Топливно-энергетический комплекс мира

скачать (4110.5 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


стр. из
Лунёв Станислав Топливно-энергетический комплекс мира

Тема реферата: «Топливно-энергетический комплекс мира»

Вступление стр.2
  1. Нефтяная промышленность стр.7





    1. Состав отрасли стр.7

    2. Добыча нефти стр.8

    3. Мировой рынок нефти стр.8

    4. Россия и Китай. Перспективы энергетического сотрудничества стр.9

    5. Страны СНГ на мировом рынке нефти стр.12

    6. Нефтепереработка стр.15

    7. Проблема Каспийской нефти стр.16

    8. Цены на нефть стр.17

    9. Экономическая политика в зеркале интересов ТЭКа стр.19

    10. Проблемы и возможности развития отрасли стр.19




  1. Электроэнергетика стр.21



    1. Определение отрасли и её состав стр.21

    2. Гидроэнергетика стр.22

    3. Атомная и ядерная энергетика стр.22

    4. Единая энергосистема. РАО «ЕЭС России» стр.24

    5. Обзор состояния энергетики на 1999 год стр.33




  1. Газовая промышленность стр.38




    1. Газовая промышленность на рубеже столетий стр.38

    2. Стратегия развития газовой промышленности и государственная энергетическая политика до 2020 года стр.40

    3. Развитие сырьевой базы природного газа стр.48

    4. Основные закономерности энергопотребления в мире и роль нефтегазового комплекса в выходе России из системного экономического кризиса стр.54




  1. Нетрадиционные источники энергии стр.65




    1. Минеральные ресурсы стр.65

    2. Геотермальные ресурсы стр.65


Заключение стр.70

Приложения стр.72

Список использованной литературы стр.73
Вступление

Тема Топливно-энергетического комплекса меня интересовала всегда: я знал, что электроэнергия и топливо не берутся из воздуха и, что мы потребляем эти ресурсы уже в обработанном виде, но кто и как их добывает и перерабатывает я стал узнавать сравнительно недавно и то только из-за того, что тема ТЭКа в последнее время очень широко освещается в СМИ. Но проблема энергоресурсов будоражила умы многих учёных на протяжении ни одного столетия, а в современном мире проблема ресурсообеспеченности стоит на одном из первых мест среди глобальных проблем человечества. Мне стало интересно: «Кто устанавливает цены на энергоресурсы?», «Почему говорят, что падение цен на нефть существенно отразиться на российском бюджете?», «Где и как добываются основные энергетические ресурсы мира?», «Как электроэнергия доставляется к потребителю?», «Почему эта отрасль приносит такие огромные прибыли?», «Что будет, когда энергетические ресурсы исчерпают себя?», «Какие ещё существуют источники энергии?». Ответы на эти и сотни других вопросов я попытался найти в газетах, журналах, книгах, учебниках и интернете. Всё изложенное ниже является результатом многомесячной работы, начатой ещё в 1999 году, когда ситуация в ТЭКе была совершенно другой. Её изменение отслеживается практически во всех пунктах реферата.

Надеюсь, эта тема интересует Вас ничуть не меньше чем меня, и Вы сможете узнать из моей работы много нового и интересного.

Свой реферат я решил начать с выступления и.о. Президента РФ В.В. Путина 3 марта 2000 года на Всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса России. Уверен, что его речь содержит наиболее свежую информацию о состоянии ТЭКа на сегодняшний день.

Выступление и.о. Президента РФ В.В. Путина на Всероссийском совещании по развитию топливно-энергетического комплекса России

3 марта 2000 года,
г. Сургут


Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!

Это совещание мы готовили давно. Организовано оно и проходит прежде всего по инициативе руководителей отраслей ТЭКа.

Именно руководители крупных нефтяных компаний, Газпрома и некоторых структур Правительства обратили внимание на то состояние, в котором находится отрасль, и на необходимость рассмотрения всех проблем, которые здесь складываются, на перспективу.

Уверен, что все сидящие в зале поддержат эту позицию и согласятся с тем, что государство нуждается в выработке плана развития отраслей ТЭКа хотя бы на обозримую перспективу.

То, что происходило за последние годы, с одной стороны, позволило, как здесь только что было сказано, не только почувствовать глоток воздуха самим отраслям ТЭКа, но и всей промышленности, которая в значительной степени и развивалась за счет ТЭКа. И это не случайно, потому что то положение несущей конструкции, которое ТЭК прочно занял в экономике бывшего Советского Союза, а потом и России, не только сохранилось, но и было закреплено за последнее время.

С 90-х годов российский ТЭК начал новую жизнь. Он испытал трудности и выгоды новых принципов ведения хозяйства.

В последние годы ТЭК являлся, как я уже сказал, фактором стабилизации в экономике России. В предстоящем десятилетии он должен стать фактором роста. Вот к этому мы должны стремиться, и мы рассчитываем на то, что сегодня будут высказаны не только критические замечания в адрес того, как Правительство организует работу в области ТЭКа, но и будут сделаны конкретные предложения по поводу того, что нам нужно делать в ближайшие годы и на перспективу.

Сегодня энергетический сектор обеспечивает до 30 процентов доходов консолидированного бюджета, дает почти 45 процентов валютных поступлений и около 30 процентов объема промышленного производства страны.

1999 год. Результаты такие: ТЭК вышел на траекторию роста. Это мы с вами хорошо знаем, и по региону, где мы находимся, то же самое. Здесь рост, как мне сказали, процентов восемь примерно, во всех отраслях ТЭКа. Наибольший рост производства достигнут в угольной промышленности, там более семи процентов. Добыча нефти выросла на 0,5 процента, минимальный размер. Наметилось совсем незначительное снижение показателей по газу. Точнее сказать, темпы снизились.

Объем нефтепереработки увеличился на десять процентов, потребление электроэнергии - более чем на два процента. Объем капиталовложений в ТЭКе в целом вырос более чем на 15 процентов.

Удалось снизить социальную напряженность в комплексе. В значительной степени урегулированы споры с трудовыми коллективами угольщиков. Задолженность по зарплате в отраслях ТЭКа снизилась почти на 17 процентов.

Вместе с тем, запас прочности, который создавался инвестициями предыдущих десятилетий, практически исчерпан. Основные производственные фонды устарели, износились. Все это угрожает нормальному энергоснабжению страны и бюджетным доходам.

Есть другая сторона вопроса. Специфика отрасли - зависимость от мировой конъюнктуры цен на нефть. Для государства это всегда угроза финансовых и социальных потрясений, подобных тем, которые были в 98-м году.

Мне не хочется сейчас напоминать о том, какие последствия наступят при падении цен, но к этому мы должны быть готовы всегда. Хотя мы исходим из того, что крупномасштабного обвала не будет, но мы должны быть уверены в энергетической безопасности страны, а в итоге - и в социальной стабильности.

Необходимо стремиться к более рациональной структуре внешнеторгового оборота, уменьшать вывоз сырья и при этом увеличивать экспорт нефтепродуктов, товаров нефтехимии, электроэнергии, продуктов других отраслей промышленности.

Мы ощущаем уже начало подъема промышленности. Однако в ряде регионов рост производства сдерживается именно нехваткой платежеспособного спроса на энергетические ресурсы, да и самих ресурсов не хватает. В некоторых отраслях производства на крупных предприятиях происходит даже сокращение рабочих. На первом этапе набрали, увеличили обороты, а потом в связи с тем, что не хватает электроэнергии, теплоснабжения, приходится сворачивать производство и сокращать рабочие места.

В интересах государства - в интересах долгосрочных, стратегических - увеличивать поставку энергоносителей на внутренний рынок. Естественно, это возможно только при соблюдении определенных условий: сокращения неплатежей, роста производства в перерабатывающих отраслях.

Один из стратегических выводов заключается в том, что государству надо занять активную линию защиты отечественных предприятий ТЭКа на международной арене. Любые вводимые против наших компаний и товаров ограничения должны подвергаться тщательному изучению и оспариваться. А еще лучше - пресекаться.

Я думаю, что раньше этим занимались недостаточно эффективно. В новых условиях без этого не обойтись. Нужна дипломатическая поддержка в ликвидации неплатежей иностранных партнеров, в снижении ими транзитных и прочих тарифов. Соответствующие директивы будут направлены во все российские посольства и торговые представительства.

Вы знаете не хуже меня, как активно другие государства защищают своих товаропроизводителей на внешних рынках. Государственные деятели иностранных государств - наших партнеров не стесняются ставить эти вопросы на самых высоких уровнях, без всяких вопросов впрямую ставят и ждут результата. Более того, еще и агрессивно настаивают на этом результате. Резервы, конечно, здесь есть, они огромны. Например, общий долг стран СНГ по поставкам топливно-энергетических ресурсов оценивается сейчас в общем, примерно, в 70 миллиардов рублей.

Наши интересы - это развитие на сахалинском направлении и выход в Карское море. Ускорение строительства новых портовых комплексов на Балтике и Черном море, модернизация действующих и прокладка новых трубопроводов, укрепление единого рынка энергоносителей России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Туркменистана. Проведение энергетических, газовых и нефтяных мостов в Китай. Активное взаимодействие с Азербайджаном и Турцией.

Мы должны торговать энергоносителями как можно с большим числом стран, искать новых партнеров. Мы должны строить свою работу, исходя из геостратегических интересов Российской Федерации.

Сегодня структура добычи углеводородного топлива не совпадает со структурой его потребления внутри страны. Так называемая "газовая пауза" - период, когда в пять раз выросла добыча газа и в три раза - удельный вес газа в топливном балансе страны, в принципе, заканчивается.

И потому следующий вывод заключается в том, что нужно срочно менять подход к структуре топливно-энергетического баланса. В основе нового взгляда на проблему должна лежать оптимизация соотношения цен на отдельные взаимозаменяемые энергоресурсы - уголь, газ, мазут.

Действительно, важный вопрос - разработка государственной энергетической стратегии России до 2005-2015 года. Ее реализация должна обеспечить энергетическую безопасность страны и предпосылки для продолжения экономического роста в России.

Для вхождения в мировую экономическую систему нужна промышленность, которая эффективно и экономно использует энергоносители. У нас же за последнее десятилетие удельная энергоемкость ВВП возросла на 21 процент вместо падения.

Очевидно, что масштабное уменьшение энергоемкости экономики вызовет рост эффективности производства и даст импульс внедрению высоких технологий.

Один из серьезных и для государства, и для предприятий отрасли вопросов, на мой взгляд, - совершенствование механизма экспортных пошлин. Обязанность государства - обеспечить его прозрачность и ясность. Отсюда и один немаловажный вывод: нужны гарантии, что пошлины не будут произвольно меняться, что по этим вопросам не будет приниматься единоличных административных решений, а изменение ставок пошлин должно быть жестко увязано с динамикой мировых цен на энергоносители.

Я не знаю, может быть, не все присутствующие в зале в курсе, но сейчас Правительство пытается разработать такой механизм.

Этот новый подход даст возможность компаниям добиться эффективного инвестиционного планирования и привлечет инвесторов. Убытки от падения мировых цен не должны ложиться бременем на бюджет. Прибыль от роста несправедливо присваивается.

Нуждается в уточнении и налоговая политика. Она должна быть прежде всего нацелена на достижение не только бюджетного, но и инвестиционного эффекта. Это мы тоже прекрасно понимаем.

И вообще, не буду сейчас вдаваться в подробности, но, конечно, основа всей нашей деятельности будет направлена на то, чтобы снижать налоговое бремя не только в целом в экономике, но и в областях ТЭКа в том числе.

Вместе с тем нужно повнимательнее посмотреть, что происходит и сегодня в налоговой сфере. И не только у Правительства, но и, как раньше говорили, "у широких масс трудящихся", населения, у граждан часто возникает закономерный вопрос - сколько денег ТЭКа в тех полутора миллиардах долларов, которые ежемесячно утекают из страны. В конце концов, недра принадлежат государству. Ни для кого уже не секрет, что нефтяные компании используют оффшоры: и зарубежные, и наши доморощенные.

Не все ясно и с так называемыми "масштабными российскими инвестициями за рубежом", особенно в условиях инвестиционного голода в самой России. Должен сказать, что мы не против цивилизованной работы с оффшорами, хотя поднимать этот вопрос даже здесь, честно говоря, не хотелось бы. Я думаю, что нужно говорить просто о более совершенной налоговой системе.

Главное направление движения - создать в России привлекательные, стабильные условия инвестирования. Требует оперативного исправления ситуация с разведанными запасами. В результате обвального спада геологоразведочных работ за последние восемь лет в целом по стране запасы уменьшились более чем на 9,5 процентов. В Западной Сибири - более чем на 16 процентов. Приросты запасов не компенсируют даже текущую добычу энергоресурсов.

По существу, идет проедание ранее разведанных запасов. И такое положение, вы понимаете это не хуже меня, а гораздо лучше, просто опасно. Цивилизованный мир делает прямо наоборот: разведка запасов опережает темпы текущей добычи. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство о недропользовании. Компаниям нужны стимулы для проведения геологоразведочных работ за счет своих средств. У небольших компаний должен появиться интерес к эксплуатации недоиспользованных месторождений. Насколько я понял сегодня из рассказа руководителя "Сургутнефтегаза", не только малые компании, но и крупные компании готовы к такой работе.

Большая проблема в нефтеперерабатывающей промышленности - глубина переработки. Ее средняя величина на заводах России составляет 67 процентов. Вы знаете, что в Штатах, например, 90. И в мире, в среднем, примерно такой показатель. Ясно, что это должно быть увеличено. Но это увеличение должно быть тесно связано с созданием условий для сокращения потребления мазута в электроэнергетике. То есть увеличение глубины переработки не должно порождать нового кризиса в обеспечении экономики и населения теплом и электроэнергией. Это необходимо учесть и Минтопэнерго, и Минэкономики.

Следующий вопрос - это вопрос, который нас, как вы догадываетесь, интересует сегодня, во всяком случае в текущей нашей работе, может быть, больше всего - дисциплина платежей как в стране в целом, так и в ТЭКе. Нужно признать, государство в значительной степени само порождало неплатежи за энергоресурсы.

Конечно, такая ситуация нетерпима и многие шаги для ее исправления нами уже делаются. Например, введены лимиты потребления. Мы понимаем, что это недостаточно. Это скорее административные меры.

Задача государства - полностью ликвидировать задолженность бюджетных потребителей перед поставщиками энергоресурсов. Эти меры должны стать составной частью целостной концепции развития ТЭКа. Однако существует много претензий и к нефтяным компаниям. Думаю, что требования к головным компаниям за долги их дочерних структур должны быть жестче со стороны государства.

Теперь несколько слов о проблеме энергоснабжения. Эта тема все еще не стала актуальной ни для предприятий, ни для населения, и потому работу по повышению эффективности использования энергоресурсов придется активизировать. Это тем более важно, что переход на энергосберегающие технологии, более эффективная организация потребления энергии позволят повысить тариф, а значит и доходы ТЭКа в целом.

При таких низких тарифах, как сейчас, ни предприятиям, ни населению нет никакого резона экономить энергию. Более того, невыгодными становятся и инвестиции в энергосбережение. Я думаю, что здесь, что касается населения, нужно вводить более прогрессивные формы стимулирования населения к тому, чтобы электроэнергию экономили. И такие формы в принципе есть.

Хотел бы обозначить также позицию Правительства по отношению к естественным монополиям. Мы понимаем, эти компании несут большую нагрузку по энергоснабжению страны. И потому будем всемерно помогать им, но не менее важно контролировать их работу. Уверен, нельзя допускать изменения их структуры без четкого понимания последствий таких шагов для государства. К этим вопросам мы будем подходить очень аккуратно.

Правительство также будет поощрять конкуренцию и развитие новых производств всеми компаниями. Но что мы просто обязаны сделать, это добиться прозрачности финансово-хозяйственной деятельности всех предприятий комплекса. В руках государства регулирование доступа к недрам, к системам транспортировки топлива и энергии и потому наша прямая обязанность - жестко контролировать соблюдение условий лицензионных соглашений. Нарушителей - лишать права пользования недрами. Мы проведем в ближайшее время инвентаризацию того, что есть в этой сфере, и будем принимать решение.

Понимаю, какую реакцию может вызвать мое заявление, но по-другому мы поступать не можем дальше. И торговать самими лицензиями тоже нужно прекратить.

Стратегические цели, между тем, у нас совпадают со всеми компаниями, работающими в этой сфере. Это развитие экономики страны и превращение ТЭКа в фактор роста. Тактические задачи надо обсуждать и согласовывать, исходя из этой перспективы. Ясно, что все перечисленные проблемы не могут решаться в отрыве друг от друга. Частичные или половинчатые меры лишь усугубляют ситуацию, порождают новый кризис. Еще раз хотелось бы повторить: все решения нужно принимать строго в рамках общеэнергетической стратегии, основная цель которой - энергетическая безопасность страны, повышение эффективности экономики и конкурентоспособности страны в целом.

Я бы на этом хотел закончить.

Предлагаю дальше перейти к вашим выступлениям и к более живому обмену мнениями, чтобы нам использовать нашу сегодняшнюю встречу для того, чтобы поговорить не только с трибуны, но и неформально.

Спасибо большое за внимание.1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации