Управление оборотным капиталом фирмы во внешнеторговых операциях

скачать (1499 kb.)

  1   2   3   4


УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ФИРМЫ

ВО ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ
Автор Дмитрий Ватлин, директор частного унитарного предприятия «Олимпик», г Гомель

соискатель кафедры «Мировая экономика»


Белорусского Государственного Экономического Университета

Dvatlin@ mail.ru
Предлагаемая автором статьи методика управления оборотным капиталом фирмы во внешнеторговых операциях дает возможность аналитикам фирмы уже на этапе подготовки внешнеторговых контрактов:

Данная методика применяется в случае, когда оплата происходит после отгрузки товара или инвестирования капитала во внешнеторговую операцию. Вариант получения от покупателя предоплаты или оплаты товара немедленно по факту поставки продавцом является, разумеется, наиболее предпочтительным. Однако, чаще всего в деловой практике оплата происходит не сразу, а в течение какого-то определенного договором периода. В этом случае экономическая привлекательность сделки для продавца определяется во многом сроком оплаты по внешнеторговому контракту, т.е. насколько и в течение какого срока получаемая от реализации партии товара по договору в течение срока оплаты выручка сможет скомпенсировать продавцу его затраты на приобретение или изготовление партии товара (C), его хранение, предварительное складирование, сертификацию, таможенную очистку, транспортировку и т.п.(переменные затраты VC), оплату персонала и офиса, телефонных переговоров т.п. ( постоянные затраты в каждом периоде FC) , налоговых отчислений (TX), банковских процентов за взятый в банке кредит (CR). Оставшаяся часть выручки и будет составлять чистую прибыль фирмы (NP) .

Представим графически время проведения внешнеторговой операции в виде временной шкалы и отметим на ней формирование финансовых потоков, составляющих сделку (направление финансовых потоков от временной шкалы означает движение финансового потока от фирмы, а в сторону временной шкалы – к фирме ) :

С



0 1 2 i n



VC , ,

Рис. 1 Схема формирования финансовых потоков внешнеторговой сделки, где

0 - нулевая точка временной шкалы, которая определяет время передачи партии товара от продавца к покупателю по сделке, начиная с которой у покупателя перед продавцом возникают определенные договором финансовые обязательства.

n - срок оплаты партии товара в периодах. Величина периода может быть разной. В данном случае для упрощения расчетов мы считаем ее равной одному месяцу.

Применяя методы математического анализа, автор получил следующую формулу для определения плнируемой чистой прибыли внешнеторгового контракта:
, (1)

где

- чистая прибыль от внешнеторгового контракта.

n – время исполнения контракта в периодах (срок оплаты по контракту в месяцах).

- цена продажи единицы товара в валюте страны импортера.

- цена покупки или изготовления единицы товара в национальной валюте.

- планируемый объем продаж товара (количество).

- курс национальной валюты по отношению к валюте платежа на начало первого периода.

FC – постоянные затраты за период (ежемесячно), не зависящие от объема реализуемой продукции.

VC – переменные затраты на сделку, зависящие от объема реализуемой продукции.

- коэффициент учета фиксированных затрат FC в себестоимости товара по данной сделке (изменяется от 0 до 1).

– коэффициент совокупного налогообложения выручки от реализации, изменяющийся от 0 до 1.

- годовая ставка процента по кредиту, приведенная к 100;

– величина периода реализации товара n в сутках ( в данном случае равно 30).

- коэффициент заимствования, определяющий размер заемного капитала. Изменяется от 0 до 1.

=- функция, определяющую размер получаемой выручки от реализации, зависящей от темпов изменения обменного курса а и инфляции b за один период

= - функция, определяющую влияние темпа изменения инфляции b за один период.

- функция, определяющая размер выплат банковских процентов, зависящую от темпа изменения инфляции b за один период.
Рассмотрим составляющие данной формулы с экономической точки зрения. Тогда:

1. - общая сумма выручки от реализации партии товара по внешнеторговому контракту за n – периодов( месяцев) с учетом изменения валютного курса и инфляции, уменьшенная на размер налоговых отчислений;

2. - общая сумма постоянных затрат, выплачиваемая фирмой за время совершения сделки (количество периодов n) с учетом изменения инфляции;

3.- часть стоимости изготовления или приобретения партии товара и переменных затрат, финансируемая фирмой из собственных средств и выплачиваемая ей в начале совершения внешнеторговой сделки;

4. - оставшаяся часть стоимости партии товара и переменных затрат, финансируемая фирмой из заемных средств и выплачиваемая ей с учетом инфляции каждый период (погашение основной части кредита);

5. - общая сумма процентов по кредиту, выплачиваемая экспортером с учетом инфляции каждый период.
Методика управления оборотным капиталом фирмы во внешнеторговых операциях основывается на вышеуказанном математическом аппарате и состоит из следующих этапов:

  1. Определение инвестиционной политики фирмы во внешнеторговых операциях

  2. Формирование инвестиционного портфеля фирмы во внешнеторговых операциях.

  3. Оценка эффективности управление инвестиционным портфелем фирмы во внешнеторговых операциях.


Определение инвестиционной политики фирмы во внешнеторговых операциях
Главной стратегией управленческого персонала любой фирмы, в том числе и внешнеторговой, является максимизация ее рыночной стоимости. В рамках этой глобальной стратегии выделим следующие виды инвестиционной политики фирмы при проведении внешнеторговых операций:

  1. Наступательная инвестиционная политика.

Ведет к увеличению рыночной стоимости фирмы через проведение агрессивной инвестиционной политики в области внешнеторговых операций.

Выделим инвестиционные цели такой политики, имеющие наступательный характер:

  1. Максимизация прибыли

  2. Максимизация рентабельности инвестированного (собственного) капитала.

  3. Увеличение доли рынка, контролируемого фирмой.

  4. Освоение новых товаров и рынков

Выбор агрессивной инвестиционной политики во внешнеторговых операциях часто означает увеличение риска, связанного со следующими факторами:

- проведение экспансионистской инвестиционной политики требует привлечения дополнительного заемного капитала, что ухудшает финансовое положение фирмы с точки ее рыночной стоимости и потенциальных инвесторов, и ведет к увеличению финансового риска планируемых внешнеторговых операций.

- освоение новых товаров и рынков ведет к увеличению предпринимательского риска, связанного с неопределенностью, присущей всем новациям.

- осуществление целей максимизации прибыли и рентабельности может привести к не продуманной ценовой политике и отпугнуть потенциальных клиентов повышенными ценами.

  1. Оборонительная инвестиционная политика.

Ведет к сохранению рыночной стоимости фирмы через проведение осторожной инвестиционной политики в области внешнеторговых операций.

Выделим инвестиционные цели такой политики, имеющие оборонительный характер:

  1. Фиксированное значение прибыли.

  2. Фиксированное значение рентабельности инвестированного (собственного) капитала.

  3. Сохранение доли рынка, контролируемого фирмой.

  4. Уменьшение риска внешнеторговых операций

Выбор чрезмерно осторожной инвестиционной политики во внешнеторговых операциях часто означает для фирмы ослабление ее позиций. Недостаточная рентабельность проводимых внешнеторговых операций и неприятие риска лишают управленческий персонал гибкости и мобильности в принятии решений, ухудшают динамику развития фирмы, не позволяя ей своевременно и адекватно реагировать на изменения, происходящие вокруг и внутри нее.

Компромиссным вариантом, по-видимому, будет являться проведение комбинированной инвестиционной политики, включающей в себя элементы наступательного и оборонительного характера.


  1. Комбинированная инвестиционная политика.

Ведет к увеличению рыночной стоимости фирмы через проведение комбинированной инвестиционной политики в области внешнеторговых операций, сочетая в себе элементы наступательной и оборонительной стратегии.

Выделим несколько примеров комбинирования инвестиционных целей такой политики:

  1. Фиксированное значение прибыли и увеличение доли рынка, контролируемого фирмой.

  2. Максимизация рентабельности собственного капитала и уменьшение риска внешнеторговых операций

  3. Сохранение доли рынка, контролируемого фирмой и освоение новых товаров и рынков.


Инвестиционные критерии отбора планируемых внешнеторговых операций.
Дадим описание критериев инвестиционного отбора планируемых внешнеторговых операций, указывая математическое определение каждого критерия и его применимость:

А) Критерии абсолютной эффективности внешнеторговых операций:

  1. Прибыль NP (см. формула 1). Данный критерий представляет собой величину чистой прибыли, полученной фирмой при реализации внешнеторговой операции за n периодов, является основным критерием оценки внешнеторговых операций.

  2. Выручка от реализации TO. Представляет собой величину выручки от реализации в национальной валюте, полученной фирмой при реализации внешнеторговой операции за n периодов, с учетом изменения инфляции и обменного курса валюты платежа.

(2)

Как правило, выручка от реализации редко применяется в качестве инвестиционного критерия. Однако, в том случае когда инвестиционная политика фирмы может быть направлена на увеличение доли рынка, выбор такого критерия представляется вполне разумным.

  1. Инвестированный капитал CP. Представляет собой капитал фирмы, необходимый для совершения сделки (стартовый капитал). Для внешнеторговой операции он будет равен величине стоимости партии товара и переменных затрат, необходимых для совершения сделки.

(3)

В условиях рационирования (недостаточности) собственного капитала фирмы, участвующего в формировании инвестиционного портфеля фирмы во внешнетоговых операциях, величина необходимого для совершения сделки капитала имеет огромное значение для инвестора.

Б) Критерии относительной эффективности внешнеторговых операций, основанные на определении годовой рентабельности планируемых внешнеторговых операций.

  1. Годовая рентабельность оборотного капитала . Определяется как отношение прибыли к товарообороту, приведенное к единому временному интервалу через коэффициент оборачиваемости (метод цепного повтора) и выраженное в процентах.

, где (4)

= , (5)

– величина периода реализации товара n,выраженная в сутках (равно 30).

  1. Годовая рентабельность инвестированного капитала.Определяется как отношение прибыли к инвестированному капиталу, приведенное к единому временному интервалу через коэффициент оборачиваемости (метод цепного повтора) и выраженное в процентах.

(6)

В условиях рационирования капитала , финансирование внешнеторгового проекта происходит частично из собственного капитала, частично из заемного. Однако, на стадии подготовки проекта обычно неизвестно, как окончательно будет финансироваться проект. Поэтому необходимо сначала определить финансовую осуществимость инвестиционного проекта в целом и только потом оценивать индивидуальную осуществимость для каждого участвующего источника финансирования (собственный и заемный капитал). Именно для оценки общей финансовой привлекательности внешнеторгового проекта и используется такой инвестиционный критерий как годовая рентабельность инвестированного капитала.

  1. Годовая рентабельность собственного капитала . Определяется как отношение прибыли к собственному капиталу, приведенное к единому временному интервалу через коэффициент оборачиваемости (метод цепного повтора) и выраженное в процентах.

, где (7) - собственный капитал фирмы (8)

. - коэффициент заимствования. (9)

Годовая рентабельность собственного капитала – важнейший критерий инвестиционного отбора внешнеторговых проектов, позволяющий инвестору определять эффективность использования собственного капитала фирмы во внешнеторговых операциях, сравнивать ее с другими инвестиционными возможностями, предлагаемыми рынком: например, с вложениями в ценные бумаги или в другие инвестиционные проекты.

В) Критерии временной окупаемости внешнеторговой операции. Делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные критерии временной окупаемости:

  1. Срок окупаемости m инвестированного во внешнеторговую операцию капитала.

Определяется как период, требуемый для возврата первоначальных инвестиций посредством накопленных и оставшихся в распоряжении фирмы потоков финансовых средств, полученных от реализации внешнеторговой операции. Срок окупаемости m определяется численными методами.

  1. Временная точка безубыточности внешнеторговой операции .

Определяется как срок исполнения внешнеторговой операции n, при котором чистая прибыль NP от сделки равна нулю. Цель анализа безубыточности – определение точки временного равновесия, в которой поступления от продаж равны издержкам на проданную продукцию. Когда срок исполнения контракта больше этой точки, фирма начинает терпеть убытки, а в точке временной безубыточности, где поступления равны издержкам, фирма ведет дела безубыточно.

Временная точка безубыточности внешнеторговой операции определяется графическими, при некоторых допущениях аналитическими или численными методами.

  1. Пороговое значение времени исполнения внешнеторговой операции . Определяется

как максимально допустимое значение времени исполнения внешнеторговой операции n, при котором годовая рентабельность инвестированного в сделку капитала равна годовой рентабельности инвестированного капитала такого же объема при вкладывании капитала в наиболее ликвидные и надежные инвестиционные проекты, предоставляемые рынком.

Пороговое значение времени исполнения внешнеторговой операции определяется графическими или численными методами.
Относительные критерии временной окупаемости:

10. Пороговый коэффициент исполнения внешнеторговой операции (10)

Определяется как отношение порогового значения времени исполнения внешнеторговой операции ко времени исполнения внешнеторговой операции n. Чем больше данный коэффициент, тем выгоднее становится для инвестора данная сделка, по сравнению с инвестициями в другие проекты, предлагаемые рынком.

11. Коэффициент безубыточности внешнеторговой операции (11)

Определяется как отношение временной точки безубыточности внешнеторговой операции ко времени исполнения внешнеторговой операции n. Чем больше данный коэффициент, тем меньше у инвестора шансов получить убытки по внешнеторговой операции.

12. Коэффициент окупаемости внешнеторговой операции (12)

Определяется как отношение времени исполнения внешнеторговой операции n к сроку окупаемости m внешнеторговой операции Чем больше данный коэффициент, тем быстрее происходит процесс возврата первоначально инвестированного во внешнеторговую операцию капитала.
Для того, чтобы инвестиционные критерии производили отбор внешнеторговых операций в соответствии с выбранной инвестиционной политикой и целями инвестирования, кроме определения самих инвестиционных критериев, необходимо определить значения или интервалы значений данных критериев. К тому же, выбор нескольких инвестиционных целей подразумевает наличие их приоритета. Поэтому из выбранных критериев мы должны выделить главный и вспомогательные критерии. Ранжирование внешнеторговых операций происходит по главному критерию, а вспомогательные критерии производят отсеивание внешнеторговых проектов. Например, критериальный анализ может проводиться на основе следующих определений:
Табл. 1 Примеры инвестиционной политики внешнеторговой фирмы.




Инвестиционная политика

Цель

инвестирования

Критерий

инвестирования

Значения

критериев

1

Наступательная

Максимизация прибыли


Прибыль NP

Максимально допустимое

Увеличение доли рынка


Выручка от реализации TO

Не менее

20 000 USD


2

Оборонительная

Фиксированное значение рентабельности

Годовая рентабельность

инвестированного капитала

80 % годовых

Уменьшение риска внешнеторговых операций

Временная точка безубыточности внешнеторговой операции .

Не менее

5 месяцев

Пороговый коэффициент

Не менее 2

3

Комбинированная

Максимизация рентабельности собственного капитала

Годовая рентабельность

собственного капитала .

Максимально допустимое

Уменьшение риска внешнеторговых операций

Срок окупаемости m

Не более 2 месяцев

Коэффициент безубыточности

Не менее 4


Формирование инвестиционного портфеля фирмы во внешнеторговых операциях.
После того, как была определена инвестиционная политика фирмы и ее цели, выбраны критерии инвестиционного отбора и определены их значения, аналитики фирмы приступают к процессу формирования инвестиционного портфеля во внешнеторговых операциях.

Проведение критериального анализа планируемых внешнеторговых операций
Критериальный анализ планируемых внешнеторговых операций включает в себя следующие этапы:

  1. Получение исходных данных планируемых внешнеторговых операций;

  2. Расчет экономических показателей планируемых внешнеторговых операций и сведение полученных данных в сводную таблицу

  3. Ранжирование и отбор планируемых внешнеторговых операций согласно выбранным инвестиционным критериям

Для того, чтобы анализ носил конкретный характер, рассмотрим его на примере анализа внешнеэкономической деятельности абстрактной коммерческой фирмы, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля товарами масоового производства, например стиральными порошками. На внутреннем рынке через собственную розничную сеть фирма торгует импортными стиральными порошками, а на экспорт оптом поставляет более дешевые стиральные порошки отечественного производства.

Табл. 2 Исходные данные планируемых внешнеторговых операций


Параметры внешнеэкономическоко контракта

Ед.

Изм.

Номер контракта

Импорт

Экспорт

1

2

3

4

5

I. Внешние параметры контракта






















Цена продажи единицы товара в валюте

PR

у. е.

15,8

15,0

16,0

16,4

18,0
Планируемый объем продаж товара

Q

шт.

2 200

2200

2200

1800

2300

Планируемый срок исполнения сделки в периодах

n

Мес.

2

1,5

2

2,5

2

II. Макроэкономические параметры контракта






















Курс национальной валюты на день отгрузки (реализации) товара

Kex

BYB

1000

1000

1000

1050

900

Темп изменения обменного курса валюты-платежа за период

а

-

+0,01

+0,01

+0,01

-0,01

-0,025

Темп изменения инфляции за период

b

-

0.025

0.025

0.025

0.025

0.025

III. Внутренние параметры контракта






















Стоимость покупки или изготовления единицы товара

PRc

BYB

10 000

9 500

9 800

9 000

9 200

Величина переменных затрат

(на сделку)

VC

BYB

3000 000

3200 000

3200 000

3600 000

3800 000

Величина постоянных затрат

( в период)

FC

BYB

4000 000

4000 000

4000 000

4000 000

4000 000

Величина периода исполнения сделки n в сутках

T

Сут.

30

30

30

30

30

Коэффициент налогообложения в выручке от реализации (устанавливается эмпирически 0...1)

Ktx

-

0.10

0.10

0.10

0.10

0.10

Коэффициент учета постоянных затрат (0...1)

Kfc

-

0.10

0.10

0.10

0.10

0.10
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации