5=

+6=

+7=
) В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в неё, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Обобщение

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Цель системы заданий: закрепление умения складывать и вычитать числа в пределах 10, применять сочетательное свойство сложения.

Содержание заданий:

Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило:
) 0+1

+3

+4

+5

Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечётное.
) 1-0

-1

-2

-3
Вывод: если из последующего числа вычесть предыдущее, то получится 1.
) 2+4-4

+7-7

+3-3
Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.

) Составьте примеры на сложение и вычитание с ответом 5.

Аналогия

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.

Цель системы заданий: закрепление умения складывать и вычитать числа в пределах 10, применять сочетательное свойство сложения.

Содержание заданий:

) Раскрытие состава чисел проводится с опорой на наглядность. Используется состав чисел для введения новых вычислительных приемов сложения и вычитания по частям, перестановкой слагаемых:
+4=5+1+1+1+1=5+1+3=5+2+2=5+3+1, 9-4=9-1-1-1-1=9-1-3=9-2-2=9-3-1, 2+5=5+2=5+1+1.
2) Установление взаимосвязи между сложением и вычитанием. К любому примеру на сложение следует составить два примера на вычитание, а к любому примеру на вычитание пример на сложение и вычитание.
+2=5 7-2=5 5-2=3 7-5=2 5-3=2 5+2=7

словесный логический суждение математика

Задание 2



Разработать фрагмент урока, предусматривающий обучение одному из способов обоснования истинности суждений:

Эксперимент

Индуктивные рассуждения

Дедуктивные рассуждения

Рассуждения по аналогии

Ответ:

Тема: Прибавление и вычитание чисел 1 и 2.

Цели:

.Отработка умения прибавлять и вычитать числа 1, 2; закрепление знаний составных элементов задачи, умения решать задачи на нахождение суммы.

. Способствование развитию мышления, памяти, внимания, математической правильной речи.

. Воспитание культуры учебного труда, интереса к изучению математики.

. Содействие развитию эмоциональной сферы учащихся, сохранению психического и физического здоровья.


Этап урока, его задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и формы

Решение задач Цель: 1) Отработка умения прибавлять и вычитать числа 1, 2; 2) закрепление знаний составных элементов задачи, умения решать задачи на нахождение суммы. Самостоятельная работа Цель: проверка навыков овладения умения прибавлять и вычитать числа 1,2.

Посмотрите вокруг себя. В классе « спрятались» примеры. На какие две группы их можно разделить? 5 + 1 = 4 + 2 = 6 + 1 = 8 - 2 = 7 - 1 = 5 + 2 = 8 - 1 = 9 - 2 = - Ребята, какие этапы задачи вы знаете? ( - Прочитаем задачу вместе. - Что нам известно? - Что нужно узнать? Перечитайте вопрос задачи. - Как узнать, сколько всего пирожков? - Начертите в тетради схему к задаче. - Запишите решение и ответ. - Проверка: посмотрите на таблички и скажите, какое из решений вы считаете верным? - Почему? Проверьте своё решение в тетради. 1 вариант: - Те ребята, у кого на карточке расцвели солнечные одуванчики, примеры с ответом 6 раскрасят, синим карандашом, с ответом 7 - красным карандашом. 6+0, 8-1, 5+1,5+2,4+2,9-2 2 вариант: Тем ребятам, у кого на карточке синие колокольчики, нужно сравнить выражения или числа, поставить вместо точки знаки «больше», «меньше» или «равно». - Что нужно сделать, прежде, чем сравнивать? 6 + 2 * 10 8 - 1 * 8 - 2 7 - 2 * 5 9 * 4 + 2

1) на сложение и вычитание 2) с числом 1 и с числом 2 3) с ответом 6 и с ответом 7. Условие, вопрос, решение, ответ 2 + 2 =4 (п) Ответ:4п. 2 - 2 =0 (п.) Ответ: 0. Найти значение выражений и подписать их сверху, над знаком

Беседа, фронтальный опрос Работа в тетрадях Дифференцированная работа по карточкам.


Список литературы
1. Алферов А.Д. Психология развития младшего школьника: Учебное пособие по психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 384с.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2006. - 208 с.

3. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. - М.: Просвещение, 2004. - 230 с.

. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 38-43

5. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика развития логического мышления в начальных классах. - М.: Просвещение, 2006 г. - 369 с.

6. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 2005, - 142 с.

7. Баряева Л.В. Математическое развитие. - СПб.: Питер, 2008. - 284 с.

8. Березин В.Н. Умения и навыки творческой работы при решении задач по математике. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 218 с.

9. Бурдин А.О. Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе. - М.: Педагогика, 2006. - 178 с.

. Бурлакова Устный счет на уроках математики. // Начальная школа. - 2005. - №10. - с. 29-50

11. Виленкин Н.Я., Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 3. Учебник для 1 класса. - М.: Баллас, 2006. - 196 с.

12. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика» // Начальная школа. - 2007. - №9 - С. 68.


Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации