Формирование детского коллектива в начальной школе

скачать (364 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8


Содержание


Введение 2

1 Теоретические аспекты формирования детского коллектива 6

6

1.1 Ученический коллектив как психолого-педагогический феномен 6

1.2 Процесс формирования ученического коллектива 16

24

1.3 Особенности формирования коллектива в начальных классах 25

32

2 Опытно-экспериментальные работы по формированию детского коллектива в начальной школе 33

2.1 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы 33

37

2.2 Проведение опытно-экспериментальной работы 38

41

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 42

Заключение 50

Список использованных источников 55

Введение




Тема дипломной работы: «Формирование детского коллектива в начальной школе» была выбрана не случайна, так как она является очень актуальной.

Актуальность проводимого исследования:

Современное общество переживает многосторонний кризис, в котором жизнь человека не перестаёт быть остропроблематичной. Безработица, частая смена видов деятельности и трудовых коллективов, отчуждение и одиночество молодых и пожилых людей стали очевидными признаками времени. Человек нередко теряет способность управлять самим собой, не находит места в коллективе.

Такие проблемы захватывают с неменьшей остротой детей и детские коллективы, многие из которых не имеют навыков самоуправления, другие испытывают давление детских асоциальных групп или стремятся избежать пребывания в коллективе.

Педагоги П. Ф. Каптерев, Н. И.Пирогов, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский исследовали условия поддержки среди детей атмосферы товарищества и взаимопомощи. Б. Ленский проанализировал роль товарищеской среды в приучении школьников к «ограничению своих прав» и в «удовлетворении самобытной натуры ребёнка». А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский занимают особое место в становлении теории детского коллектива. А.С.Макаренко разработал основы методики сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнёс: теорию перспектив, включение детей в совместную деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные достижения и многое другое.

Цель ученического учебно-воспитательного коллектива - овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально - полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив. Поэтому рассматриваемая в данной дипломной работе тема: «Формирование детского коллектива в начальной школе» является очень актуальной на данном этапе развития гражданского общества и системы его образования.

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования детского коллектива в начальной школе.

На основании поставленных целей были решены следующие задачи:

1.Изучить литературу по педагогике и по рассматриваемой теме;

2. Изучить способы формирования детского коллектива в начальной школе;

3. Разработать и апробировать методику формирования детского коллектива в начальной школе на примере конкретного класса начальной школы.

Объект исследования:

В нашем опыте объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования – формирование ученического коллектива в начальной школе.

Методологическая база исследования составляет совокупность философских, психологических и педагогических идей и концепций.

Самоуправление в формировании коллектива детей младшего школьного возраста отражено разными науками.

Проблему формирования коллектива рассматривали философы Л. Б. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин, раскрывающие общие закономерности и противоречия развития коллектива и личности.

Психологи А. Г. Асмолов, А. А. Бодалёв, А. Н. Лутошкин и другие освещали вопросы коллективного общения детей и межличностных отношений их в коллективе.

Исследование осуществлялось поэтапно.

1-й этап – Проведение эксперимента по выявлению уровня формирования детского коллектива. Исследование проводилось в течении двух недель декабря 2004 года.

2-й этап – Проведение мероприятий, повышающих уровень развития самоуправления. Данные мероприятия проводились на протяжении полугода с января по май 2005 года.

3-й этап. - Проведение формирующего эксперимента. Сроки – конец мая 2005 года.

В зависимости от его задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом, поисково-творческом, проводился анализ исследуемой проблемы в теории и практике.

На втором, поисково-эмпирическом этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по разработке методики формирования детского коллектива в начальной школе на примере конкретного класса начальной школы. Анализировались результаты. Использовались следующие методы: наблюдение, тестирование, обработка экспериментальных данных, педагогический эксперимент.

На третьем, обобщающем этапе проводился анализ формирования детского коллектива. Была осуществлена систематизация результатов опытно-эксперементальной проверки, их обобщение и осмысление. На данном этапе использовались следующие методы: анализ и структурирование экспериментальной работы, обработка полученных результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования – школа № 50 города Кургана.

Дипломная работа выполнена с применением персонального компьютера, использован программный продукт Microsoft Word. Все расчеты произведены на основе программы Microsoft Excel.

  1   2   3   4   5   6   7   8



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации