Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе

скачать (385 kb.)

  1   2   3   4   5
Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе

Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

.1 Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе

.2 Понятие культуры межнационального общения

.3 Особенности формирования культуры межнационального общения у младших подростков

.4 Проблемы воспитания культуры межнационального общения

1.5 Культура межнационального общения в современной школе

1.6 Воспитание толерантности в системе образования

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

2.1 Изучение уровня этнокультурной компетентности младших подростков

2.2 Формирование культуры межнационального общения у младших подростков

2.3 Анализ полученных результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Проблема межнациональных отношений, представлений и стереотипов о людях другой национальности является актуальной. Для России - многонационального государства - эта проблема всегда относилась к первостепенным и важным. Среди причин возникновения данной проблемы являются: кардинальные социально-политические события в стране, резко изменившие национальный состав социального пространства, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы. Тем более что этнические стереотипы характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью. Все это ставит ребенка в поле социально-психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Конец XX - начало XXI века характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Волна насилия и преступности среди учащихся не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты. Необходимо формировать знания, умения и навыки поведения толерантного, принимающего, позитивно-активного в отношениях с другими расами, этносами, народами, нациями. В этих целях 25 августа 2001 года было принято Постановление о федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)». Задачами Программы является разработка мер, методов, механизмов, систем учебных программ, социокультурных технологий и т.д. для формирования у граждан толерантного сознания. В число задач также входят: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности, формирование норм социального поведения; пропаганда миролюбия, повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; повышение действенности межэтнического и межконфессионального диалога; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.

Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.

Выявлению сущности культуры межнационального общения посвящены работы философов, психологов, педагогов, в том числе Н.А. Асиповой, З.Т. Гасанова, А.Р. Исаева, J1.H. Коган, В.П. Комарова, А.Н. Некрасовой, JI.3. Немировской, И.И. Серовой, К.И. Султанбаевой и др.

Проблематика культуры межнационального общения рассматривалась также педагогами-теоретиками Г.Н. Волковым, Р.Т. Гардановым, А.И. Доронченковым, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаевой, B.C. Мухиной, А.Б. Панькиным, Э.А. Саракуевым, М.Г. Тайчиновым в контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии, интернационального и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Различным проблемам формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения в рамках школьного образования в полиэтнических обществах посвящены исследования В.Х. Абэляна, И.А. Дадова, И.В. Жуковского, З.Т. Гасанова, Т.Н. Бартеневой.

По их мнению, культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, эти ученые выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей. Однако, эти авторы не в полной мере рассматривают культуру межнациональных отношений в контексте культуры личности, без учета возрастных особенностей учащихся. Поэтому этот аспект нуждается в более глубоком и всестороннем анализе и осмыслении.

Сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему посредством образования уделяли внимание многие российские и зарубежные исследователи - А.Г. Асмолов, B.C. Библер, А.А. Бодалев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, И.И. Халеева, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др. Эти ученые в своих исследованиях применяют диалоговый подход, ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п. Они обращают внимание на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных национальностей должно произойти интеллектуальное постижение особенностей чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности.

Возникли концепции многокультурного образования Г.Д. Дмитриева, поликультурного образования В.В. Макаева, З.А. Мальковой. Ведутся исследования в области мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, А.В. Шафиковой, вопросы воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности находятся в поле научного внимания О.В. Лебедевой, Н.В. Мольденгауэр, А.Д. Солдатенкова и других ученых.

Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования культуры межнационального общения у младших подростков остается недостаточно изученной. Так в научных исследованиях мало внимания уделяется изучению функций и структуры рассматриваемого качества, практически нет работ, раскрывающих пути его формирования. Не описаны в должной мере процесс и условия эффективного формирования культуры межнационального общения.

Цель исследования: изучение педагогических условий формирования культуры межнационального общения у младших подростков.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - процесс формирования культуры межнационального общения в современной школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

Изучить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в педагогической и психологической литературе.

Выявить особенности формирования культуры межнационального общения в современной школе.

Изучить уровень этнокультурной компетентности младших подростков.

Разработать примерную программу, определить направления в работе по формированию культуры межнационального общения в современной школе.

Теоретической основой исследования являются работы, посвященные теории культуры межнационального общения Р.И. Кусарбаева, В.П. Комарова, И.И. Серовой, З.Т. Гасанова, Н.А. Асиповой; выявлению особенностей общения детей B.C. Мухиной, М.В. Гамезо, JT.M. Орловой, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, Г.А. Цукерман, М.И. Лисиной и др.; о роли

общения в развитии личности J1.C. Выготского, А. В Запорожца, Е. Г. Злобиной, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А.В. Мудрик; психологические исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.; исследования Б.Ф.Ломова, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой; культурологического подхода М.М. Бахтина, Е.Б. Бондаревской, И.А. Колесниковой и др.

В основе нашего исследования лежит следующая гипотеза. Рассматривая процесс формирования культуры межнациональных отношений у младших подростков как многокомпонентный, управляемый, основанный на культуре межличностных отношений, можно предположить, что его организация будет более успешной на основе культурно-антропоцентрического подхода и при использовании совокупности средств: рефлексивная деятельность, включающая самоанализ и осмысление ценностей различных культур; упражнения детей в общепринятых формах ценностных отношений к другим культурам; диалогическое общение (имитирующее общение, симулятивное общение, аутентичное общение); вовлечение ребенка в развивающие ситуации и имитационные игры; педагогическая помощь и адаптация форм и методов к личности ребенка; социально значимая совместная деятельность педагогов и учащихся, направленная на укрепление межнациональных контактов.

В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования:

теоретический (изучение социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

практический (основанный на результатах исследования)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
.1 Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в современной школе
В последнее время все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности.

Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, - это множество языков, культур, традиций [5]. К примеру, Пензенский край (Пензенская область и территории, входившие ранее в состав пензенской губернии) оказался исторически расположенным на стыке двух миров (кочевого и земледельческого), трех языковых групп (финской, тюрской, славянской) и трех культур (языческой, мусульманской и христианской). Это во многом определило своеобразие национального состава края, который стал местом рождения русских, мордвы - мокши, татар - мишар, буртасов, мещеры [3, с.5].

Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов Росси - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России [5]. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.

Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи. Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной. Поражает статистика почти полного отсутствия у школьников и студентов вузов представлений о народах России, их традициях, искусстве, даже их названиях.

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как показывают исследования Собкина B.C., отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников. Другие исследователи отмечают, что уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам. Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы» [1, с.ЗЗ].

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений, по мнению исследователей, является воспитание культуры межнационального общения.

Согласно Гасанову З.Т., культура межнационального общения - это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде [2]. Из данного определения следует, что любой человек является культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации