Учет как общая функция менеджмента

скачать (4687.8 kb.)

  1   2   3
РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: Учет как общая функция менеджмента

Содержание

учет менеджмент функция

1. Сущность и содержание функции учета

. Цели и принципы функции учета

. Виды учета и их назначение

. Структура учета и его место в процессе управления

. Организация учета на предприятии

Заключение

Список литературы

1. Сущность и содержание функции учета
Информация как ресурс системы управления необходима для функционировании любого предприятия. Ни одна из функций управления не может быть осуществлена, если не будет обеспечено соответствующее поступление информации к лицам, её анализирующим. Менеджеры фирм, прошедшие обучение по вопросам управления, научились ценить информацию и знают, какие выводы можно сделать, основываясь на неё. Трудно себе представить работу исследователей истории прошлого, если бы не данные, которые собрали и зафиксировали в документах предшественники, проникшиеся сознанием важности информации.

Информация, необходимая для управления предприятием, чрезвычайно обширна по своему объему, имеет множество источников и ее зачастую трудно получить.

Организованный сбор, регистрацию, классификацию и выдачу потребителям требуемой информации обеспечивает функция учета.

Учетная информация и функция учета в системе управления предприятием используется гораздо шире, чем многим это представляется. Пользователи информации, обеспечивающие управление предприятием, могут быть разделены приблизительно на три группы:

. те, кто управляют предприятием;

. те, кто находятся вне предприятия и имеют прямые финансовые интересы в нем;

. те лица, группы или агентства, которые проявляют непрямой финансовый шдаї рее к предприятию.

Потребности указанных пользователей определяют основные массивы учетной информации, методы и формы ее учета.

Рассмотрим их более детально.

Пользователи учетной информации.

Руководство и менеджеры предприятия являются главными пользователями учетной информации. Она необходима им для осуществления планирования, контроля, анализа и регулирования различных сторон деятельности предприятия. Основными подсистемами, использующими учетную информацию, являются:

) финансовая;

) производственная или оперативная;

) рыночная;

) кадровая;

) система руководства осуществлением проектов;

) вспомогательные системы.

Содержание этой учетной информации будет рассмотрено ниже.

Пользователи с прямым финансовым интересом. Эта группа пользователей учетной информации о деятельности предприятия представлена фактическими и потенциальными инвесторами и кредиторами. Для принятия решений об инвестировании или кредитовании они пользуются финансовой информацией, содержащейся в официальной финансовой отчетности предприятия. Как мы видим, финансовая учетная информация, помимо использования внутри предприятия руководством, выдается инвесторам и кредиторам, находящимся вне предприятия.

Пользователи с непрямым финансовым интересом. Сюда относятся разнообразные группы пользователей: налоговые органы, централизованные плановые органы, органы государственного регулирования деятельности предприятий, профсоюзы, общественные организации и др. Каждый из перечисленных потребителей использует финансовую информацию для своих целей. Так, налоговая инспекция использует финансовую информацию для контроля правильности уплаты предприятием различных налогов, а органы планирования экономики обобщают данные предприятий для определения национального дохода, ВПП и др.

Следует заметить, что рассмотренный состав пользователей не только использует учетную информацию в своей деятельности, но и сам является источником информации, которую необходимо учитывать на предприятии.

По отношению к предприятию информацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация. Само название указывает на то, что данный вид информации содержит сведения, которые предприятие использует для оценки влияния внешних факторов, а также сведения, которые предприятие выдает внешним потребителям. По отношению к предприятию внешняя информация является входящей (фактор внешней среды) и исходящей (данные о деятельности предприятия).

Входящая информация отражает состояние и процессы изменения, происходящие во внешнем окружении предприятия. Это данные о поставщиках, трудовых ресурсах, развитии технологии, конкурентах, потребителях, экономических и политических явлениях и т. п. Она труднодоступна, сбор ее затруднен и стоит дорого. Однако без получения такой информации предприятие не сможет прогнозировать свою деятельность и принимать обоснованные управленческие решения. Каналы получения внешней информации различны: официальные статистические сборники, маркетинговые исследования рынка, специальные опросы, неформальные источники, предоставляющие нужную информацию, пресса, телевидение и др.

Исходящая внешняя информация содержит сведения о результатах работы предприятий. Она выдается в виде установленных финансовых отчетов, содержащих данные о том, насколько успешно были достигнуты цели в плане прибыльности и какова ликвидность предприятия. Эти сведения используются пользователями с прямыми финансовыми интересами (инвесторы, кредиторы) и с косвенными финансовыми интересами (налоговые органы, государственные регулирующие органы, государственные планирующие органы, общественные организации и т. п.). Информация, включаемая в финансовые отчеты, охватывает фактически данные, подытоженные для потребителя, и отражает операции, которые предприятие уже завершило.

Внутренняя информация охватывает все виды учетных данных, которые измеряются, обрабатываются и передаются для внутреннего использования руководством. Характер, объем и степень детализации этой информации различны. Внутренняя информация характеризует хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии.

Его объектами являются заготовка, приобретение и расходование материальных» ресурсов, использование топливно-энергетических ресурсов, нормированное и отработанное время, выработка рабочих-сдельщиков, затраты на производство, движем полуфабрикатов и остатков незавершенного производства, объем выпуска продукции, ее отгрузка и реализация, расчет с поставщиками, покупателями, заказчиками банками, финансовыми органами, учредителями и т. п. Перечисленная информация относится к различным подсистемам.

Из изложенного видно, что функция учета представляет собой процесс формирования различной по назначению и использованию финансовой, управленческой, стратегической и оперативной информации.

Учет как общая функция менеджмента - это процесс (работа), состоящий из операций наблюдения, восприятия, измерения и фиксации (регистрации) фактов, процессов, явлений природы или общественной жизни.

Концептуальная схема функции учета представлена на рис. 1.



Рис. 1. Концептуальная модель функции учета
Учет возможен лишь тогда, когда есть в наличии какой-либо факт. Факт в управлении производством представляет собой получение какого-либо конечного или промежуточного результата.

Для учета важно наличие полученного результата.

Наблюдение представляет собой сбор данных, который может осуществляться внешним или внутренним образом по отношению к человеку.

Факт свершения события может наблюдаться человеком или с помощью специального оборудования.

Восприятие - это отражение наблюдаемых фактов, предметов, явлений в совокупности их свойств и особенностей, воспринимаемых человеком.

Это реакция человека не на происходящие события, а на то, что человеком воспринимается как происходящее. Это свойство человека чрезвычайно важно для повышения достоверности учетной информации.

Измерение - это выражение учитываемого факта в определенных единицах измерения.

Фиксация (регистрация) состоит в закреплении данных о параметрах и свойствах, воспринятых и измеренных учитываемых фактов на любом носителе информации.

Последовательность реализации рассмотренных операций представляет собой процесс учета.
2. Цели и принципы функции учета
Учет может быть представлен как процесс обмена информацией, отражающей различные виды деятельности предприятия во внешней среде. Как нам известно, обмен видами деятельности представляет собой отношения между функционирующими субъектами. Предприятие как субъект рыночной экономики формирует отношения между тремя участниками:

. физическими лицами - работниками предприятия, акционерами;

. юридическими лицами - поставщиками, потребителями, общественными организациями и пр.;

. государством, представленным конституционными юридическими лицами.

Между участниками обмена существуют имущественные, организационные, хозяйственные и др. отношения. Связующим звеном между субъектами этого сложного обмена является учет.

Отсюда вытекает общее назначение функции учета: обеспечение учета всех объектов носителей стоимости и субъектов права собственности на объекты стоимости, являющиеся элементами рыночной экономики.

Основной целью функции учета является формирование качественной и всесторонней информации о хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и своевременное предоставление требуемой информации пользователям.

Учет - это одна из важнейших функций управления, обеспечивающая информационную связь с управляемыми объектами функций анализа, контроля и регулирования. Только лишь зафиксированные (учтенные) данные о происходящих событиях, возникающих явлениях, изменяющихся факторах, протекающих процессах, полученных результатах, могут быть использованы в менеджменте в качестве информации. Устная информация, переданная от одного лица к другому, также учитывается в памяти получателя и отправителя. Однако не перенесенная на другие носители информации, она теряет свое значение для третьих лиц и со временем исчезает как данные. Учетная деятельность обеспечивает протекание всех управленческих процессов. Учетные данные служат источником объективной информации о действительном состоянии дел в организации и поведении ее внешней среды. Без точного и всеохватывающего учета невозможно принимать управленческие решения и требуемым образом регулировать процессы, протекающие в системе.

Указанное выше дает все основания для выделения учетной деятельности в отдельную важную функцию управления. Следует заметить, что многие авторы книги области менеджмента, без особого основания, учет не выделяют в составе общих функций управления.

Реализация общей цели функции учета обеспечивается общими принципами построения процесса учета.

Принципы реализации учетной деятельности

В специальной литературе приводится много принципов реализации учета. Исходной же посылкой является его информационная сущность. Все три вида учета содержат базовую информацию для осуществления анализа и планирования, контроля и регулирования.

Практика показывает, что менеджеры чаще всего работают в условиях информационной перегрузки. Вместе с необходимой информацией к менеджеру передается и несущественная информация. В условиях информационной перегрузки менеджер, даже при большом желании, не в состоянии переработать все данные. Следовательно, определенная часть данных остается невостребованной и бесполезной.

Полезность информации определяется пользователем. Поэтому пользователь (а не разработчик информационной системы) должен определять те показатели и параметры, которые необходимо учитывать.

Также важно определить форму и содержание учетных документов, поступающих к пользователю.

Эти два важных условия выполняются в функции учета при соблюдении следующих принципов.

Принцип существенности информации.

Менеджер должен получать только ту информацию, которая ему нужна для принятия решений или для выполнения других видов деятельности. Однако менеджер редко может отчетливо представить, какая и когда ему требуется информация. Нужно учитывать и тот факт, что одни и те же данные используются различными менеджерами. Функция учета обладает свойствами системности. Тем не менее, учетная информация должна обладать способностью влиять на принятие решений пользователем и удовлетворять его интересы в нужное время.

Науке известно, что чем меньше мы понимаем то или иное явление, тем больше нам требуется переменных, чтобы его объяснить. Большое число переменных снижает существенность информации.

Соблюдение принципа существенности информации достигается при определении состава задач учета и их системной увязке в рамках оргструктуры управления предприятием. Состав задач учета должен включать только те задачи, которые обеспечивают принятие запрограммированных и не в чистом виде запрограммированных (вероятность появления ситуации велика) решений. Сюда относятся в обязательном порядке управленческие решения, принимаемые при анализе, планировании, контроле и регулировании.

Незапрограммированные решения, такие как выбор цели организации, выбор новой продукции, выбор типа оргструктуры управления, используют данные статистического и бухгалтерского (проблемного) учета.

Состав задач учета, обеспечивающих принятие подобных решений, формируется отдельно. Так как при проектировании оргструктуры управления задачи системно увязываются между собой, то вероятность соблюдения принципа существенности информации возрастает.

Принцип достоверности информации.

Понятие «достоверности» применительно к учетной информации предприятия относительно.

Учетная информация всегда направлена на отражение интересов хозяйствующего субъекта. Интересы лиц, причастных к деятельности предприятия (директора, бухгалтера, учетчика, налогового инспектора и т. д.), неодинаковы. Лицо, результаты деятельности которого учитываются, кровно заинтересовано в предоставлении такой информации, которая подтвердила бы эффективность и целесообразность его работы.

Следовательно, «экономическая информация не является объективной, независимой от интересов лиц, участвующих в хозяйственном процессе».

Для повышения объективности и правдивости представляемых данных необходимо в алгоритмы решения задач учета закладывать методы и процедуры сбора и обработки данных, а также возможность оценки передаваемой пользователю информации. Принцип сопоставимости информации.

Задачи анализа и планирования (особенно стратегического) используют учетные данные для сопоставления различных альтернатив. Поэтому информация учета должна быть представлена пользователю в сопоставимых единицах измерения. Анализ конкурентной среды или других факторов внешнего окружения будет бесполезной тратой времени, если аналогичные учитываемые показатели предприятия будут несопоставимы по методам обработки данных, временным периодам или единицам измерения.

Необходимость сравнения учетных и отчетных данных о результатах работы предприятий в целом по стране потребовало разработки единой системы и правил учета (независимо от форм собственности) и ведения отчетности. С этой целью Украина перевела системы учета и отчетности на мировые стандарты.

Соблюдение принципа сопоставимости обеспечивается государственным нормативным регулированием бухгалтерского учета. Принцип доступности информации.

Принимать стратегические решения в области развития предприятия возможно только на анализе информации о состоянии экономики, о работе конкурентов и др. данных. Такую информацию руководство предприятия должно получать из статистических документов, издаваемых государственными статистическими институтами. При социализме такие данные были уделом высших государственных органов и на уровень предприятия не попадали. В условиях рыночных отношений предприятия Украины не смогут эффективно работать без свободного доступа к учетно-статистической информации.

Принцип доступности предполагает целенаправленное распространение среди государственных и частных предприятий пользователей обширной системы статистических данных.

Доступность также необходимо рассматривать с точки зрения предоставления учетной информации в ясной для понимания форме, которую пользователь может использовать для принятия решений.

Рассмотренные общие принципы имеют отношение ко всем видам учета, т. е. к функции учета в целом.

Специфической особенностью функции учета является наличие разных концепций и целей, лежащих в основе построения каждого из видов учета. Функцию учета необходимо рассматривать как целостный процесс формирования учетной информации, которая позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью и оценивать свое положение в рыночной среде.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации