Социальная поддержка детей-инвалидов, как объект административно-правового регулирования на примере Тюменской области

скачать (342.6 kb.)

  1   2   3




СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов

1.2 Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов

1.3 Система и структура органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей курсовой. Анализ норм законодательства о социальном обеспечении позволяет сказать о преимущественном использовании законодателем дефиниции «социальная поддержка» в отношении детей-инвалидов, нуждающихся в помощи государства. Поэтому в настоящее время уже можно говорить о наметившейся тенденции к унификации терминологии в этой области законодательства. Представляется, указанная тенденция вполне могла бы повлиять и на выработку единого подхода к разграничению компетенции органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки.

Безусловно, специфика законодательства о социальной поддержке детей-инвалидов осложняется и наличием массива нормативных правовых актов субъектов РФ. При этом их содержание, как правило, зависит от наличия денежных средств в бюджете субъекта РФ. Предоставляя ту или иную меру социальной поддержки детей-инвалидов, субъект РФ, очевидно, стремится к уменьшению расходной части своего бюджета. Такое обстоятельство не может не повлиять не только на количество и содержание мер социальной поддержки гражданам, но и на порядок и условия их предоставления.

Таким образом, выбранная для исследования тема представляет несомненный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, и подтверждает актуальность данного исследования.

Настоящее исследование представляет собой попытку комплексного изучения нормативно-правовых основ социальной поддержки детей-инвалидов в его современном содержании, а также анализа перспектив развития.

Объектом исследования курсовой работы являются урегулированные правом взаимоотношения органов, реализующих меры социальной поддержки гражданам, а также отношения, возникающие между этими органами и детьми-инвалидами в связи с предоставлением последним мер социальной поддержки.

Предметом исследования курсовой работы выступают нормативно-правовые акты и реальные правоотношения, регламентирующие предоставление мер социальной поддержки гражданам, а также практика органов исполнительной власти региона Тюменской области.

Целью курсовой работы является комплексное изучение правовой природы социальной поддержки детей-инвалидов, состояние и перспектив развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки этой категории граждан, детальный анализ правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, обобщение имеющихся научных сведений и результатов практики органов исполнительной власти региона Тюменской области и выработка на их основе научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования, устранению имеющихся пробелов и коллизий, а также определению направлений его дальнейшего развития.

Для достижения данной цели курсовой работы предполагается решение следующих задач:

- провести теоретический анализ понятия «социальная поддержка», правовых категорий «льгота», «гарантия», «социальное обеспечение», «социальная защита»;

- охарактеризовать социальную поддержку детей-инвалидов как один из видов социального обеспечения;

- определить состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области;

- выявить необходимость разработки и принятия единых государственных социальных стандартов социальной поддержки детей-инвалидов;

- рассмотреть систему и структуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов;

- исследовать правовой статус органов, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области;

- проанализировать практику органов исполнительной власти Тюменской области в сфере социальной поддержкидетей-инвалидов;

- разработать и обосновать предложения по совершенствованию компетенции органов, реализующих меры социальной поддержки граждан.

Методологическую основу курсовой работы составляют методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный, функциональный, метод анализа, синтеза) и специальные (сравнительно-правовой, нормативно-логический, историко-юридический, структурно-функциональный, статистический и другие) методы познания.

Применение названных методов позволило провести комплексное изучение административно-правовых основ социальной поддержки детей-инвалидов, выработать отдельные предложения и рекомендации по совершенствованию регламентирующих его норм. Методологической основой для выработки понятий послужили законы формальной логики и правила лингвистики.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. С помощью социальной политики реализуется одна из важнейших функций государства – социальная. В силу взаимозависимости политики и экономики можно с уверенностью сказать, что эффективность социальной политики государства предопределяется ростом его экономики. Полагаем, социальная политика государства должна быть направлена на сбалансирование экономических и социальных интересов государства для обеспечения его экономического роста.

Анализ состояния социальной политики России позволяет рассматривать социальную поддержку в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова – это форма выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам (детям-инвалидам). В свою очередь, целью социальной поддержки детей-инвалидов является претворение в жизнь социальной политики государства.

Узкий смысл социальной поддержки детей-инвалидов требует дополнительного исследования. В настоящее время законодатель не закрепляет определение данному термину1.

В то же время, вводя новый термин в оборот, законодатель не потрудился определиться с его значением. Исследование показало, что в одних случаях он указывает на замену льгот и компенсаций мерами социальной поддержки, в других – он заменяет только термин «льготы» мерами социальной поддержки, в третьей ситуации под мерами социальной поддержки понимаются «социальные гарантии». При этом заметим, что в одном и том же нормативным правовом акте законодатель называет мерами социальной поддержки компенсации и льготы, в последующем заменяя льготы словами «возмещение вреда и меры социальной поддержки». В результате можно сделать вывод о недоработке законодательства в части определения термина «социальная поддержка» и ее мер2.

Исследование норм международного права позволяет утверждать, что социальная поддержка как термин не используется в основных международных нормативных актах. Но, тем не менее, в них прослеживается закрепление отдельных мер социальной поддержки в качестве видов социального обеспечения.

В то же время проведенный анализ показывает, что правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов заключается в соблюдении принципа солидарности граждан и поколений и основана на перераспределении части средств в пользу данной категории граждан.

Но мой взгляд, сущность социальной поддержки заключается в оказании государством помощи отдельным категориям граждан. Социальная поддержка детям-инвалидам является частью их социального обеспечения, наряду с инвалидным обеспечением или обеспечением пособиями, поскольку, по сути, социальная поддержка – это социальная помощь.

Таким образом, в узком смысле социальная поддержка означает обеспечение детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, построенное на перераспределении части средств в целях оказания помощи детям-инвалидам. Мерой социальной поддержки является вид помощи, оказываемый государством таким категориям граждан3.
1.2 Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов
Неопределенность законодателя по вопросу о понятии «законодательство» никак не может положительно сказываться ни на развитие отечественной юриспруденции, ни на практике правоприменения. Поэтому необходимо согласиться с учеными, выдвигающими предложение о необходимости единообразного нормативного закрепления понятия «законодательство», например, в Федеральном законе «О нормативных правовых актах».

На мой взгляд, понятие «законодательство» правильнее было бы толковать именно в широком смысле слова. В пользу данного утверждения выступает положение о взаимосвязи права как системы общеобязательных, формально определенных правил поведения, и законодательства как системы нормативных правовых актов. Общепризнанно, что эти два понятия соотносятся как содержание (право) и форма (законодательство). Поэтому в целях настоящего исследования законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов трактуется в широком смысле. При этом необходимо обратить внимание, что законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов является составной частью как законодательства о социальном обеспечении детей-инвалидов (оно включается в его состав в качестве института, в некотором смысле дополняющего самостоятельный институт социального обеспечения о льготах и компенсациях), так и административного законодательства (в части, определяющей систему и структуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, и их компетенцию).

Законодательство носит системный характер. Можно предположить, что системность как свойство, присущее как в целом законодательству, так и, в частности, законодательству в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, заключается в том, что нормы, образующие ее, представляют собой упорядоченную совокупность, что объясняется наличием иерархии среди них. Вместе с тем, градация норм, их соподчинённость, взаимозависимость и взаимообусловленность не исключает их единства. Единство это проявляется двояко: с одной стороны, это единство содержания - принципов правового регулирования, основных положений (понятий, терминов), с другой стороны: это и единство формы, взаимосвязь актов, составляющих законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов.

С сожалением приходится констатировать, что данные положения во многом остаются теоретическими изысканиями, и не находят отражения в действующем законодательстве. Нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки детей-инвалидов зачастую характеризуются отсутствием единообразного применения терминов, страдают неточностью формулировок. В качестве примера можно привести факт отсутствия в законодательстве понятия социальной поддержки детей-инвалидов. В федеральном законодательстве закрепляются нормы, которые вызывают трудности у правоприменителей на уровне субъекта РФ. В некоторых случаях субъектам РФ предоставляются права в формировании регионального законодательства в сфере социальной поддержки детей-инвалидов, в то время как необходимо на федеральном уровне установить общие положения.

Справедливости ради необходимо отметить, что постепенно законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов начинает выстраиваться в определенную систему. Принятые за последние два года нормативные правовые акты положили начало формированию федеральной и региональной системы законодательства в данной сфере, так как законодательство о социальной поддержке детей-инвалидов находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Однако полностью система законодательства еще не выстроена.

Системный подход к организации общефедеральных и региональных актов позволит им взаимообеспечивать друг друга в процессе юридического регулирования, создавать единое правовое пространство. Следует согласиться с учеными, которые высказываются о необходимости разработать и принять специальный нормативный акт «О системе нормативных правовых актов». В то же время, представляется правильным встроить в качестве подсистемы (блока) в систему региональных актов также систему муниципальных правовых актов.

Таким образом, можно сформулировать возможное определение понятия «законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов». Это система иерархически связанных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, содержащих нормы, направленные на реализацию в отношении детей-инвалидов мер социальной поддержки.

Нормы института социальной поддержки «разбросаны» по различным нормативным правовым актам: федеральным и региональным, законам и указам, постановлениям. Законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов разрозненно, страдает пробелами. Это - отражение негативных процессов, имеющих место в административном законодательстве и законодательстве в области социального обеспечения. Сказывается недостаточная теоретическая изученность проблемы. Выход видится только один – необходима систематизация всех норм о социальной поддержке детей-инвалидов. Формой систематизации должна быть кодификация в виде кодекса или основ законодательства4.

Последние годы характеризуются интенсивной работой по упорядочению российского законодательства, систематизацией самых разнообразных актов. Принимаются традиционные для России кодификационные акты, например, Гражданский, Уголовный и другие кодексы; многие акты принимаются впервые – Градостроительный, Водный, Воздушный кодексы. Однако приходится констатировать, что кодификационные процессы мало затронули административное законодательство. Единственный институт административного права, который систематизирован, это институт административной ответственности.

Безусловно, процесс систематизации очень длительный. Однако, учитывая, что в современных условиях законодательство о социальной поддержке детей-инвалидов регламентируется различными по юридической силе, по содержанию нормативными правовыми актами, следует признать, что его достаточно трудно систематизировать. Скорее это должно быть несколько этапов работы по систематизации законодательства.

Первый этап систематизации законодательства в сфере социальной поддержки детей-инвалидов характеризуется разработкой и принятием Концепции социального государства. В настоящее время уже сформирована Концепция социального государства, согласно которой социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью обеспечение гражданам достойной жизни, создание условий для свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности.

На основе Концепции социального государства необходимо разработать государственные социальные стандарты (второй этап). На мой взгляд, понятие и виды государственных социальных стандартов необходимо отразить в федеральном законе «О государственных социальных стандартах», принятие которого в настоящее время необходимо в целях унификации понятийного аппарата законодательства о социальной поддержке детей-инвалидов. Например, в общих положениях предлагаемого закона представляется важным определиться с базовыми понятиями в данной сфере: «социальное обеспечение», «социальная защита» и «социальная поддержка». Далее необходимо закрепить виды этих категорий, их отличие, компетенцию органов государственной власти относительно порядка представления того или иного вида. При этом важно разграничить компетенцию органов государственной власти РФ и ее субъектов в сфере предоставления государственных социальных стандартов. В этой ситуации, очевидно, что установление видов предоставляемых стандартов следует оставить в компетенции органов государственной власти РФ, а определение их размеров (не ниже действующих на территории РФ) отнести к ведению субъекта РФ.

Заметим, что образование Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития позволило существовать такой ситуации, при которой законодательно установленной системы государственных социальных стандартов не имеется, однако контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания уже осуществляется указанной службой.

Справедливости ради следует отметить, что в регионе Тюменской области имеются некоторые предпосылки на формирование стандартов, но только в сфере социального обслуживания. В настоящее время постановлением главы администрации области утвержден только областной перечень гарантированных государственных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями и предприятиями социального обслуживания. Однако социальная поддержка детей-инвалидов, основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания так и не установлены.

Третий этап систематизации законодательства в сфере социальной поддержки детей-инвалидов вытекает из второго и требует упорядочения законодательства субъектов Федерации в данной сфере.

На четвертом этапе важно кодифицировать законодательство в сфере социальной поддержки детей-инвалидов. В этих целях представляется правильным принятие Социального кодекса Российской Федерации. На наш взгляд, Социальный кодекс РФ объединил бы не только нормы о социальном обеспечении и социальном страховании, но и нормы о социальной поддержке граждан различных категорий, в том числе и детей-инвалидов. В кодексе надлежит систематизировать и упорядочить разные виды пособий, меры социальной поддержки, основы предоставления социального и медицинского обслуживания, закрепить единый понятийный аппарат, определить компетенцию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере установления и предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан. Возможно, принятие Социального кодекса РФ станет шагом на пути систематизации административного законодательства в целом по институциональному критерию.

Наиболее четкое определение социального права, даны Стаховой А.А5., где она отражает его как систему правоотношений и соответствующих правовых норм, в рамках которых определяется содержание и реализуется социальная политика. Учитывая, что социальная поддержка предоставляется государством определенной категории граждан, то эту правовую связь можно назвать социальной услугой государства, направленной на развитие его социальной политики. Таким образом, очевидно, что отношения по предоставлению социальной поддержки детей-инвалидов входит в плоскость социального права как отношения по оказанию гражданам социальных услуг6.
1.3 Система и структура органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов
Система органов исполнительной власти в области социальной поддержки населения состоит из Правительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, соответствующих федеральных служб и агентств и органов исполнительной власти (министерств, департаментов, отделов, управлений) субъектов РФ. Более того, анализ действующего законодательства показывает, что осуществлять полномочия по социальной поддержке детей-инвалидов на уровне субъекта РФ можно тремя путями: образовать территориальный орган федеральной службы, назначить представителя, занимающего должность в центральном аппарате министерства, и передать осуществление части полномочий министерства по вопросам социальной поддержки детей-инвалидов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Наряду с территориальными органами министерства на уровне субъекта РФ могут также образовываться и действовать органы исполнительной власти субъекта РФ.

Главная проблема взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта РФ заключается в некотором дублировании отдельных полномочий.

Поэтому перегруппировка полномочий по реализации социальной поддержки детей-инвалидов соотносится с общей тенденцией социальной политики: передача Российской Федерацией осуществления части своих полномочий субъектам РФ.

Одними из элементов системы являются внешние и внутренние связи субъекта управления с иными субъектами. С сожалением приходится констатировать тот факт, что количество данных связей невелико. Видимо, одной из причин является неурегулированность данной процедуры в рамках указанного министерства, а также в субъектах РФ. Вполне очевидно, что наиболее рациональным выходом может быть принятие Положения о взаимодействии структурных подразделений органов исполнительной власти субъекта РФ, реализующего меры социальной поддержки детей-инвалидов.

Система и структура неразрывно связаны между собой. Вследствие этого, рассматривая вопросы системы органов, реализующих меры социальной поддержки, необходимо остановиться на их структуре.

Из трех типов построения структуры органа (линейный, функциональный, штабной) для рассматриваемых органов представляется наиболее целесообразным именно штабной тип. В настоящее время структура Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы по труду и занятости и органов социальной защиты субъектов РФ отвечает требованиями именно линейно-функционального типа.

Каждый орган исполнительной власти как субъект административного права включает руководящие и неруководящие должности. Анализ структуры органов, реализующих меры социальной поддержкидетей-инвалидов, показал, что для определения оптимального числа подчиненных одному руководителю лиц необходимо выявить не только территорию действия субъекта управления, но численность населения, проживающего на данной территории. Это позволит с наибольшей долей вероятности сгруппировать все должности в структурные подразделения и тем самым выявить необходимое количество руководителей. Исследование этого вопроса применительно к органам социальной защиты детей-инвалидов региона Тюменской области выявило, что количество руководящих должностей значительно превышает число руководимых ими работников, ведет к необоснованному перерасходу денежных средств на оплату труда, поскольку труд руководителей всегда оплачивается выше, нежели подчиненных.

Система органов исполнительной власти субъекта РФ – это составная часть системы органов государственной власти субъекта, а также составная часть системы исполнительной власти Российской Федерации. Система государственных органов власти субъекта РФ устанавливается им самостоятельно, соответственно самостоятельно закрепляется и система органов исполнительной власти субъекта РФ.

Поэтому первой особенностью правового статуса органов, реализующих меры социальной поддержки на уровне субъекта РФ, можно выделить именно их «двухгруппность», то есть осуществление своих полномочий наряду с реализацией однородных функций территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Второй особенностью является то, что при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ранее до 31 декабря 2004 года отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены на уровне субъекта РФ. Рассмотрение данной особенности позволяет признать, что субъекты РФ после 01 января 2005 года вынуждены финансировать значительное число мер социальной поддержки детей-инвалидов, фактически реализуя ранее действовавшие федеральные льготы отдельным категориям граждан. При этом допускается частичное финансирование этих выплат, производимое дополнительно в виде субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов. Однако сумма субсидий не перекрывает действительные затраты, производимые из бюджета субъекта РФ.

Более того, предоставление полномочий субъектам РФ устанавливается за счет средств бюджета субъекта РФ дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, позволило фактически создавать социальное неравенство. Представляется необходимым уточнить данное положение указанием на обязательное предоставление вводимых дополнительных мер также и для лиц, включенных в федеральный регистр как получателей социальной помощи на федеральном уровне.

Перечень органов исполнительной власти, которые субъект РФ должен образовать в силу требований различных федеральных законов, не закреплен. Анализ законодательства о социальной поддержке детей-инвалидов показал, что субъект РФ обязан образовать органы исполнительной власти, реализующие меры социальной поддержки детей-инвалидов7.

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации